В связи с участившимися вопросами лизинговых и страховых компаний, краткий обзор требований государственного портового контроля.
Прохождение государственного портового контроля является важной составляющей международного торгового мореплавания и успешного ведения морского бизнеса, поскольку любая задержка в порту в связи с отсутствием или несоответствием документов, необходимых администрации порта для проверки надлежащего состояния судна может привести к неисполнению договорных обязательств операторов судна и несению убытков.
Государственный портовый контроль в соответствии с международными договорами и правилами нацелен на идентификацию и исключение из эксплуатации судов, не соответствующих разработанным стандартам международной безопасности, защиты окружающей среды и условий проживания, и работы членов экипажа судна. Суда, осуществляющие международные рейсы, должны удовлетворять требованиям основных международных документов, содержащих перечень необходимых для наличия на борту судна свидетельств и регулирующих порядок прохождения портового контроля.
Органами, выполнящими функции государственного портового контроля, являются администрации соответствующих морских портов, во главе с капитаном морского порта (глава V Кодекса торгового мореплавания). В соответствии с Федеральным законом №131-ФЗ от 28.07.2012 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» государственный портовый контроль осуществляется должностными лицами инспекций государственного портового контроля, входящих в состав администраций бассейнов внутренних водных путей. В данной статье будут рассмотрены основные требования следующих международных договоров и правил, стороной и участницей каждой из которых является Российская Федерация:
- Парижский меморандум о взаимопонимании о контроле судов государством порта 1982 года
- Токийский меморандум о взаимопонимании о контроле судов государством порта в Азиатско-Тихоокеанском регионе 1993 года;
- Правила Береговой охраны США (USCG);
- Конвенция о труде в морском судоходстве 2006 года;
- Конвенция по предотвращению загрязнения с судов (МАРПОЛ 73/78).
Парижский меморандум
В Парижском меморандуме перечислены международные инструменты, требованиям которых должны соответствовать суда (раздел 2 Меморандума): Международная Конвенция о грузовой марке 1966 года, Международная Конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 года (СОЛАС 74), Международная Конвенция по предотвращению загрязнения с судов 1973 года с Протоколами 1978 года и 1997 года. Инспекция, согласно требованиям Парижского меморандума (п. 3.2), осуществляется администрациями порта в отношении любого иностранного судна (затраты на проведение инспекций возлагаются на судовладельца или оператора судна, или его представителя в государстве порта) по истечении не менее 1 месяца после последней инспекции, осуществлённой в регионе Меморандума.
Инспекция заключается в посещении судна для проверки свидетельств и документов, перечисленных в разделе 2 Приложения 1 к Меморандуму:
- международное мерительное свидетельство;
- свидетельство о безопасности пассажирского судна;
- свидетельство о безопасности грузового судна по конструкции;
- свидетельство о безопасности грузового судна по оборудованию и снабжению и др.
При отсутствии действительных свидетельств или документов, либо при наличии явных оснований полагать, что состояние судна или его оборудования, или его экипажа, существенным образом не отвечают требованиям применимого инструмента, проводится более детальная инспекция в соответствующей сфере, или расширенная инспекция. Однако расширенная инспекция осуществляется любой из властей только 1 раз в 12 месяцев в отношении нефтеналивных танкеров валовой вместимостью более 3000 и возрастом более 15 лет, навалочных судов возрастом более 12 лет, пассажирских судов возрастом более 15 лет, газовозов и химовозов, возрастом более 10 лет. Процедуры расширенной инспекции, которой может быть подвергнута каждая из перечисленных категорий судов, описаны в п.3 раздела 8 Приложения 1.
Если в результате первоначальной и детальной инспекций состояние судна будет признано субстандартным, администрация порта может приостановить проведение инспекции до тех пор, пока судно не будет соответствовать требованиям применимых инструментов, о чем администрация порта немедленно уведомляет судовладельца.
При обнаружении недостатков, которые представляют очевидный риск для безопасности, здоровья людей или окружающей среды, власти страны могут задержать судно или вынести официальный запрет на дальнейшую эксплуатацию судна с уведомлением в письменной форме администрации государства флага, а также, где необходимо, классификационного общества. Если указанные недостатки не могут быть устранены в порту инспектирования, власть может разрешить данному судну проследовать на ближайшую имеющуюся соответствующую судоремонтную верфь, по выбору капитана и власти. При иных недостатках, если власти предприняли все возможное для их устранения, судну может быть разрешено проследовать в порт, где такие недостатки могут быть устранены.
