Главная » ИНФОЦЕНТР » Новости права » NVOCC. Часть 2: Виды и функции
11.01.2024

NVOCC. Часть 2: Виды и функции

Деятельность морских перевозчиков NVOCC (Non Vessel Operating Common Carrier) представляет собой довольно обширную и многоплановую тему, поскольку их интеграция и участие в процессы международных морских перевозок имеет масштабный характер, что позволяет акцентировать внимание на многие ее аспекты.

Ранее АБ СПб «Инмарин» начало освещение этой темы с вопросов статуса NVOCC и развития правовой базы (как в международном, так и в национальном законодательстве отдельных стран), однако ее дальнейшее раскрытие представляется возможным по отдельным частям и направлениям. В этой статье будут рассмотрены разновидности NVOCC, и их функции.

Виды NVOCC

Перевозчика NVOCC часто называют «перевозчиком для грузоотправителей» и «грузоотправителем для перевозчиков». Что это может означать?

Концепцией, заложенной еще в Токийских правилах, является определение правового статуса субъекта, отвечающего за исполнение обязанности по оказанию такой специфической услуги, как смешанная перевозка грузов - оператора смешанной перевозки (ОСП; Сombined Тransport Оperator - СTO). Сформировавшаяся классификация предполагает следующие виды СТО:

1. СTO, эксплуатирующие морские суда (VO - Vessel operator) — наиболее распространенный тип СТО. В эту группу входят судоходные компании, которые владеют флотом водного транспорта и подвижным составом других видов транспорта, а также транспортными терминалами и контейнерным парком. К таким можно отнести MAERSK или Hapag-Lloyd AG, и другие.

2. СTO, не эксплуатирующие морские суда, — NV СTO (Not vessel сombined transport operator) — это обычные публичные перевозчики, которые организуют перевозки и связанные с ними транспортные услуги с привлечением средств водного транспорта, не находящихся в их эксплуатации и оперативном (коммерческом) управлении, которых принято называть “non vessel common carrier”.

В свою очередь, NVOCC подразделяются на три следующие категории (типы), в зависимости от характера и масштабов их деятельности:

  • On-Carrier NVOCC 

Это тип NVOCC занимается перевалкой грузов. У него есть свои агенты и офисы в основных транзитных пунктах, а также в пунктах отправления и назначения. Агенты и филиалы данного типа NVOCC обеспечивают получение товаров от внутренних перевозчиков для подготовки к отправке (погрузке на судно), и выдачу коносамента. Затем товары передаются морским перевозчикам, которые завершают процесс транспортировки груза до порта назначения и получателя. On-Carrier NVOCC не имеет ограничений в отношении маршрутов.

  • Carrier NVOCC

Это тип, который перевозит товары по определенным маршрутам. Он принимает груз для организации доставки, выдает от своего имени коносамент и берет на себя ответственность за вверенный к перевозке груз.

По сути, они являются договорными перевозчиками и не обязательно сами завершают процесс перевозки. Вместо этого они передают груз фактическому перевозчику и получают его, как только товар доставляется до места назначения, для последующей передачи грузополучателю.

 

  • Broker NVOCC 

Этот тип NVOCC формирует грузовые партии, ведет поиск грузов и транспортных средств перевозчика, формирует грузовые места (слоты) и бронирует их по объявленным фрахтовым ставкам (тарифам),  распределяет партии грузов для организации перевозки по определенным маршрутам и видам транспорта.

Из вышеприведенной классификации видно, что если в первых двух случаях типы NVOCC зависят от сложности кооперационно-технологической цепочки в транспортировке и по критерию ограниченности в каких-либо направлениях перевозок, то в третьем случае, NVOCC может действовать как посредник (фрахтовый  брокер или агент), вообще не принимающий участия в процессе перевозки, поскольку не заключает договор морской перевозки с выдачей коносамента от своего имени.

Функции NVOCC

Перевозчик NVOCC является посредником между грузовладельцем и фактическим перевозчиком, организуя перевозку грузов без использования своих океанских (морских) судов, но по собственному коносаменту. Для этого NVOCC:

  • Заключает соглашения о морских перевозках с различными судоходными линиями, действующими в различных направлениях и маршрутах. Заключение таких соглашений с судовладельцами (морскими линиями) происходит на определенное количество мест (слотов) на их судах, в обмен на относительно более низкие ставки фрахта.

