Главная » ИНФОЦЕНТР » Новости права » О праве агентов и экспедиторов на удержание и реализацию груза, не принадлежащего клиенту
25.09.2014

О праве агентов и экспедиторов на удержание и реализацию груза, не принадлежащего клиенту

Удержание груза - это проблема, с которой может столкнуться, как грузовладелец, так и перевозчик, поэтому приведем основные юридические принципы, регламентирующие отношения в данной сфере. 


Как показывает практика, отношения по выдаче груза в порту прибытия строятся с участием агента или экспедитора, которые обеспечивают  хранение,  наземную доставку груза до конечного пункта и его реальное вручение получателю. Ни агент, ни экспедитор, безусловно, при такой конструкции не являются владельцами груза, однако, распоряжаются грузом и несут бремя его содержания за счет клиента и, в случае неисполнения обязательств последним, рискуют остаться ответственным перед оператором терминала, перевозчиком,  хранителем и другими «обитателями порта» за обработку вверенного им груза. Неисполнение  обязательств клиентом может произойти по разным причинам – от утраты интереса к грузу по причине экономической нецелесообразности расходов на выдаче до несостоятельности. Задача экспедитора или агента при таких обстоятельства не оказаться в убытке и компенсировать потери. Данный вопрос приобретает особенную сложность, в случае если клиентом выступает номинальная компания, не имеющая активов и не получающая корреспонденцию. 

Статьей 359 ГК РФ предусмотрена общая норма о праве удержания кредитором вещи подлежащей передаче должнику против оплаты платежей в отношении такой вещи. Нормы указанной статьи актуальны так же в агентских отношениях (ст. 996, 1011 ГК РФ) и детализируются применительно к экспедиторской деятельности в  части 3 статьи 3 ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности»: «Экспедитор, если это предусмотрено договором транспортной экспедиции, вправе удерживать находящийся в его распоряжении груз до уплаты вознаграждения и возмещения понесенных им в интересах клиента расходов или до предоставления клиентом надлежащего обеспечения исполнения своих обязательств в части уплаты вознаграждения и возмещения понесенных им расходов. В этом случае клиент также оплачивает расходы, связанные с удержанием имущества».  В ст. 23  закона N 261-ФЗ от 08.11.2007  «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» за оператором морского терминала предусмотрены обширные возможности по удержанию и реализации груза. Требования лица, удерживающего вещь, удовлетворяются из ее стоимости по правилам удовлетворения требований, обеспеченных залогом (ст.360 ГК РФ).

Принимая во внимание все вышеизложенное, на практике возникает вопрос о возможности реализации экспедитором или агентом груза, который не принадлежит на праве собственности его клиенту. Конституцией России гарантировано право собственности и предусмотрено, что лишение права собственности может быть произведено только по решению суда.  Как известно собственник несет бремя содержания своего имущества (201 ГК РФ) и в случае если собственник груза от него отказался, то такой факт не является основанием для освобождения последнего от ответственности за возникшие в отношении его собственности платежи, в том числе платежи агентов и экспедиторов в пользу терминала, стивидора и прочих лиц, привлекаемых для обработки груза.  Кроме того, в положениях ГК РФ об удержании груза не говорится ни слова  о том, что у должника обязательно должно быть право собственности на вещь. В норме прямо говорится только о вещи «подлежащей передаче должнику», но не более того. Соответственно, в случае если собственником прямо или косвенно нарушается право третьего лица на получение оплаты за законные действия в отношении имущества собственника, то такое право может быть восстановлено путем реализации имущества принадлежащего собственнику, даже если такое имущество не принадлежит лицу, которое заказало услуги в отношении груза собственника.  Данный подход никак не нарушает конституционно гарантированного права собственности поскольку служит в качестве превентивной меры, обеспечивающей право агента или экспедитора на получение причитающейся ему оплаты за перевалку, хранение и обслуживание груза в порту. Данная правовая позиция приводится в постановлении Конституционного суда РФ от 16.05.2000 N 8-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений пункта 4 статьи 104 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» в связи с жалобой компании «Timber Holdings International Limited». 

