Главная » ИНФОЦЕНТР » Новости » ЙОРК-АНТВЕРПЕНСКИЕ ПРАВИЛА 2016 о регулировании общей аварии по новым принципам
16.06.2016

ЙОРК-АНТВЕРПЕНСКИЕ ПРАВИЛА 2016 о регулировании общей аварии по новым принципам

Общая авария по новым правилам. Краткий обзор новой редакции Йорк-Антверпенских правил.


На 42 международной конференции Ассамблеи Международного Морского Комитета была принята новая редакция Йорк-Антверпенских правил, документа, который регулирует распределение расходов по общей аварии, по соглашению судовладельцев, грузовладельцев, перевозчиков и иных лиц – участников морского предприятия. Предыдущая редакция Йорк-Антверпенских правил от 2004 года практически не использовалась участниками индустрии морского транспорта, так как считалась недостаточно проработанной в интересах судовладельцев.

Общей аварией признаются убытки, понесенные вследствие намеренно и разумно произведенных чрезвычайных расходов или пожертвований ради общей безопасности, в целях сохранения от общей опасности имущества, участвующего в общем морском предприятии, - судна, фрахта и перевозимого судном груза (ст. 284 КТМ РФ). Порядок распределения расходов по общей аварии определяется гл. XVI КТМ РФ, в которой имеется прямая отсылка к Йорк-Антверпенским правилам, которые применяются по соглашению сторон, а так же в случаях, когда регулирование гл. XVI КТМ РФ оказывается недостаточным (ч. 2 ст. 285 КТМ РФ).

 

В новой редакции правил расширено и уточнено Правило B, по которому ранее формулировка о том, в каких случаях отсоединение одного судна от другого будет квалифицировано, как общая авария, была неопределенной и, чаще всего, отсоединение вообще не влекло за собой наступление общей аварии.

Так же в Правило В добавлены положения о расчете надбавок к расходам по общей аварии на случаи, когда суда, участвующие в общем морском предприятии, переходят до безопасного порта или места убежища.

Правило Е, регулирующее порядок заявления участниками общей аварии своих требований, так же существенно расширено. Ранее Правила содержали указание на необходимость подать специалисту по оценке убытков уведомление касательно потери или затрат, по которым они требуют возмещения в течение 12 месяцев от даты прекращения общего морского предприятия. В новой редакции Правило Е содержит обязательство участников общей аварии не только уведомить специалиста, но и представить доказательства, подтверждающие стоимость своего интереса в общей аварии.

Правило Е дополнительно уточняет полномочия специалиста по оценке убытков по уведомлению участников о результатах оценки, а так же предусматривает срок для обжалования решения специалиста по оценке - в течение 2 месяцев с момента его получения. Нововведение имеет существенную важность, так как вводит временное ограничение, помогая избежать затягивания процедуры распределения расходов по общей аварии.

Наконец, Правило Е так же налагает на участников общей аварии обязанность, в случае получения ими возмещения их ущерба от третьих лиц, уведомить об этом специалиста по оценке, с приложением необходимых доказательств. Такая обязанность исключает неосновательное обогащение на стороне участников.

По Правилу G, в редакциях 2004 и 2016 года, сумма надбавок за доставку груза, принадлежащего грузовладельцам, до места назначения или так близко к нему, как возможно, не должна превосходить стоимость, которую пришлось бы оплатить владельцам груза, если бы груз был доставлен за их счет. Однако в новой редакции Правил это ограничение не применяется при расчете чрезвычайных расходов, произведенных вместо других расходов, которые подлежали бы возмещению по общей аварии, по Правилу F.

В новой редакции полностью переписано и изменено Правило VI о спасательных расходах. Предыдущая редакция содержала лишь 3 пункта, новая – 4 пункта, и 5 подпунктов в разделе (b). В новой редакции спасательные расходы любой природы, по соглашению или без него, считаются расходами по общей аварии. Раздел (b) детально регулирует допустимость компенсации договорных расходов по спасанию, исключительно при наступлении строго определенных обстоятельств, в том числе в случае, когда участники морского предприятия, совместно, выплатили вознаграждение за спасание без учета соотношения их собственных интересов по общей аварии.