Если суда выходят в море без удовлетворения требованиям в соответствии с 3.10.1 или 3.11, либо отказываются выполнить требования применимых инструментов путем не захода на указанную судоремонтную верфь, то таким судам по требованию властей будет отказано в заходе в любой из портов государств, власти которых являются сторонами Меморандума, до тех пор, пока владелец или оператор не представят доказательств того, что судно полностью отвечает всем соответствующим требованиям применимых инструментов. Однако судну может быть разрешен заход в конкретный порт соответствующей властью этого государства порта при действии обстоятельств непреодолимой силы, или из преобладающих соображений безопасности, или для снижения или минимизации опасности загрязнения, при условии того, что владельцем, оператором или капитаном судна были осуществлены адекватные меры по обеспечению безопасного захода судна в порт.
Владелец или оператор судна или его представитель имеют право обжаловать решение о задержании или запрете на вход в порты сторон Парижского Меморандума (ПМ), принятое Властью этого государства. Подача апелляции не ведет к приостановлению задержания или запрета на вход в порты ПМ. В случае необоснованного задержания или отсрочки отхода судна, возможно получение компенсации при предоставлении владельцем или оператором судна соответствующих доказательств согласно положениям применимых инструментов.
Кроме того, раздел 1 Приложения 1 к Меморандуму содержит перечень условий, которыми определяется первостепенный приоритет для инспектирования:
- суда, перевозящие опасные или загрязняющие грузы, которые не заявили компетентной власти порта и прибрежного государства всю соответствующую информацию о характеристиках судна, движении судна и перевозимых опасных или загрязняющих грузах;
- суда, явившиеся предметом сообщения или уведомления со стороны другой Власти либо жалобы, исходившей от капитана, члена экипажа;
- суда, которые явились участниками столкновения, были обвинены в предполагаемом нарушении правил по сбросу вредных веществ или сточных вод.
Токийский меморандум
Токийский меморандум содержит во многом аналогичные требования к судам, заходящим в порты стран Азиатско-Тихоокеанского региона. В дополнение к международным инструментам, закрепленным в Парижском меморандуме, содержатся: Конвенция о труде в морском судоходстве 2006 года (МОТ, 2006), Протокол 1992 года об изменении Международной конвенции о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1969 года, Международная конвенция о контроле вредных антиобрастающих систем на судах (Конвенция AFS 2001).
Во исполнение Меморандума власти осуществляют инспекции, состоящие из посещения судна для проверки судовых свидетельств и документов. Первоочередному инспектированию могут подвергнуться суда вследствие уведомления со стороны другой власти, донесения капитана, члена экипажа, явных эксплуатационных недостатков и др.
Периодичность проведения инспекций зависит от так называемого Ship Risk Profile, согласно которому судам в информационной системе APCIS (Asia-Pacific Computerized Information System) присваивается высокая, стандартная либо низкая степень риска по их общим и историческим параметрам. Для судов пониженной степени риска временной период инспекций составляет 9-18 месяцев, стандартной степени риска - 5-8 месяцев, высокой степени - 2-4 месяца.
Если нет существенных оснований, то Власти должны избегать инспектирования судов, которые были уже проинспектированы другими властями в течение предшествовавших 6 месяцев.
Процесс приостановления инспекции и задержания судна аналогичен процессу, описанному в Парижском меморандуме. Если судно выходит в море без удовлетворения требованиям Меморандума, то власти немедленно уведомляют об этом следующий порт, если он известен, государство флага и другие органы, и судно подлежит задержанию в любом порту стороны Меморандума до тех пор, пока оно не удовлетворит требованиям соответствующих инструментов.
СОЛАС 74
Суда, зарегистрированные в странах-участницах Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года (СОЛАС 74), подвергаются проверкам в соответствии с Главой I Конвенции. В этой главе перечислены следующие виды документов, которые должны находиться на борту соответствующего судна: свидетельство о безопасности пассажирского судна, свидетельство о безопасности грузового судна по конструкции, свидетельство о безопасности грузового судна по оборудованию и снабжению и др. Иногда сотрудники береговой охраны проверяют все документы членов экипажа: квалификационное свидетельство; медицинское свидетельство; свидетельство об охране человеческой жизни на море.
Наличие на борту правил «SOLAS» и «MARPOL» обязательно. На все оборудование, спасательное имущество проверяют наличие сертификатов и сроки их действия.