Соответственно, удержание и принудительная продажа груза применяется агентом или экспедитором при условии принадлежности предмета удержания заказчику, при этом не имеет правового значения вещный или обязательственный титул владения вещью. В противном случае недопустимость удержания вещи, не принадлежащей агенту или экспедитору на праве собственности, может являться основанием для злоупотребления правом со стороны грузовладельца и заказчика, поскольку кредитор будет лишен возможности защиты нарушенного права и оперативного понуждения неисправного клиента к исполнению обязательства. Отсутствие титула права собственности на удерживаемое имущество у клиента не препятствует возможности удовлетворения требований кредитора в порядке, предусмотренном ст. 360 ГК РФ, поскольку право удержания в этом случае не преобразуется в право залога, а лишь является специальным приемом юридической техники путем применения механизма, установленного для реализации заложенного имущества.

Таким образом, в арбитражный суд по месту нахождения груза подается исковое заявление об обращении взыскания на удерживаемый груз, с приложением документов, подтверждающих наличие задолженности, со ссылками на положения договора. После получения судебного решения об обращении взыскания, данное право реализуется агентом или экспедитором в соответствии с положениями ФЗ «О залоге», а именно статьей 28.1 закона.

Реализация заложенного движимого имущества, на которое обращено взыскание на основании решения суда, осуществляется путем продажи на публичных торгах, проводимых в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве (глава 9 ФЗ «Об исполнительном производстве». Реализация на торгах имущества должника, в том числе имущественных прав, производится организацией или лицом, имеющими в соответствии с законодательством Российской Федерации право проводить торги по соответствующему виду имущества – реализатором. Торги должны быть проведены в двухмесячный срок со дня получения организатором торгов имущества для реализации. Начальная цена имущества, выставляемого на торги, не может быть меньше стоимости, указанной в постановлении об оценке имущества. Организованные торги, проводимые организаторами торговли, осуществляются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об организованных торгах (статья 4 ФЗ «Об организованных торгах»).

Данный порядок действий является одинаковым для всех кредиторов, в том числе, государственных органов, таких, как таможенные службы в портах, в рамках дел об оплате таможенных пошлин и сборов (Определение Ленинского районного суда города Ростова-на-Дону от 24 мая 2011 года по делу на основании заявления начальника Ленинского районного отдела судебных приставов города Ростова-на-Дону УФССП по Ростовской области об обращении взыскания на имущество должника).

Следует отметить, что для проведения вышеуказанной процедуры реализации груза для возмещения убытков не требуется признания груза безхозяйным в соответствии с положениями статьи 225 ГК РФ, так как груз реализуется по судебному решению, что является отдельным способом правовой защиты. Более того, природа признания вещей безхозяйными предполагает получение на нее права собственности заявителя – кредитора, тогда как цель принудительной продажи – компенсация убытков, а не дополнительное обогащение терминала или исполнителя услуг.

Таким образом, экспедитор или агент в случае неисполнение клиентом обязательств по оплате платежей в отношении обработанного груза и при сохранении указанного груза в зоне хозяйственного господства указанных лиц, вправе удержать и продать такой груз независимо от того на каком праве (вещном или обязательственном) он принадлежит клиенту. Данный подход подтверждается, в том числе и судебной практикой: постановление 11 ААС от 7 сентября 2011 г. по делу N А55-3096/2011, постановление 17 ААС от 14 апреля 2010 г. по делу N А71-9732/2009, постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 6 декабря 2005 года по делу N Ф08-5460/2005.

Для обеспечения указанного права организаторам перевозок рекомендуется предусматривать условия, при которых груз может быть удержан и порядок реализации груза, включая судебный или внесудебный порядок продажи груза и конкретные способы реализации груза.

Ознакомиться с судебной практикой по продаже груза, не принадлежащего должнику >>

 

Другие материалы по теме:

  1. Удержание и продажа груза как альтернативные методы защиты

  2. Удержание груза не является основанием для освобождения экспедитора от ответственности за нарушение обязательств

  3. Условия удержания груза по английскому праву

     

строительство судна в россии 

Столкнулись с транспортно-логистическим спором? Обращайтесь!