Наконец-то, после долгого сбора и анализа информации мы можем с гордостью предложить Вашему вниманию статью наших юристов, посвященную теме каботажа и получению разрешений на него. Больше года прошло с момента утверждения Приказа о выдаче разрешений на каботаж для иностранных судов. C тех пор, у специалистов «Инмарин» накопился обширный опыт и знания в этой области. Решив поделиться этими знаниями, морские юристы подготовили статью о сложившейся за год практике применения данного Приказа. Искренне верим, что наш опыт и эта статья уберегут Вас от многих досадных ошибок!
Материальные и процессуальные особенности получения разрешений на каботажную перевозку и иные виды деятельности для судов под иностранными флагами
Когда Петр I рубил окно в Европу, надеясь, что «все флаги будут в гости к нам», он и подумать не мог, что с посещением российских территориальных внутренних вод у иностранных судов будет так много трудностей.
Действующим законодательством установлен запрет на каботажную перевозку из одного российского порта в другой судну под иностранным флагом без специального разрешения Федерального агентства морского и речного транспорта (далее – «Росморречфлот») (см. Постановление Правительства Российской Федерации от 24 мая 2012 г. N 504 «О перевозках и буксировке в сообщении между морскими портами Российской Федерации, а также деятельности, связанной с ледокольной проводкой, поисковыми, спасательными и буксирными операциями, подъемом затонувшего в море имущества, гидротехническими, подводно-техническими и другими подобными работами, которые осуществляются во внутренних морских водах или в территориальном море Российской Федерации судами, плавающими под флагом иностранного государства», статья 9 ФЗ «О государственной границе Российской Федерации»).
Не смотря на все вышеизложенное, еще год назад, порядок запроса такого разрешения был, скорее, уведомительным. Для получения разрешения, судовладельцу необходим был пакет судовых документов и указание на срочную необходимость в проведении каботажной перевозки. Однако, 26.07.2012 года ситуация изменилась. В этой статье мы расскажем о некоторых материальных и процессуальных нюансах подготовки и подачи заявлений в Росморречфлот на получения разрешений на каботажные перевозки.
Обоснуйте необходимость!
Уже в течение года для иностранных судовладельцев действует новый порядок получения разрешения на осуществление перевозок и буксировки в каботаже, а также иных видов деятельности в области торгового мореплавания судами, плавающими под флагом иностранного государства (Приказ Министерства транспорта от 26.07.2012 года №274, далее – «Порядок выдачи»). Указанный Порядок более не предусматривает право иностранных судов получить разрешение на основании одной только срочной необходимости выполнения каботажной перевозки.
Судовладелец обязан предоставить в Росморречфлот, наряду со стандартным пакетом судовых и корпоративных документов:
1. Экономическое и статистическое обоснование необходимости осуществления перевозок и буксировки в каботаже, а также осуществления иных видов деятельности в области торгового мореплавания судами, плавающими под флагом иностранного государства, в заявленные сроки, в районе и в объемах; 2.Обоснование невозможности их осуществления судами, зарегистрированными в одном из реестров судов Российской Федерации; 3.Сведения о навигационном, исследовательском и радиотехническом оборудовании каждого из судов, указанных в заявлении.
|
На практике для иностранных судовладельцев новые требования оказываются трудновыполнимыми, потому что у них отсутствует доступ к научным институтам и организациям, обладающим должной компетенцией для проведения и оформления указанных обоснований. Самостоятельные попытки привести причины невозможности исполнения тех или иных работ российскими судами на необходимых маршрутах для Росморречфлота оказываются неубедительными, ведь заявитель даже не обладает доступом к базам флота, зарегистрированного под флагом Российской Федерации. Таким образом, разрешение на каботажную перевозку иностранным судовладельцам наиболее разумно получать действиями российских агентов и представителей.
Прошейте документ!
Для большинства судовладельцев, осуществить сбор необходимого пакета документов для подачи заявления на выдачу разрешения на каботаж не составляет труда, тем более что список этих документов, являющийся закрытым и окончательным, четко указан в Порядке выдачи, утверждающем новые правила:
1. Свидетельство о праве плавания под флагом иностранного государства;
2. Свидетельство о праве собственности на судно;
3. Классификационное свидетельство;
4. Мерительное свидетельство;
5. Свидетельство о страховании или об ином финансовом обеспечении гражданской ответственности за ущерб от загрязнения бункерным топливом и (или) свидетельство о страховании или об ином финансовом обеспечении гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью.
|
Все вышеуказанные документы должны быть переведены на русский язык и либо легализованы, либо апостилированы. Апостиль проставляется на официальных документах, выданных государственными органами в странах – участниках Гаагской конвенции от 5 октября 1961 года. В странах, не присоединившихся к конвенции, действует необходимость признавать официальные документы через консульскую легализацию.
Следует помнить, что поданные в Росморречфлот документы не возвращаются, поэтому пакет должен состоять из нотариально заверенных копий. И вот здесь иностранные судовладельцы, осуществляющие сбор и подготовку документов, как правило, за пределами России, и не имеющие понятия о формализме российского нотариата и законодателя, сталкиваются с трудностями правильного оформления нотариальных копия.