QUALSHIP
QUALSHIP 21 – это программа береговой охраны США, в соответствии с которой ежегодно составляется таблица отслеживания качества иностранных судов тех стран, которые в рамках добровольной системы проверки государств-членов ИМО предоставили службе США копии их отчетов о состоянии судов.
После проверки инспекторами каждое судно должно получить сертификат инспекции, который выдается на определенное время и требует последующих продлений путем предупреждения органов береговой охраны не менее чем за 30 дней до истечения его срока. Судовладелец или оператор судна должны платить ежегодно определенный взнос на проведение инспекций. В случае неоплаты судовладельцы и операторы судов могут быть подвергнуты гражданско-правовым санкциям.
Если в процессе проверки судно получит замечания, касающиеся безопасности жизни на море, то до устранения замечаний судно в рейс не выпускается, по другим мелким замечаниям устанавливается срок их устранения. Проверки с замечаниями влекут за собой штрафы от 1 до 100 тысяч долларов США, а за безвизовый сход на берег даже одного члена экипажа на судно налагается штраф до 25 тысяч долларов США.
Конвенция о труде в морском судоходстве 2006 года
В соответствии с Конвенцией о труде в морском судоходстве 2006 года, каждое иностранное судно, заходящее в порт государства-члена Конвенции, по требованию властей порта предоставляет свидетельство о соответствии трудовым нормам в морском судоходстве и декларацию о соблюдении трудовых норм в морском судоходстве, в качестве первоочередного доказательства соблюдения требований Конвенции. В соответствии с такими основаниями, как отсутствие требуемых документов, несоответствие условий труда и жизни на борту судна требованиям Конвенции, может быть проведена более тщательная инспекционная проверка. Если после ее проведения обнаружится, что условия труда и жизни моряков на борту судна не соответствуют требованиям Конвенции, то уполномоченное должностное лицо уведомляет о недостатках и мерах, которые необходимо предпринять для их устранения, капитана судна, ближайшего морского, консульского или дипломатического представителя государства флага, компетентные органы в следующем порту захода, соответствующие организации судовладельцев и моряков в государстве, в котором проводится инспекция.
Если в результате проведения более тщательной инспекции обнаружено, что судно не соответствует требованиям Конвенции, а также несоответствие является повторным нарушением требований Конвенции, то судну запрещается выходить в море до тех пор, пока не будут устранены несоответствия либо пока должностное лицо не утвердит план действий для устранения таких несоответствий и не убедится в том, что этот план будет выполнен безотлагательным образом.
Если судно неоправданно задержано или произошла неоправданная отсрочка его выхода, то выплачивается компенсация любых понесенных потерь или ущерба. Бремя доказывания в каждом случае возлагается на истца.
МАРПОЛ 73/78
В Приложении 1 к Конвенции МАРПОЛ 73/78 «Правила предотвращения загрязнения нефтью», указано, что «каждый нефтяной танкер вместимостью 150 брутто - регистровых тонн и каждое другое судно вместимостью 400 брутто - регистровых тонн и выше подлежат периодическому освидетельствованию, проводимому через установленные администрацией промежутки времени, но не превышающие пяти лет, чтобы удостовериться, что конструкция, оборудование, системы, устройства, приспособления и материалы полностью отвечают требованиям настоящего Приложения».
В соответствии с Правилом 8 Приложения 1 Международное свидетельство о предотвращении загрязнения нефтью (IOPP) выдается на срок, установленный администрацией, который не превышает пяти лет с даты его выдачи. Свидетельство теряет силу, если на судне без разрешения администрации произведены существенные изменения в конструкции, оборудовании и т.д., если не производились промежуточные освидетельствования. Свидетельство изымается, если фактическое состояние судна не соответствует данным Свидетельства либо не исправлены заявленные инспектором недостатки, в связи с которыми судно не может выйти в море, не представляя неоправданной опасности ущерба для морской среды. Свидетельство, выданное судну, также теряет силу при передаче судна под флаг другого государства. Правительство заинтересованного государства порта должно обеспечить, чтобы судно не покинуло его до тех пор, пока оно не сможет совершить переход только к соответствующему ближайшему судоремонтному заводу, не представляя неоправданной опасности ущерба для морской среды. По таким же правилам в соответствии с Приложениями к Конвенции МАРПОЛ выдаются Международные свидетельства о предотвращении загрязнения при перевозке вредных жидких веществ наливом, о предотвращении загрязнения воздушной среды, о предотвращении загрязнения сточными водами.
Кирилл Маслов
Управляющий партнер АБ СПб «Инмарин»