Менее года назад АБ СПб «Инмарин» уделило внимание весьма значимому событию в сфере международного морского судоходства - подписанию Конвенции Организации Объединенных Наций «О международных последствиях продажи судов на основании судебного решения» (United Nations Convention on the International Effects of Judicial Sales of Ships), которая известна также под названием «Пекинская конвенция о продаже судов на основании судебного решения».
Появлению вышеуказанной Конвенции предшествовала длительная и основательная работа. По прошествии времени с издания предыдущих публикаций по этой теме, появились новые материалы по аспектам практического применения Конвенции, заслуживающие внимания для их анализа и обзора (из того что не было охвачено ранее).
1. Присоединение к Конвенции
Сальвадор, один из двадцати государств, подписавших Конвенцию по состоянию на 3 июля 2024 года, ратифицировал Конвенцию 23 мая 2024 года. Ожидается, что в течение 2024 года к Конвенции присоединятся еще как минимум две страны, подписавшие ее. В настоящее время в число подписавших ее стран входят Китай, ЕС, Сингапур и Либерия, но не Великобритания.
2. Судебная продажа
Конвенция, разработанная ЮНСИТРАЛ, “регулирует международные последствия продажи судов в судебном порядке, при которой покупателю предоставляется чистый правовой титул” (статья 1 Конвенции).
Конвенция определяет судебную продажу как любую продажу судна, которая утверждена, одобрена судом или другим государственным органом либо путем публичного аукциона, либо по частному соглашению, осуществляемую под надзором суда, и выручка от продажи которой предоставляется кредиторам (пп. “а” статьи 2 Конвенции).
В Конвенции “Судно” определяется как судно, зарегистрированное в реестре, открытом для публичной проверки, которое может быть предметом ареста, ведущего к продаже в судебном порядке, в соответствии с законодательством государства продажи в судебном порядке (пп. “b” статьи 2 Конвенции).
3. Извещения
Конвенция требует, чтобы уведомление о продаже в судебном порядке направлялось судовому реестру, владельцам закладных, ипотек и зарегистрированных обременений (при условии, что реестр открыт для проверки и можно получить расшифровки), судовладельцу, любой стороне бербоут-чартера, учтенной в соответствующем реестре, и любым держателям морских залогов, которые уведомили суд о своих требованиях (п.3 статьи 4 Конвенции).
В приложении 1 к Конвенции указана минимальная информация, которая должна быть указана в уведомлении. В частности, требуется указать имя судовладельца и адрес его проживания или основного места деятельности. Поскольку судно должно быть зарегистрировано в реестре, открытом для публичного ознакомления, обычно можно получить и предоставить подробную информацию об имени и адресе владельца (п.7 статьи 4 Конвенции). Для практического применения такая информация определяется в специальных формах, разрабатываемых и утверждаемых компетентными судами стран-участниц Конвенции.
Конвенцией не предусмотрен минимальный промежуток времени, который должен пройти между датой уведомления о продаже и предполагаемой датой продажи. Таким образом, стороны, получившие уведомление, могут не располагать достаточным временем для реагирования до завершения продажи, отмечают эксперты Hill Dickinson.
Например, в Гонконге форма приглашения к участию в тендере публикуется в местной и международной прессе, таких как South China Morning Post и Lloyds List. Это считается действительным уведомлением для всех заинтересованных сторон. Копии опубликованного приглашения к участию в тендере необходимо направить в Морской суд Гонконга (Admiralty Law). Суд может разрешить распространение подробной информации о судне по другим каналам, таким как судовые брокеры.
Вероятно, текущую практику публикации приглашений к участию в торгах придется сохранять, поскольку уведомление о продаже в судебном порядке, очевидно, не предназначено для рекламы продаж судов на открытом рынке в целом. Эти два документа служат разным целям, указывают эксперты Hill Dickinson. Функция уведомления о продаже в Гонконге, по их мнению, состоит в том, чтобы предупредить все заинтересованные стороны, что судно продано и вырученные от продажи средства будут находиться в суде в течение 90 дней (или дольше, если суд примет такое решение), после чего будет определен порядок очередности предъявления требований в отношении вырученных средств.
В дополнение к требованию о распространении уведомления о продаже, Конвенция требует, чтобы уведомление направлялось на хранение в репозитарий, который в статье 11 определен как Генеральный секретарь ИМО, или учреждение, назначенное ЮНСИТРАЛ. Если уведомление составлено не на рабочем языке репозитария, необходимо также предоставить перевод. Репозитарий сделает уведомление общедоступным (статьи 4, пункты 5(b) и 6 и статья 11 Конвенции).
4. Свидетельство
В статье 5 Конвенции предусматривается выдача свидетельства о продаже в судебном порядке после завершения сделки при условии, что уведомление о продаже в судебном порядке было надлежащим образом опубликовано в соответствии с п.2 статьи 4 Конвенции. Несоблюдение п.3 статьи 4 Конвенции может иметь серьезные последствия: претендент на получение свидетельства о продаже в судебном порядке может не узнать о том, что его заявка отклонена, до тех пор, пока продажа не будет завершена, и к этому времени для него будет слишком поздно восстанавливать свое положение, направив новое уведомление о продаже в судебном порядке.
