Главная » ИНФОЦЕНТР » Новости права » NVOCC. Часть 6. Вопросы администрирования и контроля при осуществлении деятельности
20.09.2024

NVOCC. Часть 6. Вопросы администрирования и контроля при осуществлении деятельности

В предыдущем материале были рассмотрены вопросы, связанные с рисками, возникающими в процессе морской перевозки при участии NVOCC, как одного из ключевых участников в логистической цепи. 

Распространенность и масштаб проявления таких рисков, их последствия (включая стоимостное выражение относительно утраченных грузов) обусловили во многом необходимость участия государственного регулирования за деятельностью  NVOCC, а также, создание механизма управления и контроля в рамках наднациональных и международных институтов, обеспечивающих функции саморегулирования в сфере рынка транспортных услуг. Результатом этого явилось создание Международным морским бюро (IMB ICC) Реестра перевозчиков, не владеющих тоннажем (далее – Реестр NVOCC). 

1. Международное администрирование

Реестр начал свою работу в феврале 2019 года. Его основной целью является обеспечение прозрачности в этой сфере бизнесе и усиление борьбы с мошенничеством путем идентификации добросовестных NVOCC.

Перевозчики, занесенные в такой Реестр, принимают на себя обязанности соблюдать Кодекс поведения Международного Морского Бюро, и выдавать надлежаще оформленные коносаменты NVOCC. Требование о регистрации в этом Реестре не является обязательным.  

Реестр является открытым для просмотра, поэтому банки, являющиеся членами ММБ, теперь могут проверить, подписал ли вышеуказанный Кодекс перевозчик NVOCC, заявленный в коносаменте. Нахождение перевозчика NVOCC в Реестре дает банкам и третьим лицам некоторую гарантию того, что выданные таким перевозчиком  коносаменты будут соответствовать стандартам мер по борьбе с мошенничеством в своей деятельности.

Для включения в Реестр перевозчик NVOCC акцептует и присоединяется к Соглашению о Кодексе поведения NVOCCs. В целях реализации Соглашения, (i) в качестве NVOCC признается компания, которая выдает коносамент и берет на себя роль перевозчика груза, и (ii) присоединение к Реестру не освобождает NVOCC от обязанности зарегистрировать свою компанию или деятельность с компетентными местными органами власти.

Пунктом 6 Соглашения предусматривается, что NVOCC, включенный в Реестр,  приложит все усилия для обеспечения того:

  • чтобы любой коносамент, который им выдается как Перевозчиком, отражал истинные факты и обстоятельства перевозки,

  • что он предпримет надлежащие действия обеспечить соответствие действительности содержания, указанного в коносаменте,

  • чтобы он имел полномочия от фактического перевозчика выдать коносамент от его имени.

Положения данного пункта Соглашения предусматривают критерии и признаки, которым должен соответствовать и руководствоваться NVOCC при оформлении выдаче коносамента. Если для оформления коносамента назначен Агент, ответственность за то, чтобы этот агент точно оформил коносамент и соблюдал все надлежащие практики, правила и предписания стран происхождения и назначения, лежит на участвующем NVOCC в качестве Перевозчика.

Согласно п.7 Соглашения, NVOCC гарантирует, что он выдал коносамент, основываясь на достоверной письменной информации, такой как:

  • основной коносамент, выданный фактическим перевозчиком груза, либо,

  • другой письменной информации от фактического перевозчика или стороны, которая, действует от имени фактического перевозчика.

Соглашение предусматривает ответственность NVOCC за ведение учета документации в отношении любого коносамента, который он выдал или который был выдан от его имени, в течение трех лет с даты выдачи коносамента (п.8).

Значительное внимание условия Соглашения уделяют процедурам информационного и документационного обмена, требованиям по исполнению запросов в целях проверки коносаментов (п.9) и последствиям нарушения таких процедур и требований (п.11).

 

2. Национальные системы администрирования и контроля 

Как указывалось ранее, странами с наиболее развитым бизнесом в сфере NVOCC являются США и КНР. Соответственно этому, в них развит и механизм государственного регулирования данной сферы, базовыми элементами которого являются регистрация и лицензирование, а также, другие инструменты, позволяющие осуществлять эффективный государственный контроль за деятельностью NVOCC в рассматриваемом сегменте рынка транспортных услуг.

Вопросы регистрации и допуска NVOCC в указанных юрисдикциях заслуживают отдельного внимания, поскольку они имеют свою специфику. В силу большей открытости источников информации, рассмотрим аспекты регулирования деятельности NVOCC в США (в части создания и допуска NVOCC в КНР можно ознакомиться здесь и здесь).

 

2.1. Общее описание

Для осуществления посреднической деятельности в сфере организации морских перевозок грузов (Ocean Transportation Intermediaries; OTI) в качестве:

  • экспедиторов (Ocean Freight Forwarding), или

  • обычных перевозчиков, не эксплуатирующих суда (NVOCCS)

необходимо получить лицензию от Федеральной морской комиссии (Federal Maritime Commission; FMC), либо, быть зарегистрированным в FMC.

Это зависит от того, является ли претендент на получение статуса NVOCCS базирующимся на территории США либо, на территории иностранного государства.

