Под финал текущего года, и, похоже, что в качестве «новогоднего подарка» (только вот пока непонятно кому: себе, чтобы оправдать свои старания и нужность, либо - для России, чтобы показать, что у G7 настрой более чем серьезный), после долгих и сложных согласований, Евросоюзом был принят очередной (12-й по счету) пакет санкций против России. Разработка и согласование «12-го пакета» длились больше месяца, 15 декабря ряд СМИ заявил о его предстоящем утверждении, а 18 декабря 2023 года он уже был опубликован в официальном журнале ЕС.
Тактика принятия санкций и почерк авторов очередного пакета остаются традиционными: наносить болезненные удары в наиболее чувствительные и капиталоемкие сферы российской экономики. В этот раз, помимо алмазов и металлов, а также, нефтепродуктов (в развитие внедренной в 2022 году программы прайс-кэп), санкции коснулись определенного вида судов, а именно - танкеров (что в общем плане представляется логичным – если есть нефть, то и есть средства для ее транспортировки).
12-й пакет санкций ЕС предусматривает более строгие правила соблюдения потолка цен на нефть и нефтепродукты. Из преамбулы Постановления Совета ЕС 2023/2878 от 18.12.2023 следует, что предполагается усиленный механизм обмена информацией, который позволит эффективнее выявлять компании, которые помогают скрыть происхождение российской нефти или нефтепродуктов, в том числе за счет перевалки с судна на судно (пункты 15 и 16). Этим же пакетом вводится правило обязательного уведомления о продаже любой третьей стране танкеров, которые возможно использовать для обхода санкционных запретов (пункт 17).
В части, касающейся контроля за сделками в отношении танкеров, запреты и ограничения содержатся в статье 1 Постановления Совета ЕС № 2023/2878, включающей статью 3q, которая предусматривает следующее:
«1. Любому гражданину государства-члена, физическому лицу, проживающему в государстве-члене, и юридическому лицу, организации или органу, учрежденному в Союзе, запрещается продавать или иным образом передавать право собственности, прямо или косвенно, на танкеры для перевозки сырой нефти или нефтепродуктов, перечисленных в приложении XXV, подпадающие под код HS1 8901 20, независимо от того, происходят ли они из Союза или нет, любому физическому или юридическому лицу, организации или учреждению в России или для использования в России.
2. В порядке отступления от параграфа 1 компетентные органы могут разрешить, на условиях, которые они сочтут целесообразными, продажу или иную передачу права собственности на танкеры для перевозки сырой нефти или нефтепродуктов, перечисленных в приложении XXV, подпадающих под код HS 8901 20.
3. При принятии решения по запросам о выдаче разрешения, упомянутого в параграфе 2 настоящей статьи, компетентные органы не должны выдавать разрешение на продажу или иную передачу права собственности какому-либо физическому или юридическому лицу, организации или органу управления в России или для использования в России, если у них есть разумные основания полагать, что танкер будут использоваться для транспортировки или будут реэкспортированы для транспортировки сырой нефти или нефтепродуктов, перечисленных в приложении XXV, происходящих из России или экспортируемых из России для импорта в Союз в нарушение статьи 3m или для транспортировки в третьи страны по закупочной цене за баррель, превышающей цену, указанную в приложении XXVIII.
4. Любая продажа или иное соглашение, влекущее за собой передачу права собственности гражданином государства-члена, физическим лицом, проживающим в государстве-члене, и юридическим лицом, учрежденным в Союзе, любой третьей стране на танкеры для перевозки сырой нефти или нефтепродуктов, перечисленных в приложении XXV, подпадающие под код HS 8901 20, за исключением продажи или иной передачи права собственности, запрещенной пунктом 1, должны быть немедленно уведомлены компетентными органами государства-члена, гражданином которого является владелец танкера, резидент или его учреждение.
Уведомление компетентному органу должно содержать, по крайней мере, следующую информацию: личности продавца и покупателя и, где применимо, учредительные документы продавца и покупателя, включая пакет акций и управление; судовой идентификационный номер танкера IMO; и позывной танкера.
