Главная » ИНФОЦЕНТР » Новости права » Конвенция о продаже судов в судебном порядке
21.09.2023

Конвенция о продаже судов в судебном порядке

mv-pavel-kopytin.jpeg 5 сентября 2023 г. в Пекине состоялась торжественная церемония, организованная Правительством КНР, поводом для которой было весьма значимое событие в сфере международного морского судоходства - подписание Конвенции Организации Объединенных Наций «О международных последствиях продажи судов на основании судебного решения», принятой Генеральной ассамблеей ООН на основании Резолюции №77/100 от 07.12.2022. Наравне с официальным наименованием вышеупомянутая Конвенция известна также под названием «Пекинская конвенция о продаже судов на основании судебного решения». Указанное событие получило широкое освещение в отраслевых СМИ, и в информационных ресурсах, связанных с морским правом.

«Пекинская конвенция о продаже судов в судебном порядке» была разработанная Комиссией ООН по праву международной торговли (UNCITRAL) во взаимодействии с ИМО в целях защиты интересов добросовестных новых судовладельцев, и тех структур, которые финансируют сделки, связанные с приобретением судов, а также, в целях предотвращения и урегулирования споров с предыдущими кредиторами, предъявляющими требования на судно в качестве обеспечения обязательств.

Вышеуказанная Конвенция предусматривает последовательный и упрощенный правовой режим, который обеспечивает трансграничное признание продажи судов в судебном порядке, обеспечивая стабильность оборота в процессе функционирования международной торговли.

Как следует из пресс-релиза UNCITRAL, устанавливается согласованный режим придания международной силы последствиям продажи на основании судебного решения, но при этом предусматривается, что процедура продажи на основании судебного решения, и условия, при которых в результате такой продажи покупатель приобретает необремененное право собственности, по-прежнему регулируются внутренним законодательством. Конвенция призвана обеспечить правовую определенность в отношении приобретаемого покупателем права собственности на судно в контексте международного морского судоходства и тем самым способствовать увеличению максимальной рыночной цены судна и поступлений от продажи, которые смогут получить кредиторы при распределении, а также стимулировать развитие международной торговли.

В связи с вышеуказанным событием UNCITRAL опубликовала краткий обзор по Конвенции, с размещением информации о странах, ее подписавших, а также, текстами сопутствующих документов.

Как следует из приведенного Обзора, основное положение Конвенции гласит, что осуществленная в одном государстве-участнике продажа на основании судебного решения, следствием которой является предоставление покупателю необремененного права собственности, имеет такое же последствие в каждом другом государстве-участнике (статья 6). В отношении этого основного положения допускается исключение только лишь на основании публичного порядка (статья 10).

Устанавливаемый Конвенцией режим предусматривает дополнительные положения, определяющие порядок придания силы последствиям продажи на основании судебного решения после ее завершения.

Во-первых, требуется по просьбе покупателя удалить судно из судового реестра или перерегистрировать его (статья 7).

Во-вторых, устанавливается запрет на арест судна на основании требования, возникшего в связи с ранее существовавшим правом или интересом (т. е. права или интересы погашаются при продаже) (статья 8).

В-третьих, исключительной юрисдикцией для рассмотрения ходатайств об оспаривании продажи на основании судебного решения наделяются суды государства продажи на основании судебного решения (статья 9).

Для обеспечения функционирования этого режима и защиты прав сторон, имеющих долю в судне, Конвенцией предусматривается выдача двух документов: уведомления о продаже на основании судебного решения (статья 4) и сертификата о продаже на основании судебного решения (статья 5).

Предусматривается также создание онлайнового хранилища этих документов, предоставляющего свободный доступ к содержащейся в нем информации всем заинтересованным лицам и субъектам (статья 11).

Режим Конвенции является «закрытым» в том смысле, что она применяется только между государствами-участниками (статья 3), но «не исключительным», так как она не отменяет другие основания для придания силы последствиям продажи на основании судебного решения, например, если режим, предусмотренный внутренним законодательством, является более благоприятным (статья 14).

Вышеуказанная Конвенция уже являлась предметом детального правового анализа, ранее проведенного экспертами АБ СПб «Инмарин», когда она находилась в стадии  разработки. Однако теперь существенный интерес будут представлять вопросы правоприменительной практики, связанной с реализацией ее положений после вступления Конвенции в силу.

Заместитель министра коммерции КНР Ван Шоувэнь, подписавший документ от имени Китая, указал, что «Конвенция заполнила пробел в соответствующих международных правилах морской торговли, что способствует снижению транзакционных издержек при продаже судов на основании судебного решения и будет гарантировать стабильность некоторых прав, таких как право собственности на суда». В данном отношении этот комментарий примечателен тем, что для целей продажи судов на основании судебных решений именно в КНР был разработан и применяется специальный отраслевой законодательный акт - Закон КНР «О специальной процедуре производства по морским делам» (принят 25 декабря 1999 г.; вступил в силу с 1 июля 2000 г.), с учетом Положения Верховного народного суда КНР «О некоторых вопросах применения законодательства при аресте и продаже морских судов» (Разъяснение № 6-2015). Дела по спорам данной категории ведутся специализированными морскими судами.

На текущий момент Конвенцию подписали 15 стран: Китайская Народная Республика, Буркина-Фасо, Гондурас, Гренада, Кирибати, Коморские Острова, Либерия, Сан-Томе и Принсипи, Сальвадор, Саудовская Аравия, Сенегал, Сьерра-Леоне, Сингапур, Швейцария, и Сирийская Арабская Республика.

Как отмечается в пресс-релизе «Морские вести России» от 07.09.2023, «ожидается, что Конвенция сыграет положительную роль в содействии сделкам с судами, развитию судоходства и глобальной торговле».

 

Бречалов Константин Леонидович

Адвокат, партнер

Адвокатское бюро Санкт-Петербурга «Инмарин»