Главная » ИНФОЦЕНТР » Новости права » О разработке конвенции о признании продажи судов на основании иностранных судебных решений
14.01.2022

О разработке конвенции о признании продажи судов на основании иностранных судебных решений

С 2018 года на рассмотрении Комиссии ООН по праву международной торговли (UNCITRAL) находится работа по разработке Конвенции о признании продажи судов на основании иностранных судебных решений (Пекинский проект). Разработка данного проекта возложена на Международный морской комитет. Пересмотренный вариант проекта был представлен рабочей группе в октябре 2021 года.

Согласно драфту Пекинского проекта, целью Конвенции является регулирование последствия продажи судна на основании судебного решения, проведенной в одном государстве-участнике, для другого государства-участника.  То есть в случае, когда отличаются государство регистрации судна и государство, в котором судно продается по решению суда, что влечет дополнительные сложности при снятии судна с регистрации на основании судебного или иного решения о продаже судна государства дислокации судна в государстве регистрации судна  - вопросы признания, легализации и приведения в исполнения иностранных документов, устанавливающих юридическую чистоту титула права собственности.

Сфера применения Конвенции ограничивается продажей на основании судебного решения, при условии, что: судно физически находится в пределах территории государства продажи на основании судебного решения в момент продажи (т.е. критерий физического местонахождения судна); согласно законодательству этого государства, продажа на основании судебного решения передает необремененное право собственности на судно покупателю (продажа с необремененным правом собственности). Из сферы действия Конвенции предполагается исключение военных кораблей или военно-вспомогательных судов, а также принадлежащих государству или эксплуатируемых им и используемых в момент продажи на основании судебного решения исключительно на правительственной некоммерческой службе.

Согласно положениям Конвенции, перед продажей судна предусмотрено направление уведомления всем заинтересованным сторонам, в частности регистратору судового или эквивалентного регистра, в котором зарегистрировано судно; держателям любой ипотеки или зарегистрированного обременения, морского залога; владельцу судна, которым он являлся в этот момент, или лицу, зарегистрированному в качестве фрахтователя судна по бербоут-чартеру.

Результатом продажи судна на основании судебного решения является выдача публичным органом («public authority») именного сертификата о продаже на основании судебного решения, удостоверяющего, что судно было продано покупателю в соответствии с законодательством государства продажи на основании судебного решения и такой сертификат должен будет признаваться странами-участниками конвенции.

Анализируя положения проекта Конвенции применительно к национальной юрисдикции, необходимо отметить следующее:

Прежде всего Конвенция направлена на обеспечение покупателю «clean title» и беспрепятственную дерегистраию судна в иностранном реестре с последующим облегчением регистрации судна в реестре иного государства, соединяя в себе механизм, закрепленный раннее в Конвенции и морских залогах и ипотеках 1993 года. При этом Конвенция необходимо выделить ряд особенностей, требующих особого внимание при разработке Конвенции:

1) Правовая природа именного сертификата и механизм его признания на территории РФ, статус последующего приобретателя судна («Subsequent Purchaser»)

В соответствии с Конвенцией, Сертификат выдается победителю торгов или согласно иной процедуре, которая применялась в целях продажи судна. Сертификат в свою очередь выступает основанием для совершения регистрационных действий и поддержания непрерывности истории регистрации судна. Будет ли такой сертификат относится к ценной бумаге, права по которой могут быть переданы в порядке уступки права требования или иным способом? Представляется, что, конечно, дальнейшая передача прав на судно до государственной регистрации изменения собственника или исключения должна производиться только при судебном контроле, чтобы обеспечить сохранение принципа публичной достоверности регистрации судна.  При этом суть регулирования должна сводиться именно к признанию государствами-участниками только самого сертификата судебной продажи, чтобы избежать конкуренции с вопросом о признании иностранных судебных решений.

2) Сохранение бербоут-чартера при принудительной продаже судна

Как было указано ранее, целью разработчиков Конвенции является наделение нового собственника судна «clean title». Однако Конвенция также предусматривает принудительную продажу судна, находящегося в бербоут-чартере (при направлении уведомления фрахтователю судна). Бербоут – чартер как договор публично достоверной аренды судна предусматривает обязанность судовладельца предоставить фрахтователю как в пользование, так и во владение судно. С юридической точки зрения фрахтователю передается право владения и пользования судном, соответственно, все риски, связанные с использованием судна, определяются действиями фрахтователя. В такой ситуации является весьма затруднительным пользование судном, приобретенным в результате принудительной продажи, новым собственником, при условии нахождения данного судна параллельно в бербоут-чартере.

С другой стороны, возникает также и давний вопрос об ответственности собственника по долгам фрахтователя и его вовлечения в процесс урегулирования данных требований, в том числе во избежание судебной продажи.

Работа над проектом конвенции продолжается. Рабочая группа VI рассмотрит его на своей 40-й сессии в феврале 2022 года.