5. О любой продаже или иной передаче права собственности на танкеры, упомянутые в параграфах 1 и 4, после 5 декабря 2022 года и до 19 декабря 2023 года компетентные органы должны быть уведомлены до 20 февраля 2024 года.
6. Заинтересованное государство-член должно проинформировать другие государства-члены и Комиссию о любом разрешении, выданном в соответствии с параграфом 2, и о любом уведомлении в соответствии с параграфами 4 и 5, в течение двух недель с момента выдачи разрешения или уведомления».
Положения вышеуказанной статьи Постановления № 2023/2878 дублируются в статье 4v Решения Совета ЕС № 2023/2874 от 18.12.2023, принятого в дополнение к Постановлению от 18.12.2023.
Исходя из вышеприведенного, усматриваются основания полагать, что для целей практической реализации указанного Постановления Совета ЕС от 18.12.2023 (в указанной части) скорее всего будут разработаны и внедрены новые процедуры информационного взаимодействия между государственными органами, осуществляющими функции и полномочия по обеспечению санкционного режима в отношении РФ, и структурами стран ЕС, осуществляющими: регистрацию сделок с судами; портовый контроль; надзор за безопасностью мореплавания и эксплуатацией судов; регистрацию юридических лиц, а также, со страховыми компаниями и фрахтовыми брокерами. Не исключено, что в определенной части такое взаимодействие будет носить негласный и закрытый характер.
Вместе с тем, в возможностях и эффективности практического исполнения «12-го пакета» в указанной части уже возникли скептические точки зрения. Так, например, главный директор по энергетическому направлению исследовательского центра «Институт энергетики и финансов» Алексей Громов высказал по этому поводу следующие сомнения для FORBES: «Пока что предложенные меры сводятся к тому, чтобы страны ЕС уведомляли Еврокомиссию о продаже танкеров на вторичном рынке и, соответственно, обо всех сделках с российской нефтью. Такой механизм контроля за соблюдением ценового потолка, наверное, повлияет на европейских перевозчиков, но он относительно слабо скажется на теневом флоте в силу того, что юридически создать новую компанию взамен той, которая попала под блокирующие санкции, возможно, тем более, что многие суда, которые уже под них попали, снова функционируют и снова перевозят нефтеналивные грузы».
С тем, что санкции, включенные в 12-й пакет, не очень успешно сработают, полагает старший аналитик «БКС Мир инвестиций» Рональд Смит, о чем отмечается в том же FORBES: «Авторы санкций пытаются ограничить возможности трейдеров использовать танкеры [стран, поддержавших потолки цен] для перевозки российской нефти, продолжает рассуждения Смит: «Это может повлиять на дисконт, но временно. Танкеры могут сменить владельцев, да и Россия может построить новые танкеры. Простой пример. После наступления кризиса дисконт Urals к Brent расширился до $40 за баррель. До кризиса можно было купить новый супертанкер, способный перевозить 2 млн баррелей, за $80 млн. И если какой-то трейдер мог купить этот танкер, загрузить 2 млн баррелей российской нефти, доставить груз в Китай или еще куда-то, он мог получить маржу в размере $40 за баррель и таким образом окупить стоимость этого танкера за два месяца, которые длится перевозка, вместо обычных 10 лет. Это показывает, насколько сильны стимулы к экспорту российской нефти, несмотря на все ограничения».
По нашему мнению, санкционные механизмы значительно отстают от степени развитости практик судоходства, поэтому их влияние будет заметно только для тех игроков, которые связаны необходимостью вести бизнес активность только через титульные компании, таких не так много.
1 Прим.: в значении НS указывается Гармонизированная система описания и кодирования товаров (англ. Harmonized Commodity Description and Coding System (сокр. Harmonized System, HS; https://eurostat.prod.3ceonline.com)
Бречалов Константин
Адвокат, партнер
Адвокатское бюро Санкт-Петербюурга «Инмарин»