  • Формирует собственный тариф, на основании которого он продает услуги по перевозке грузов на этих судоходных линиях своим клиентам по определенным направлениям.

  • Выдает от своего имени коносамент, и принимает на себя ответственность за груз, принятый к перевозке по этому коносаменту (который в практике перевозок с участием NVOCC называют «домашний коносамент» – его рассмотрим в отдельной статье);

Деятельность перевозчика NVOCC, как посредника, может включать также (но не ограничиваться) следующим:

  • бронирование места на судне и заключение с грузоотправителями договоров международной перевозки грузов в качестве перевозчика;

  • передачу вверенного груза на судно фактического перевозчика; 

  • получение груза в месте доставки для передачи грузополучателю;

  • оформление и выдача транспортных документов;

  • взимание платы за фрахт, оплата места хранения в порту (включая оплату демереджа) и транспортировки грузов (внутрипортовое экспедирование и организация вывоза груза из порта для последующей доставки/передачи грузополучателя, другие связанные услуги);

  • консолидация контейнеров на контейнерной станции (Container Freight Station – CFS) - собственной или арендованной.

  • обеспечение и поддержка взаимодействия с агентом судовладельца для организации стоянки судов и своевременного проведения грузовых операций.

В российском законодательстве вышеприведенный функционал перевозчиков, действующих в статусе NVOCC прямо не урегулирован (так, как это например, предусмотрено в законодательстве КНР или США).

Вместе с тем, поскольку КТМ РФ учитывает сложившуюся практику многих моделей ведения бизнеса в торговом мореплавании, такие аспекты взаимоотношений субъектов рынка морских перевозок получили свое законодательное закрепление.

Для вышеуказанных целей, КТМ разделяет понятие «перевозчик» и «фактический перевозчик».

Так, в соответствии с п.3 ст.115 КТМ РФ, перевозчиком является лицо, которое заключило договор морской перевозки груза с отправителем или фрахтователем или от имени которого заключен такой договор. 

Согласно п.1 ст.173 КТМ РФ, фактическим перевозчиком является любое лицо, которому перевозчиком поручено осуществление перевозки груза или ее части, и любое другое лицо, которому поручено такое осуществление перевозки груза.

Этой же нормой ст.173 КТМ РФ предусмотрено, что в случае, если осуществление перевозки груза или ее части поручено фактическому перевозчику, если даже это допустимо условиями договора морской перевозки груза, перевозчик тем не менее несет ответственность за всю перевозку груза в соответствии с правилами, установленными параграфом 8 Главы III КТМ РФ.

В отношении перевозки груза, осуществленной фактическим перевозчиком, перевозчик несет ответственность за действия или бездействие фактического перевозчика, его работников и агентов, действовавших в пределах своих обязанностей (полномочий). При этом, в случае, если ответственность несут перевозчик и фактический перевозчик, их ответственность является солидарной (п.4 ст.173 КТМ РФ).

 

Заключение

Принимая во внимание вышеизложенное, является очевидным, что такая модель осуществления транспортной деятельности как NVOCC, является весьма специфической, в связи с чем, требует комплексного подхода в правовом регулировании. Показательным в данном случае является то, что такая модель является характерной для стран с развитым торговым флотом и транспортной портовой инфраструктурой, предполагающей сложные кооперационные и технологические цепочки – этим во многом и объясняется, что свой законодательный статус NVOCC получил в КНР и в США.

Исходя из этого, важными являются и такие аспекты, как заключение договора перевозки между NVOCC с клиентами, и правовая природа коносамента, выдаваемого NVOCC. Имеющими значение будут также критерии отличия NVOCC от других участников процесса морской перевозки. Эти вопросы будут рассмотрены нами в последующих статьях.  

При подготовке настоящей статьи использовались материалы из следующих источников:

  1. What is NVOCC: meaning and its use in the shipping industry // https://blog.boxxport.com/nvocc-meaning-in-shipping
  2. What is Non-Vessel Operating Common Carrier (NVOCC)? // https://www.marineinsight.com/maritime-law/what-is-non-vessel-operating-common-carrier-nvocc
  3. What is NVOCC – The Definitive Guide // https://www.tj-chinafreight.com/what-is-nvocc-the-definitive-guide 

Бречалов Константин Леонидович

Адвокат, партнер

Адвокатское бюро Санкт-Петербурга «Инмарин»