Главная » ИНФОЦЕНТР » Новости » NVOCC. Часть 3:
24.03.2024

NVOCC. Часть 3:

В предыдущей статье были рассмотрены разновидности NVOCC и его соотношение с фактическим перевозчиком. Вместе с тем,  сложившиеся условия практики международных перевозок, ориентированные на полностью замкнутый цикл их выполнения «от двери до двери» в смешанном (комбинированном) сообщении, с построением комплексных организационно-технологических процессов, обеспечивающих трансграничный оборот товаров и услуг, характеризуются наличием широкого круга участвующих в них субъектов, имеющих различные компетенции, что создает вопросы о роли NVOCC и его соотношении с ними. Раскрытие таких вопросов не замыкается только на статус или функционал NVOCC - не в последнюю очередь это влияет и на вопросы его ответственности. В этом плане важно отличать NVOCC от судоходной линии, экспедитора и морского агента.

 

1. Отличие и сходство между NVOCC и судоходной линией

В соответствии с п.1 ст.144 КТМ РФ, под морской линией понимается сообщение между морскими портами, при котором перевозки судами грузов и (или) пассажиров и их багажа осуществляются на регулярной основе по расписанию. Между ролями и функциями этих двух субъектов имеется очень тонкая грань, но у каждого имеются и свои отличительные признаки. Рассмотрим наиболее значимые из них.

NVOCC

NVOCC является профессиональным посредником, основная функция которого заключается в привлечении объемов грузов и координации процессов их обслуживания при взаимодействии с различными партнерскими линиями морских перевозчиков. При этом один NVOCC может работать с несколькими судоходными линиями одновременно (если нет установленных ограничений в силу контрактных обязательств или антимонопольных правил).

Однако в отношениях с судоходными линиями NVOCC не является морским агентом, действующим от ее имени и по ее поручению так, как это определено, например, ст.237 КТМ РФ, хотя и выполняет часть функций морского агента (в основном – привлечение грузов и документально информационное обеспечение транспортных операций).

NVOCC обеспечивает консолидацию грузов, планирование их погрузки, отправки и приема, документационное и информационное сопровождение транспортных операций. В этой части NVOCC обеспечивает также коммерческую работу судоходной линии, осуществляя бронирование мест у линии. При этом NVOCC объявляет свои тарифы на организуемые им перевозки, формируя их на основе тарифов судоходных линий, которые за счет привлечения объемов грузов предоставляют NVOCC льготные условия по фрахтовым ставкам.

Морская линия

В этом отношении морская линия обеспечивает своевременные принятие и сохранную доставку грузов, переданных ей от NVOCC на основании выданного им коносамента, и осуществляет морскую перевозку уже на основании своего коносамента, выдаваемого NVOCC.

Перевозка грузов, принятых морской линией, осуществляется своим флотом (как собственными судами, так и привлеченными). В этом плане она действует как фактический перевозчик, согласно ст.173 КТМ РФ. Кроме того, морская линия, являющаяся эксплуатантом и оператором судов, осуществляет весь комплекс действий, направленных на навигационное обеспечение перевозки, что не входит в функции NVOCC.

Сходство же рассмотренных выше субъектов заключается по одному существенному признаку: каждый из них действует самостоятельно, позиционируя себя, как самостоятельный перевозчик, заключающий от своего имени договор перевозки груза и выдающий коносамент в его подтверждение.

 

2. Отличие и сходство между NVOCC и экспедитором

Несмотря на широкий диапазон ранее рассмотренных функций NVOCC, связанных с оказанием им услуг при осуществлении морской перевозки грузов, он в значительной степени уступает функционалу экспедитора.

В значительной степени это связано с тем, что сфера деятельности NVOCC в большей степени замыкается на обеспечении морской перевозки груза, тогда как экспедитор не ограничен видами транспорта, выполнением сопутствующих операций, обеспечивающих доставку, и действует во многом автономно и самостоятельно, координируя весь процесс доставки в комплексе. Кроме того, более значимую роль (по сравнению с NVOCC) экспедитор выполняет при страховании грузов  - в большинстве случаев, и как правило, NVOCC не берет на себя функции, связанные с организацией страхования принятых к перевозке грузов.   

