Главная » ИНФОЦЕНТР » Новости » О порядке проведения проверок судов в рамках государственного портового контроля
14.07.2016

О порядке проведения проверок судов в рамках государственного портового контроля

При прохождении процедуры портового контроля стоит помнить, что занесение судна в список судов, запрещенных к допуску в порты, не прекращается вплоть до устранения недостатков, послуживших основанием для занесения, даже если собственник судна изменяется путем купли-продажи. 


Положениями международных конвенций (МОРПОЛ, СОЛАС, Конвенция ООН по морскому праву) предусматривается право государство порта, в которое морское судно осуществляет заход, проводить инспекции указанного судна с целью подтверждения его  соответствия условиям указанных конвенций. Предметом проверок является соответствие судна требованиям по безопасности мореплавания, защиты окружающей среды, условия труда моряков на судне.

 

На базе Парижского меморандума о взаимопонимании по контролю судов государством порта, к которому присоединилось большинство Европейских государств, включая Россию, создана и действует универсальная система проверок безопасности судов, которая называется Системой Портового Контроля (далее – СПК).

 

Прибывающие в морской порт суда обязаны представлять информацию о состоянии судна, судовых документов, систем безопасности и экипажа, сбор которой осуществляется в общей СПК «THESIS», доступной администрациям морских портов в странах – участниках Меморандума.

 

Ежедневно указанная система осуществляет формирование профиля риска по каждому морскому судну, подавшему информацию, и производит выборочную селекцию судов, которые подлежат проверке в морских портах. Порядок формирования и содержание профиля риска судна устанавливаются в Приложении 7 к Парижскому меморандуму. В соответствии с результатами проверок, которые проводятся с частотой, определяемой СПК, каждое судно имеет уровень риска: низкий, средний, высокий. Критерии по определению уровня риска для каждого судна содержатся в Таблице 1 Приложения 7 к Меморандуму, и определяются на основании эксплуатационной истории, возраста и иных характеристик судна.

 

Судовладельцы могут самостоятельно рассчитать профиль риска своего судна, однако стоит принимать во внимание, что он изменяется и пересчитывается СПК ежедневно. Основополагающими данными для определения профиля риска судна являются его эксплуатация и мореходное состояние за 36 месяцев. По результатам проверок на базе СПК, суда относятся к Белому, Серому или Черному списку, содержание которых изменяется и публикуется ежегодно.

 

Сбор данных для СПК осуществляется на добровольно-принудительной основе – у судовладельцев имеется обязанность уведомить портовую администрацию в месте прибытия о заходе судна за 24 часа до прибытия, либо за 24 часа до выхода из порта отправления, если переход судна до порта прибытия занимает менее суток. Уведомление должно содержать следующую информацию:

 

-              судовая информация (название, флаг, позывной, ИМО номер);

-              планируемый порт захода;

-              порт отправления;

-              приблизительное время прибытия;

-              приблизительное время ухода;

-              планируемое время пребывания в порту;

-              характеристики судна;

-              планируемые операции в порту;

-              запланированные инспекции, сюрвей, ремонтные работы;

-              дата последней проверки судна в соответствии с Парижским меморандумом.

 

По прибытию судна в порт страны – участника Меморандума, на нем может быть проведена проверка. Инспектор портового контроля, номинированный портовой администрацией, как правило, начинает инспекцию с изучения судовых документов, список которых приведен в Приложении 10 к Меморандуму. Дополнительно, инспектор имеет право подняться на борт для осмотра всех или отдельных помещений на предмет их соответствия заявленной в документах и уведомлении информации. Наконец, инспектор имеет право проверить квалификацию и готовность команды к исполнению профессиональных обязанностей, если у него имеется основание полагать, что экипаж не соответствует установленным стандартам.

 

Типы инспекций по СПК устанавливаются в Приложении 9 к Парижскому меморандуму, и включают в себя первичную инспекцию, углубленную инспекцию, расширенную инспекцию и масштабную инспекционную кампанию. По результатам проверки, инспектор СПК выпускает в отношении судна отчет по форме, установленной в Меморандуме. В случае отсутствия нарушений безопасности, судно получает отчет по Форме А, а при обнаружении нарушений – по Форме Б.

 

При наличии разногласий или неточностей в заключении инспектора портового контроля, капитан судна имеет право обратиться к нему за разъяснениями содержания вынесенного решения, включая ссылки на положения международных морских конвенций, обосновывающих установление недостатка судна.

 

При обнаружении недостатков и несоответствия установленным стандартам, судно подлежит задержанию – ему выдается отказ в выдаче разрешения на выход из морского порта, вплоть до момента устранения выявленных нарушений.

 

Часть нарушений не может быть устранена в порту, в связи с чем судно имеет право покинуть порт для следования на судовые верфи, в место произведения ремонтных работ. Между тем, в случае, если судно покидает порт и не направляется на ремонт, оно попадает в список судов, которому будет запрещен доступ во всем порты стран – участником Меморандума (статья 4.2 Меморандума). Такое судно может быть, в качестве исключения, допущено в порт при наличии нарушений для сохранения жизни и окружающей среды.

 

Попадание судна в список судов, запрещенных к допуску в порты, не прекращается вплоть до устранения недостатков, послуживших основанием для такого попадания, даже если собственник судна изменяется путем купли-продажи.

 

Между тем, в случае, если судну вынесен запрет на основании недостатков, не являющихся существенными в соответствии с техническими приложениями к Меморандуму, судовладелец имеет право подать жалобу на решение инспектора портового контроля в портовую администрацию. В случае удовлетворения жалобы, которая рассматривается в разумный срок во избежание причинения судовладельцу убытков, вызванных неправомерным простоем, решение инспектора подлежит отмене капитаном морского порта, а судну выдается разрешение на выход из акватории.

 

Основываясь на всем вышеизложенном, четкое соблюдение требований международных морских конвенций и содействие в проведении проверок СПК гарантирует не только безопасность мореплавания, но и отсутствие убытков судовладельца от простоя судов при их задержании.

 

© Старший партнер Виктория Жданова

Адвокатское бюро Санкт-Петербурга «Инмарин», 2016

 Другие материалы по теме:

  1. О подготовке судна к проверкам инспекций портового контроля на предмет соблюдения судном требований Международной конвенцией о контроле судовых балластных вод и осадков и управлении ими 2004 года
  2. О новой редакции Положения о капитане морского порта
  3. Оформление судна в режиме «свободной практики»

  4. Отчет о недоступности топлива (FONAR): рука помощи судовладельцам?

Регистрация РМРС 

Требуется консультирование по таможенным операциям в морском бизнесе? Обращайтесь!