2.2. Виды компаний (по резидентности)

А) Компании либо индивидуальные предприниматели, базирующиеся в США и желающие предлагать услуги по морским перевозкам в США или из США от своего имени, должны получить лицензию NVOCC, выдаваемую FMC.

Для получения лицензии FMC в каждом NVOCC должен быть как минимум один сотрудник компании, имеющий квалификацию (Qualifying Individual; QI). Такой QI должен иметь подтвержденный опыт работы с морскими грузовыми перевозками в США (не менее трех лет).

В зависимости от бизнес-структуры претендента получение лицензии NVOCC, этот QI быть должностным лицом корпорации заявителя, единоличным владельцем индивидуального предприятия, либо, входить в состав управления как менеджер (управляющий менеджер), или партнер.

В) Компании за пределами США, которые предлагают услуги морских перевозок в США или из США под своим собственным именем, должны зарегистрироваться в Федеральной морской комиссии США (FMC). Они также должны порекомендовать FMC юридического агента для обслуживания процесса в США.

Прежде чем начать операционную в качестве NVOCC, претендент обязан:

  • предоставить FMC финансовое обеспечение,

  • представить и опубликовать тариф, который будет включать также условия коносамента, соответствующего требованиям FMC в отношении NVOCC.

Компания NVOCC, не базирующаяся в США, должна обеспечить свое присутствие в Соединенных Штатах путем открытия и обслуживания неинкорпорированного филиала, со статусом резидента США, и иметь подтверждение Государственного департамента (или эквивалентного органа) в штате/территории, на которой будет расположена компания.

В отношении такой компании в части, касающейся наличия квалифицированного специалиста в сфере морских перевозок (и управляющего лица, действующего от ее имени), действуют такие же требования, как и в вышеуказанном случае.  

 

2.3. Требования FMC для NVOCC по финансовому обеспечению

Правила Федеральной морской комиссии США (FMC) требуют, чтобы все NVOCC предоставляли доказательства финансовой ответственности (46 CFR Part 515 Subpart C). Требования предусматривают следующие параметры такого обеспечения:

  • Лицензированные компании NVOCC и оффшорные компании, базирующиеся в США, обязаны предоставить доказательства финансовой ответственности (в виде поручительства) на сумму 50 000 долларов США (для лицензии морского экспедитора OFF), или 75 000 долларов США (для лицензии NVOCC).

  • Лицензированные NVOCCS, базирующиеся за пределами США, должны предоставить доказательства финансовой ответственности на сумму 75 000 долларов США.

  • NVOCC, не базирующиеся в США, при отсутствии лицензии (зарегистрированные) обязаны предоставить подтверждение финансовой ответственности на сумму 150 000 долларов США; рекомендуется, чтобы зарегистрированная NVOCC использовала лицензию OTI для любых услуг OTI, предоставляемых от ее имени в Соединенных Штатах.

Большинство NVOCC удовлетворяют этим требованиям, оформляя NVOCC-bond (обязательства NVOCC).

Обязательства NVOCC, также известные как обязательства OTI или обязательство формы FMC-84, представляют собой письменное обязательство в форме поручительства (Surety), используемое специально для NVOCC, участвующих в морской торговле между Соединенными Штатами и зарубежными странами. Предоставление такого обеспечения является частью условий для получения лицензии OTI на ведение бизнеса в США. Иностранные NVOCC не обязаны получать лицензию, но должны предоставить обеспечение.

OTI, к которым относятся NVOCC и OFF, несут юридическую ответственность за груз, который они принимают от имени грузоотправителя. В данном случае, обязательство OTI (NVOCC-bond и OFF-bond) защищают грузоотправителей и перевозчиков, заключающих контракты с использованием опциона, в случае, если небрежность или неэтичное поведение со стороны OTI приведут к убыткам.

Финансовые обязательства, обеспеченные по OTI-bond также покрывают штрафы, наложенные FMC на OTI за любые нарушения Закона о реформе морского судоходства (OCEAN SHIPPING REFORM ACT OF 1998).

У этих обязательств есть три стороны: принципал (OFF или NVOCC), кредитор (FMC), и компания-поручитель (Surety). Компания-поручитель предоставляет финансовую поддержку и гарантирует, что OTI будет действовать в соответствии с правилами FMC. Если происходит какое-либо нарушение, подпадающее под юрисдикцию FMC, поручитель вправе подать претензию в отношении cуммы, обеспеченной OTI-bond. Если в ходе расследования выяснится, что претензия соответствует действительности, компания-поручитель выплачивает заявителю компенсацию за произошедшее в соответствии с условиями OTI-bond.

2.4. Регистрация и учет NVOCC

FMC ведет постоянные регистрацию и учет NVOCC, осуществляет мониторинг их деятельности, публикуя сведения на своем сайте.

Кроме того, информация о NVOCC является предметом контроля со стороны Пограничной и таможенной службы США, которая также размещает сведения о NVOCC, осуществляющих трансграничные торговые перевозки в морском и океанском сообщении между США и другими странами.

Константин Бречалов

Адвокат, партнер

Адвокатское бюро Санкт-Петербурга «Инмарин»