Главная » ИНФОЦЕНТР » Новости права » Новости правового регулирования в деятельности речных портов
29.09.2025

Новости правового регулирования в деятельности речных портов

В начале 2025 года АБ СПб «Инмарин» обращалось к теме законотворческой деятельности, направленной на регулирование сферы внутреннего водного транспорта в части функционирования речных портов, что было обусловлено интересом к Законопроекту № 794574-8 «О внесении изменений в Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации (об определении границ речных портов)»

В рамках работы над вышеуказанным Законопроектом предполагались разработка и принятие нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы установления и изменения границ речного порта, порядка подготовки и принятия решения о создании речного порта, порядка открытия и закрытия речного порта для оказания портовых услуг, порядка ведения перечня речных портов Российской Федерации.

Работа над Законопроектом завершилась в июле 2025 г.: 22.07.2025 он был принят Государственной Думой, и, 25.07.2025 – одобрен Советом Федерации, а 31.07.2025 Федеральный закон от 31.07.2025 № 307-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации и статьи 2 и 3 Федерального закона "Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях реализации приоритетных проектов по модернизации и расширению инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» был подписан Президентом РФ, и официально опубликован.

За период, прошедший с начала 2025 г.,  работа по ведомственному правовому регулированию в этой части также была проведена, в результате чего, с 29.08.2025 по 03.09.2025 на информационном портале regulation.gov.ru были опубликованы следующие проекты нормативных правовых актов, разработанных Минтрансом России, и относящихся к вышеупомянутым аспектам регламентации деятельности речных портов:

Далее рассмотрим их более детально.

1. Проект постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил установления и изменения границ территории и акватории речного порта» предусматривает утверждение порядка установления или изменения границ речного порта, которым будут определены основания установления или изменения границ речного порта, требования к описанию местоположения границ порта, к содержанию заявления о включении или исключении земельного участка (земельных участков), участка (участков) акватории в границы речного порта, планируемые к установлению, порядок и сроки рассмотрения материалов заявления, подготовку соответствующего проекта акта об установлении или изменении границ речного порта.

Так, основания для изменения границ речного порта указаны в п.16 проекта Правил, ими в частности, являются:

  • включение в границы речного порта земельного участка, на котором планируются реконструкция существующих и (или) строительство новых объектов речного порта, а также их эксплуатация;

  • включение в границы речного порта участка акватории, на котором планируется создание искусственных земельных участков на основании разрешения на создание искусственного земельного участка на водном объекте;

  • включение в границы речного порта участка акватории, необходимого для обеспечения безопасности судоходства в речном порту.

Проектом также определены процедуры согласования документов и принятия решений об установлении и изменении границ речного порта, субъектный состав (государственные органы, участвующие в согласовании).

Направление документов об установлении или изменении границ речного порта предусматривается через Федеральное агентство морского и речного транспорта (ФАМРТ). В процедурах согласования помимо Минтранса России участвуют: Министерство обороны РФ, ФСБ России, МВД России, Министерство экономического развития РФ, Министерство природных ресурсов и экологии РФ, территориальные органы Федерального агентства водных ресурсов и Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, и другие.  

2. Проект постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил открытия и закрытия речного порта для оказания портовых услуг» предусматривает утверждение порядка открытия и закрытия речного порта для оказания портовых услуг,  которым будут определены требования к содержанию решения об открытии или закрытии речного порта для оказания портовых услуг, порядок представления Росморречфлотом в Минтранс России предложения об открытии или закрытии речного порта для оказания портовых услуг, порядок рассмотрения Минтрансом России предложения и подготовку соответствующего проекта акта об открытии или закрытии речного порта для оказания портовых услуг.

Следует обратить внимание, что в представленном проекте документа (в отличие от паспорта проекта ID 02/07/09-25/00159854) изложено его полное наименование: Правила открытия и закрытия речного порта для оказания услуг по обслуживанию пассажиров и судов, погрузке, выгрузке, приему, хранению и выдаче грузов, взаимодействия с другими видами транспорта.

Пунктом 8 проекта Правил предусматривается, что закрытие речного порта для оказания портовых услуг осуществляется в случае изменения границ территории и акватории речного порта, изменения схемы территориального планирования Российской Федерации в области развития федерального транспорта (железнодорожного, воздушного, морского, внутреннего водного, трубопроводного) и автомобильных дорог федерального значения и (или) схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации, в случае прекращения оказания портовых услуг.