Правило XI о порядке компенсации расходов на заработную плату членов экипажа судна, дополнительно расширено в новой редакции. Пункт (b) содержит регулирование компенсации зарплат, расходов на припасы и топливо, портовых сборов, если они возникли к прямом отношении к общей аварии.

Компенсация не будет возможной по подпункту (iv) Правила, если ущерб судну обнаружен в порту, и не имели места какие-либо чрезвычайные события, связанные с таким ущербом.

Подпункт (v) устанавливает лимит по начислению расходов, доступных к компенсации по общей аварии в случае, если судно задержано или не может продолжать переход, вплоть до момента отказа от перехода или задержания судна по причинам его неисправности. Таким образом новые Правила производят ограничение размера убытков, которые могут быть распределены по общей аварии.

Раздел (с) в новой редакции Правил определяет, что входит в понятие портовых сборов – расходы, необходимые для захода и нахождения судна в порту.

Раздел (d) Правила XI содержит указание на случаи, когда расходы на уменьшение ущерба окружающей среде будут подпадать под общую аварию. Условия распределения не изменились, однако в подпункт (iv) раздела добавлено указание на то, что под условия подпадают расходы, возникшие непосредственно в связи с обращением с грузом на борту, в дополнение к расходам непосредственно в связи с разгрузкой, хранением или обратной загрузкой грузов.

Из Правила XIV удалено условие о том, что «стоимость временного ремонта, представленная к рассмотрению, будет лимитирована таким образом, что стоимость временного ремонта, произведенного в порту загрузки, захода или убежища, совместно со стоимостью впоследствии осуществленного постоянного ремонта или в случае неосуществления постоянного ремонта во время устранения повреждений, размер разумного обесценивания стоимости судна по окончании рейса превышает стоимость постоянного ремонта, если бы он был осуществлен в порту загрузки, захода или убежища».

Правило XVI (а) и Правило XVII (а) дополнены указанием на то, что коммерческий инвойс может быть использован специалистом по оценке убытков для определения стоимости груза на дату выгрузки, вне зависимости от того, куда груз должен был бы быть доставлен. Это уточняет и облегчает работу специалистов при расчете стоимости груза.

Правило XVII (a) (ii) расширяет полномочия специалиста по оценке убытков, позволяя ему исключить стоимость любого груза из оценки компенсации по общей аварии, если имеются основания полагать, что включение стоимости груза в оценку непропорционально контрибуции лица в рамках общей аварии.

Правило XVII (b) дополнительно регулирует порядок определения размера расходов по общей аварии с учетом новых правил в отношении расходов по спасанию, установленных в Правиле VI – ограничение размера вычетов до сумм, выплаченных спасателям, включая их расходы и проценты.

Путем внесения изменений в Правило XXI, Ассамблея Международного морского комитета более не принимает ежегодных решений о размере процентной ставки по убыткам, возмещаемым по общей аварии. В новой редакции процентная ставка устанавливается исходя из ставки ICE LIBOR.

Полностью изменено Правило XXII о порядке обращения с денежными депозитами. Платежи более не уплачиваются на счет, открытый, совместно, на имя представителя судовладельца. Платежи направляются специалисту по оценке, которые вносит их на счет, открытый на его собственное имя. Открытие счета регулируется разделом (b) указанного Правила. Расходование средств с депозитного счета по общей аварии допускается только с разрешения специалиста по оценке, с уведомлением плательщика средств для получения его согласия, либо, если оно отсутствует, по истечению 90 дней с момента запроса согласия.

Исходя из всего вышеизложенного, новая редакция Йорк-Антверпенских правил от 2016 года существенно расширяет полномочия специалистов по оценке ущерба, а так же привносит дополнительное регулирование и защиту интересов судовладельцев

  

© Старший партнер Виктория Жданова

Адвокатское бюро Санкт-Петербурга «Инмарин», 2016

 

Другие материалы по теме:

О порядке действий грузовладельца-страхователя при объявлении судовладельцем общей аварии

 

общая авария на судне 

Столкнулись с общей аварией, нужна квалифицированная помощь? Обращайтесь!