Внесены изменения в BIMCO Saleform 1993 и 2012 года.
«Saleform 1993» - наиболее широко используемая форма стандартной продажи судна и договора купли-продажи. Она была в некотором роде пробным документом для унификации правил продажи судов, но значительно облегчила сделки в данной индустрии, став почти ориентиром для участников купли-продажи флота. Между тем, полностью принимать проект в том виде, в котором его выпустил БИМКО нельзя: юристы очень часто самостоятельно делали поправки к «Saleform 1993», так как за время её использования развитие рынка купли-продажи (Sale & Purchase) не стояло на месте, и с каждым годом выявлялось все больше специфических аспектов и проблем, учитывать которые приходилось при заключении новых сделок.
После консультаций с представителями отрасли, БИМКО и Ассоциация норвежских судовых брокеров выпустили пересмотренное издание - «Saleform 2012». Новая форма стремилась лучше отражать коммерческую практику, а также рассмотреть некоторые вопросы, которые могли ранее привести к неопределенности или разногласиям при заключении сделок и разрешении споров, возникших после подписания формы.
В новой редакции Saleform претерпела серьезные изменения. Ранее, такой немаловажный вопрос, как депозит регулировала статья 2, предусматривая, что:
«Депозит (за покупку судна) должен быть размещен (в определенном банке) и держаться на общем счёте Продавцов и Покупателей, и быть выпущенным в соответствии с совместно написанными инструкциями Продавцов и Покупателей. Проценты, если таковые имеются, должны быть уплачены Покупателям. Любая плата, взимаемая за держание упомянутого депозита, будет оплачиваться поровну Продавцами и Покупателями».
|
Теперь, «Saleform 2012» предусматривает, что депозит должен быть помещен на счет сторон с держателем депозита в течение 3 (трех) банковских дней после даты, когда:
(1) Договор был подписан сторонами и они обменялись оригиналами по электронной почте или факсу;
(2) Держатель депозита уведомил в письменной форме Стороны, что счет был открыт.
|
Депозит должен быть реализован в соответствии с совместным письменными инструкциями сторон. Любая плата за проведение депозита будет делиться поровну между Сторонами. Стороны предоставляют Держателю Депозита всю необходимую документацию для открытия и поддержания счета без задержек.
Таким образом, был модернизирован механизм депозита. Стороны могут выбрать свой собственный процент от покупной цены в качестве депозита (или по умолчанию 10% от покупной цены если иное не указано). Вводится понятие Держателя депозита, который не обязательно должен быть банком, но по умолчанию является банком Продавца, если участники договора не укажут иное. Так же указанные изменения призваны внести полную ясность в отношении момента возникновения обязанности оплаты депозита – в любом случае не ранее подписания договора и открытия депозитного счета.
Новеллой в Saleform стала статья номер 18, которая стала логическим завершением формы. Статья гласит:
«Письменные условия настоящего Соглашения являются полным соглашением между Покупателем и Продавцом в отношении купли-продажи судна и заменяют собой все предыдущие соглашения в устной или письменной форме между Сторонами в отношении к ней. Каждая из Сторон признает, что при заключении данного Соглашения она не опиралась на какие-либо утверждения, положения, представления, гарантии, кроме как прямо предусмотренные в настоящем Соглашении. Любые условия, вытекающие из Соглашения в соответствии с применимым правом или законом, настоящим исключаются в той мере, в какой исключение может быть сделано правомерно. Ничто в настоящем пункте не ограничивает и не исключает ответственность за мошенничество».
|
В предыдущей форме данные положения отсутствовали. Теперь становится совершенно очевидно, что все предыдущие соглашения по купле-продаже судна заменяет собой Saleform, таким образом они стали заключительной гарантией и исключением устных договоренностей, имеющих силу, например, в английском праве. То есть, такое предписание не позволяет использовать региональные обычаи делового оборота, или внутригосударственные нормы, унифицируя процесс покупки и продажи, и исключая коллизии права.
«Saleform 2012» ввела множество поправок, касательно прав и обязанностей покупателя и продавца. Положение об уведомлении о готовности к передаче судна было обновлено. Теперь оно содержит положение о времени предоставления уведомления:
(1) дата, когда уведомление о готовности должно быть представлено;
(2) дата и место доставки, для удобства Покупателя.
|
Ранее этот вопрос в статье 5 регулировался так, что Продавцы должны были держать Покупателей в курсе относительно маршрута и того, когда Судно будет в месте поставки. То есть, изменение в этой статье наделило Покупателя правом определять дату и удобное место поставки, расширив его права.
Дата Канцеллинга – период для покупателя для принятия или отклонения новой Даты Канцеллинга (если оригинальная дата была пропущена), - был укорочен до 3 банковских дней, взамен 7 дней со дня получения уведомления, как это было ранее. С одной стороны, такое изменение может усложнить положение Покупателя, заставляя его быстрее принимать решение, с другой стороны, это изменение ускоряет процесс купли-продажи, предотвращая растяжение сделки во времени, уменьшая риск наступления обстоятельств непреодолимой силы или изменения финансового положения сторон.
Любой ремонт, требующийся в результате проведенных сторонами инспекций, который не затрагивает класс судна, теперь разрешено откладывать до следующего запланированного докования. Цена покупки из-за этого, соответственно, снижается. На практике это означает, что покупателю может быть, на законных основаниях, передано судно в неудовлетворительном состоянии, в противоречие с предметом договора, и устранены недостатки, при стечении обстоятельств, будут только через год после завершения сделки купли-продажи!
Метод расчета цены для бункеров и смазочных масел в настоящее время предлагает две альтернативы: либо цена, установленная Продавцом, либо текущая рыночная цена в порту доставки.
Между тем, вопрос невыполнения обязательств был мало изменен. Статья, регулирующая невыполнение обязательств покупателя по своей сути выступает единым, неизменным жестким правилом. С одной стороны, это правило исключает разногласия в будущем, что является положительным элементом, с другой стороны, пересмотр документа был направлен на создание более гибких правил, опций и вариантов правовых действий для участников сделки, и именно это сделано не было.
Таким образом, несмотря на введенные изменения, пользователи Соглашения всё еще нуждаются в его преобразовании и достижении нового уровня регулирования купли-продажи флота.
Будут ли расширены рамки, касательно выбора права, как в иных формах БИМКО по чартерам, позволяющим выбор юрисдикции из трех вариантов? Улучшится ли положение продавца, тем более что тенденция уже намечена предоставлением ему права отложить устранение недостатков судна? Пока остается лишь ждать, как БИМКО проработает полученную информацию и примет ли во внимание предложения участников рынка, непосредственно сталкивающихся с «Saleform 2012» на практике.
Управляющий партнер АБ СПб «Инмарин»
Кирилл Маслов
Другие материалы по теме:
-
О стандартном договоре поставки топлива по форме BIMCO
-
SUPERMAN. Новая правовая форма BIMCO для технического наблюдения за строительством судна
-
О стандартной проформе BIMCO на привлечение специализированных организаций для оказания услуг по охране морских судов
