Главная » ИНФОЦЕНТР » Новости права » Формы документов технического менеджера
14.06.2024

Формы документов технического менеджера

Февраль 2024 г. был отмечен значимым событием, имеющим существенное значение для отрасли водного транспорта, когда 26.02.2024 г. был подписан Президентом РФ и официально опубликован Федеральный закон от 26.02.2024 № 28-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», на основании которого в Кодексе торгового мореплавания Российской Федерации (КТМ РФ) и в Кодексе внутреннего водного транспорта Российской Федерации (КВВТ РФ) появился новый правовой институт, регулирующий вопросы деятельности, связанной с обслуживанием судов (на практике именуемой «технический менеджмент судов», или, «судовой менеджмент»). Указанный Федеральный закон вступит в силу 01.09.2024 г.

АБ СПб «Инмарин» ранее обращался к этой теме, но, поскольку законотворческий процесс – явление динамичное, то и поводы для ее дальнейшего раскрытия периодически возникают. В данном случае, таким поводом является начало формирования правовой базы (на уровне проектов ведомственных нормативно-правовых актов (НПА), размещенных на портале https://regulation.gov.ru), регламентирующей специфические вопросы указанного вида деятельности, на что в начале июня текущего года обратили внимание профильные СМИ

 

1. Минтрансом России разработаны проекты подзаконных актов в части, касающейся квалификационных требований и функционала в отношении технического управляющего, которому судовладелец может поручить техническое управление судном:

  • Проект постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении требований к техническому управляющему, которому судовладелец может поручить техническое управление морским судном» (ID проекта: 02/07/05-24/00148081 от 31.05.2024);

  • Проект постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении требований к техническому управляющему, которому судовладелец может поручить техническое управление судном внутреннего водного транспорта» (ID проекта: 02/07/05-24/00148085 от 31.05.2024).

Вышеуказанными проектами постановлений Правительства РФ определен срок их действия (вступают в силу с 01.03.2025 г., ‎и действуют до 01.03.2031 г.).

Первоначальный анализ содержания проектов вышеуказанных НПА вызвал значительное удивление, которое во многом было связано с тем, насколько абстрактно были изложены положения о квалификационных требованиях и компетенции (функционале) технического управляющего.

Остается надеяться, что проекты этих НПА в дальнейшем будут доработаны в значительной степени, и доведены до соответствия требованиям и потребностям рынка услуг в этой сфере – тем более, что имеется и зарубежный опыт, который также следует учитывать, поскольку данная модель бизнеса, интегрированная теперь и в наше транспортное законодательство - во многом имеет свои иностранные наработки и практику применения.

 

2. Минтрансом России разработаны проекты подзаконных актов, которыми утверждаются примерные формы договоров технического управления судном:

  • Проект приказа Минтранса России «Об утверждении примерной формы договора технического управления судном внутреннего водного плавания» (ID проекта: 01/02/06-24/00148285 от 10.06.2024; предыдущий проект: ID 02/08/05-24/00148068 от 30.05.2024); 

  • Проект приказа Минтранса России «Об утверждении примерной формы договора технического управления морским судном» (ID проекта: 01/02/06-24/00148286 от 10.06.2024; предыдущий проект: 02/08/05-24/00148063 от 30.05.2024).

Представленные проекты на данный момент не содержат самих проектов приказов – размещены лишь проекты примерных форм договоров, которые содержат как общие, так и специальные существенные условия, связанные с особенностями того вида деятельности, которые определяют характер и правовую природу технического менеджмента судов. 

Следует обратить внимание, что вышеуказанные проекты примерных форм договоров имеют сложную структуру, которая включает в себя распределенные по блокам (составным элементам) условия, определяющие статус и функционал технического управляющего, объем обязанностей сторон и основания их ответственности, их финансовые взаимоотношения, и другие аспекты.

Более подробно проекты вышеуказанных договоров предполагается исследовать в дальнейшем, когда статус вышеуказанных проектов будет более определенным, а их содержание – отредактировано в итоговом варианте. Дополнительно к этому, предполагается и сравнение указанных форм договоров с формами SHIPMAN (2009 и 2024).

 

 

К.Л. Константин Бречалов

Адвокат, партнер

Адвокатское бюро Санкт-Петербурга «Инмарин»