Свидетельство должно быть оформлено в соответствии с Приложением II к Конвенции. Как и в случае с конвенциональным уведомлением о продаже в судебном порядке, свидетельство о продаже в судебном порядке должно быть передано на хранение в репозитарий вместе с переводом, если потребуется.
Свидетельство может быть представлено также в виде электронной записи (п.6 статьи 4 Конвенции). Оно будет служить достаточным доказательством перехода прав на судно на основании судебного акта, и иметь силу в любом другом государстве-участнике по принципу взаимного признания (статья 6 Конвенции).
В Конвенции не содержится никаких указаний относительно срока, в течение которого после завершения продажи должно быть выдано свидетельство о продаже в судебном порядке.
После выдачи свидетельства покупатель или последующий покупатель может представить его в регистр государства-участника и потребовать, чтобы судно было зарегистрировано на его имя (при условии, что оно соответствует требованиям регистрации в этом государстве). Покупатель или последующий покупатель может также потребовать аннулирования любого зарегистрированного в отношении судна залога, ипотеки или обременения, потребовать исключения судна из реестра и выдачи свидетельства об исключении для целей новой регистрации, а также потребовать исключения судна из любого бербоут-реестра (статья 7 Конвенции, пункты 1 и 2).
Покупатель может получить заверенную копию свидетельства о продаже в судебном порядке или заверенный перевод свидетельства о продаже в судебном порядке, если оно выдано не на официальном языке реестра.
5. Публичный порядок (Public policy)
Пункты 1 и 2 статьи 7 Конвенции, приведенные выше, не будут применяться, если суд в государстве-участнике регистрации определит в соответствии со статьей 10, что последствия продажи в судебном порядке (имеется в виду юридический эффект, который, как предполагается, заключается в передаче покупателю права собственности на судно в полном объеме в соответствии со статьей 6 Конвенции) будут “явно противоречит публичной политике государства”. Определение такой политики может быть неодинаковым во всех государствах-членах.
6. Юрисдикция
Конвенция оставляет за государством-членом, в котором проводится судебная продажа, исключительную юрисдикцию для рассмотрения любого заявления об отмене продажи или оспаривании выдачи свидетельства о судебной продаже, и требует, чтобы другие государства-члены отказывались от юрисдикции в отношении заявлений такого рода. Государство, осуществляющее судебную продажу, обязано передавать в репозитарий для публикации любое судебное решение, отменяющее или приостанавливающее действие судебной продажи, на которую было выдано свидетельство (статья 9 Конвенции). Ограничения срока для подачи заявлений Конвенцией не установлены.
7. Арест судна
В статье 8 Конвенции предусматривается, что любое ходатайство об аресте судна в государстве-члене в связи с претензией, возникшей до продажи в судебном порядке, должно быть отклонено; если судно арестовано по предшествующему требованию, оно должно быть освобождено после предъявления свидетельства о продаже в судебном порядке.
Если свидетельство составлено не на рабочем языке суда, потребуется заверенный перевод. Опять же, статья 8 Конвенции не применяется, если суд решит, что отклонение ходатайства об аресте или распоряжение об освобождении из-под стражи явно противоречат государственной политике государства, в котором находится суд.
8. Распределение выручки от продажи
В статье 15 упоминаются вопросы, не регулируемые Конвенцией. Среди них следует отметить процедуру или приоритет при распределении доходов от продажи имущества в судебном порядке. Конвенция не направлена на подмену законодательства государств-членов. Приоритеты и порядок выплаты будут по-прежнему регулироваться законодательством государства-участника, в котором продается судно.
Заключение
После вступления Конвенции в силу ее применимость за пределами государств-участников будет зависеть от режима, применяемого к свидетельствам о продаже в судебном порядке в судах и реестрах юрисдикций государств, не являющихся участниками, и от международной вежливости, существующей между юрисдикциями в двух разных группах государств, полагают Hill Dickinson.
Ожидается, что в отношениях между государствами-участниками повышенная правовая определенность продажи в судебном порядке приведет к повышению цен на продаваемые суда и, таким образом, принесет пользу залогодержателям, необеспеченным кредиторам и неплательщикам, а также поможет покупателям получить финансирование
С другой стороны, за последние тридцать лет количество случаев принудительного взыскания залога судов, связанных с продажей в судебном порядке, неуклонно сокращалось. Залогодержатели, хорошо осведомленные о том, что продажа в судебном порядке в рамках разбирательства в судах юрисдикций общего права закрепляет за покупателями чистый правовой титул, как правило, предпочитают альтернативные способы решения проблемных кредитов.
Так, например, принимая во внимание риск возникновения претензий после продажи, и, исходя из того, что риск возникновения претензий является приемлемым, залогодержатели предоставляют покупателям гарантию в отношении любых претензий, которые могут возникнуть после завершения сделок.
Используемые источники:
Бречалов Константин Леонидович
Адвокат, партнер
Адвокатское бюро Санкт-Петербурга «Инмарин»