Главная » ИНФОЦЕНТР » Новости права » Изменения условий лицензирования
03.03.2023

Изменения условий лицензирования

10.02.2023 г. на сайте  https://regulation.gov.ru был представлен разработанный Министерством транспорта Российской Федерации проект приказа «Об особенностях осуществления отдельных видов лицензирования и разрешительных режимов на морском и внутреннем водном транспорте в 2023 году» (ID проекта: 02/08/02-23/00135880). Проект приказа был разработан в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12.03.2022 г. № 353 «Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации  в 2022 и 2023 годах» (включая пункты 10, 12, 125 и 127 Перечня разрешительных режимов, установленного в приложении № 3 к указанному постановлению Правительства РФ).

Вышеуказанный проект ведомственного нормативного правового акта включает в себя следующие положения, регулирующие отдельные вопросы разрешительных компетенций Минтранса, связанных с деятельностью морского и внутреннего водного транспорта:

1) Пунктами 1 и 2 проекта приказа Минтранса России (далее также – Проект Приказа) предусматривается, что до 31 декабря 2023 года включительно не подлежат применению требования к стажу работы, образованию, аттестации должностного лица соискателя лицензии (лицензиата), ответственного за обеспечение безопасной эксплуатации судов при осуществлении перевозок опасных грузов и перевозок пассажиров. Указанными пунктами Проекта Приказа, в частности, определено, что до указанной даты включительно не подлежат применению лицензионные требования, установленные:

2) Согласно пункту 3 Проекта Приказа, на 12 месяцев продлеваются сроки действия согласования технической документации по строительству, модернизации и переоборудованию судов, изготовлению материалов и изделий для установки на судах в случае их истечения в 2023 году.

Как следует из Проекта Приказа, положения пункта 3 распространяется на сроки, предусмотренные пунктами 9, 13, 28 и 41 Положения о классификации и об освидетельствовании судов, утвержденного приказом Минтранса России от 14.04.2016 г. № 102.

В рассматриваемом случае, не представляется в достаточной степени понятным, по какой причине в Проекте Приказа приведена ссылка на пункт 9 Положения о классификации и об освидетельствовании судов, из которого следует, что согласование технической документации на ремонт судов, а также на ремонт изделий действует без ограничения срока, тогда как пункт 8 указанного Положения предусмотрено, что общий срок действия согласования технической документации (за исключением случаев, указанных в пункте 9 Положения), составляет шесть лет, и данный срок охватывает согласование технической документации по строительству, модернизации и переоборудованию судов, изготовлению материалов и изделий для установки на судах, что также, в свою очередь, корреспондирует с пунктом 10 упомянутого Положения о классификации, устанавливающим основания для прекращения согласования технической документации.

3) В значительной степени важным является включение в Проект Приказа положений, предусматривающих, что до 31.12.2023 года российскими организациями, уполномоченными на классификацию и освидетельствование судов, признаются документы, подтверждающие соответствие устанавливаемых материалов и изделий, выданные иностранной организацией, уполномоченной на классификацию и освидетельствование судов (п.4 Проекта Приказа). 

Указанная норма направлена на обеспечение стабильности функционирования системы подтверждения соответствия судов классификационным требованиям в связи с прекращением деятельности иностранных классификационных обществ, ранее имевших указанные полномочия, подтвержденные Минтрансом России (в частности – Bureau Veritas Marine & Offshore (BV) и RINA Services S.p.A. (RINA)).

Принимая во внимание фактор действия «Восьмого пакета санкций», предусматривающего запретительные меры на оказание данного вида услуг - как в отношении иностранных классификационных обществ, так и в отношении российских классификационных обществ – можно сказать, что положения пункта 4 Проекта Приказа являются в высокой степени актуальными, и, возможно, они будут дорабатываться по мере их практического применения с учетом развития ситуации. 

4) Не в меньшей степени существенное значение для имеют положения пункта 5 Проекта Приказа, относящиеся к вопросам деятельности с использованием судов, плавающих под флагами иностранных государств, привлекаемых для осуществления каботажа и иной деятельности, подпадающей под действие «Правил выдачи разрешения на осуществление с использованием судов, плавающих под флагами иностранных государств, каботажа, а также подъема затонувшего в море имущества, гидротехнических, подводно-технических и других подобных работ во внутренних морских водах и (или) в территориальном море Российской Федерации, морских ресурсных исследований (за исключением сейсморазведочных работ), разведки (за исключением сейсморазведочных работ) и разработки минеральных ресурсов морского дна и его недр во внутренних морских водах и (или) в территориальном море Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации и на континентальном шельфе Российской Федерации» (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.2020 г. № 2033). 

Пунктом 5 Проекта Приказа предусмотрено, до 31.12.2023 года включительно, не подлежат применению требования, установленные:

  • пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 07.12.2020 г. № 2033 «О случаях и порядке осуществления деятельности с использованием судов, плавающих под флагами иностранных государств» - в части требований, устанавливающих ограничения осуществления видов деятельности с использованием судов, плавающих под флагами иностранных государств, которые были зарегистрированы в одном из реестров судов Российской Федерации в течение последних 5 лет до дня обращения за разрешением на каботаж или иной деятельности указанной в пункте 1 Постановления; 

  • подпунктом «б» пункта 9 вышеуказанных Правил, согласно которому, Федеральное агентство морского и речного транспорта осуществляет проверку полноты сведений, указанных в заявлении и приложенных документах, а также достоверности указанных в заявлении сведений на предмет регистрации судна, заявленного для выполнения каботажа или иной деятельности, в одном из реестров судов Российской Федерации в течение последних 5 лет до дня обращения за разрешением;

  • подпунктом «б» пункта 14 вышеуказанных Правил, из которого следует, что Федеральное агентство морского и речного транспорта принимает решение об отказе в выдаче разрешения по тем основаниям, что суда для выполнения каботажа или иной деятельности, в отношении которых поступило заявление, были зарегистрированы в одном из реестров судов Российской Федерации в течение последних 5 лет до дня обращения за разрешением.

В связи с вышеизложенным, имеются основания полагать, что предложенные Минтрансом России упрощения в сфере лицензирования и разрешительных режимов отдельных видов деятельности на морском и внутреннем водном транспорте позволят создать условия, при которых использование флота – как собственного, так и привлеченного – будет обеспечивать относительно стабильный процесс судоходства в Российской Федерации, насколько это позволит текущая экономическая ситуация.

Вместе с тем, учитывая специфику отрасли и связанные с ней риски, такие упрощения не должны являться предпосылками для возникновения угроз безопасности при осуществлении любых видов деятельности, связанных с эксплуатацией судов.      

Бречалов Константин Леонидович 

Адвокат, партнер

Адвокатское бюро Санкт-Петербурга  «Инмарин»