Речной порт считается закрытым для оказания портовых услуг со дня принятия Правительством Российской Федерации решения о закрытии речного порта для оказания портовых услуг.

3. Проектом постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил подготовки и принятия решения о создании речного порта» предусмотрено утверждение порядка подготовки и принятия решения о создании речного порта, которым будут определены основания для создания речного порта, требования к содержанию решения и включаемым в него сведениям, условия принятия решения о создании порта, порядок и сроки представления и рассмотрения предложений о создании речного порта, порядок подготовки проекта акта о создании речного порта. 

Пунктом 4 проекта Правил предусмотрено, что решение о создании речного порта принимается Правительством Российской Федерации при соблюдении не менее двух из следующих условий:

а) среди планируемых к строительству объектов речного порта должно быть не менее двух причальных сооружений;

б) проектная мощность планируемых к строительству объектов речного порта в совокупности должна составлять не менее 1 млн. тонн в год;

в) планируемый минимальный срок эксплуатации объектов речного порта должен составлять не менее 25 лет.

Процедура прохождения документации о создании речного порта предусматривает ее подачу в ФАМРТ, с последующим направлением профильным ведомствам. Принятие решений ориентируется исходя из критериев целесообразности либо нецелесообразности создания порта, по результатам рассмотрения и согласования предложения между различными федеральными и  региональными ведомствами.

Так, Министерство экономического развития РФ рассматривает вопросы на предмет соответствия сведений о речном порте документам территориального планирования Российской Федерации, а Минфин России - на предмет соответствия сведений об источниках финансирования создания объектов речного порта требованиям бюджетного законодательства Российской Федерации. 

Высший исполнительный орган субъекта Российской Федерации, на территории которого планируется создание речного порта, проводит согласование на предмет соответствия сведений о речном порте документам территориального планирования субъекта Российской Федерации и документам территориального планирования муниципальных образований.

4. Федеральным законом № 307-ФЗ вводится статья 55.2 «Перечень речных портов Российской Федерации», которой предусматривается, что ведение Перечня речных портов Российской Федерации осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере внутреннего водного транспорта, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области транспорта (ФАМРТ).

Проектом приказа Минтранса России «Об утверждении Правил ведения Перечня речных портов Российской Федерации» определены требования к форме и содержанию Перечня, требования к содержанию сведений о речных портах, вносимых в Перечень, перечень документов, подтверждающих сведения о речном порте, и порядок их проверки, сроки и порядок внесения и исключения из Перечня сведений о порте, основания для внесения речного порта в Перечень, порядок внесения изменений, основания и порядок принятия решения об исключении сведений о порте из Перечня, порядок и способы предоставления Росморречфлотом доступа к сведениям, содержащимся в Перечне, и круг лиц, которым такие сведения предоставляются.

В частности, п.2 проекта Правил определяется структура, состав и содержание Перечня речных портов, предусматривается, что Перечень ведется на бумажных и электронных носителях. Отдельно оговаривается, что при несоответствии сведений на бумажных носителях сведениям на электронных носителях приоритет имеют сведения на бумажных носителях.

Пунктами 3 - 6 проекта Правил предусматривается детальное описание отдельных, специальных сведений о речном порте, вносимых в Перечень:

  • наименование бассейна внутренних водных путей Российской Федерации, в котором расположен речной порт, и администрации бассейна внутренних водных путей,

  • сведения об операторах речных портов или причалов, а также о перечне оказываемых операторами речных портов или причалов  портовых услуг;

  • сведения о технических характеристиках речного порта (площадь территории и акватории речного порта, количество причалов и причальных сооружений речного порта, длина причального фронта; пропускная способность грузовых причальных сооружений (из расчета объемов или единиц в год), наличие подъездных железнодорожных путей и автомобильных дорог, их пропускная способность, максимальные габариты судов, заходящих в речной порт (осадка, длина, ширина); наличие рейдов речного порта и подходов к речному порту; площадь складов);

  • сведения об объектах речного порта (количество перегрузочных комплексов и их технические характеристики, вспомогательные сооружения).

 

 

К.Л. Бречалов,

Адвокат, партнер АБ СПб «Инмарин»