Во многом это нашло свое отражение в положениях Главы 41 Гражданского кодекса РФ, а также, ст.1 – ст.4 Федерального закона от 30.06.2003 г. № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» и «Правил транспортно-экспедиционной деятельности» (утв. постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 г. № 554). Детальное описание функций экспедитора, с классификацией услуг, приведено в разделе 3 «ГОСТ Р 52298-2004. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги транспортно-экспедиторские. Общие требования» (утв. Приказом Ростехрегулирования от 30.12.2004 N 148-ст) (ред. от 29.03.2016).

Кроме того, в таком сегменте транспортного процесса как международная перевозка и/или комбинированная (смешанная) перевозка экспедиторы наделены специфической возможностью издавать свой унифицированный транспортный документ – коносамент ФИАТА – не действуя при этом как перевозчик, но оставаясь ответственным за груз и выполнение обязательств по его доставке на все время его движения по всему маршруту с привлечением разных видов транспорта (а также, с участием субъектов, осуществляющих хранение и перевалку груза).

Исходя из вышеизложенного, можно уверенно сказать, что в данном случае, статус, функционал и роль экспедитора являются более содержательными и универсальными по сравнению с NVOCC, хоть и объединяются они по одному заметному признаку, который заключается в том, что назначением этих субъектов является организация процесса доставки грузов.

Сходство:

  • Основными функциями NVOCC и экспедитора, как профессиональных посредников по оказанию транспортных (и связанных с ними услуг) является организация и сопровождение транспортного процесса по доставке и обработке грузов (при этом сами они фактическими перевозчиками не являются);

  • Действуя как посредники, в отношениях с другими субъектами транспортного процесса, они выступают от своего имени, принимая на себя ответственность за груз, вверенный им к перевозке;

  • NVOCC и экспедитор вправе выдавать от своего имени коносаменты, которые, тем не менее, имеют самостоятельную правовую природу, назначение и содержание в части объема их обязательств и ответственности.

 

3. Отличие и сходство между NVOCC и морским агентом

Исходя из вышеприведенных примеров, представляется возможным указать на то, что NVOCC и морской агент, действуя как посредники в организации и обеспечении транспортного процесса, связанного с доставкой грузов, также имеют свои отличительные признаки, которые позволяют определить объем их обязательств (в части функционала), и основания ответственности. Многие из них раскрываются в ст.237 КТМ РФ.

Так, несмотря на указание в п.1 ст.237 КТМ РФ о том, что морской агент привлекает грузы для перевозок на морской линии, осуществляет сбор фрахта, такие функции сами по себе не указывают на то, что NVOCC может рассматриваться в качестве морского агента.

Во-первых, сам статус морского агента как посредника, предполагает многоплановый, комплексный подход в осуществлении им своей деятельности. Это заключается как в обслуживании интересов судовладельца в порту, включая координацию портовых операций в отношении его судов, обеспечение взаимодействия между судовладельцем (капитаном судна) и портовыми властями, а также, субъектами, оказывающими разные виды услуг по эксплуатации портовой инфраструктуры во взаимосвязи с судном (грузовые терминалы, стивидорные компании, шипчандлеры и др.). Данный спектр услуг самим NVOCC не оказывается, но между ним и тем же грузовым терминалом может иметься отдельный договор на обработку грузов в целях хранения и перевалки.

Во-вторых, если агент морской линии в рамках комплексного договора об обслуживании грузов осуществляет их прием, размещение и выдачу, совершение комплекса действий по координации грузовых операций при отправке/выгрузке и хранению грузов на терминалах в портах отправления и выгрузки, между которыми выполняются перевозки морской линией, то и весь этот сервис будет находиться в орбите правоотношений «агент - принципал». Коносамент линии на перевозку груза в таком случае агентом оформляется и выдается с оговоркой «as agent», со сбором фрахта в интересах линии – принципала. При этом сам агент, выдавший коносамент морской линии, не является в данном случае исполнителем договора перевозки.

В противоположность этому, NVOCC, выступая как перевозчик (не имеющий своего флота), и, от своего лица заключая договоры на перевозку с выдачей своих коносаментов, действует автономно. Являясь промежуточным, факультативным звеном в цепочке «грузоотправитель/грузополучатель – перевозчик», NVOCC, тем не менее, осуществляет привлечение грузов и сбор фрахта от своего имени, и в своих интересах. Морская линия в этом случае будет являться для него не принципалом в полном понимании характера агентских правоотношений, а «субконтрактором», не связанным договорными обязательствами перед грузовладельцем, вверившим груз к перевозке.

 

 Константин Бречалов 

Адвокат, партнер

Адвокатское бюро Санкт-Петербурга «Инмарин»