Нотариальная копия иностранного документа, расположенного более, чем на 1 листе, должна быть после прикрепления к нему перевода на русский язык прошита и скреплена печатью (наклейкой) нотариуса!
|
Во многих странах, руководствующихся либеральными формами делопроизводства, действует обычай предъявления в государственные органы и контрагентам простых копий документов, скрепленных степлером. Такие документы никогда не будут приняты Росморречфлотом при рассмотрении возможности выдачи разрешения на каботаж. Каждый документ, составлен он на русском или на другом языке, при наличии перевода или без него, должен быть прошит, пронумерован и скреплен печатью и подписан уполномоченным лицом! Мы призываем всех судовладельцев требовать от своих нотариусов полноценной прошивки и подготовки нотариальных копий, в противном случае, отказ в рассмотрении документов на выдачу заявления, фактически, гарантирован.
Не просрочьте документ!
Наше законодательство несовершенно, оно не всегда содержит в себе все процессуальные нюансы проведения тех или иных действий. Заявителям часто приходится сталкиваться с ситуациями, когда формально требования закона ими исполнены, а государственный орган все равно предоставляет на их заявление отказ. В случае с получением разрешений на каботаж, складывается ситуация именно такого рода.
Все, и любые судовые, и корпоративные документы, предоставляемые заявителем в Росморречфлот, должны быть действительны еще в течение минимум 3 месяцев с даты их подачи! В особенности это касается судовых классификационных свидетельств и страховых свидетельств, а также любых сертификатов, требующих продлений или ежегодных подтверждений.
|
В случае, если страховой сертификат на судно, которому выдается разрешение, истекает через неделю после его выдачи, это может стать, формально, поводом возвратить судовладельцу его заявление из соображений безопасности, так как разрешение выдается на 1 год, а судовые документы должны быть действительными в течение всего срока действия выданного разрешения (пункт 10 Порядка выдачи).
Замените документ!
В соответствии с пунктом 4 Порядка выдачи, обязательным документом для предъявления в Росморречфлот для рассмотрения заявления является свидетельство о праве плавания под флагом иностранного государства. В России такие свидетельства выдаются администрациями морских портов при регистрации судов в регистрах, государственная пошлина за их выдачу составляет 6 000 рублей (статья 333.33 Налогового кодекса РФ), однако, такая практика существует далеко не во всех зарубежных странах. Португальские или кипрские судовладельцы, например, даже и не слышали о таких свидетельствах, государственными органами они не выдаются, в связи с чем предъявить заявителям в Росморречфлот попросту нечего. Однако, это не значит, что они освобождаются от обязанности подтвердить право плавания судна под иностранным флагом.
В случае, если законодательством иностранного государства не предусматривается выдача судовладельцам свидетельства о праве плавания под иностранным флагом, заявитель обязан указать данную информацию в своем заявлении, а также предоставить в Росморречфлот иное доказательство права плавания судна под флагом иностранного государства.
|
В большинстве случаев, если право плавания не подтверждается отдельным документом, доказательством такого права является, в соответствии с неким нормативным правовым актом, свидетельство о праве собственности на судно, зарегистрированное за рубежом. В соответствии с положениями статьи 1191 Гражданского кодекса РФ, нормы иностранного права устанавливаются в соответствии с их официальным толкованием, практикой применения и доктриной в соответствующем иностранном государстве. Таким образом, заявителю достаточно предоставить в Росморречфлот официальную выписку из законодательного акта или официальное письмо зарубежного судового регистра (морской администрации), подтверждающее отсутствие в стране флага практики выдавать свидетельства о праве плавания под флагом, а так же, что такое право подтверждается другим документом или свидетельством о праве собственности на судно.
Подавайте документ!
После вступления в силу новых правил предоставления иностранным судам разрешения на каботажную перевозку или осуществление иных видов деятельности во внутренних водах Российской Федерации, в соответствии с Порядком выдачи от 26.07.2012 года, процедура подачи и рассмотрения заявлений на каботаж значительно усложнилась. Для того, чтобы Ваша подача документов прошла успешно и завершилась выдачей разрешения Вашему судну, мы советуем следовать нашим простым, но полезным правилам:
1. Для обоснования необходимости совершения работ или каботажных перевозок на определенном маршруте, а также невозможности их совершения российскими судами, используйте экономический, научный и статистический анализ, проведенный и оформленный сертифицированными на проведения такого анализа учреждениями в России. Судовладелец, самостоятельно, или иностранные организации не имеют доступа к необходимой для обоснования информации, их заключение не будет авторитетным для Росморречфлота (см. часть I настоящей статьи).
2. Убедитесь в полном и правильном оформлении нотариальных копий Ваших документов, в соответствии с правилами предъявления иностранных документов в России. Каждый документ, содержащий более 1 листа, должен быть подписан уполномоченным лицом, прошит, пронумерован и скреплен печатью и наклейкой нотариуса. Простые копии документов в Росморречфлот не принимаются (см. часть II настоящей статьи).
3. Подавайте заявление на каботаж после прохождения всех ежегодных судовых проверок и сертификаций, когда все свидетельства своевременно продлены и действуют в течение года, или хотя бы трех месяцев с момента подачи заявления на рассмотрение в Росморречфлот. Срок действия все документов ни в коем случае не должен истечь в процессе рассмотрения заявления или в период до 3 месяцев после его выдачи (см. часть III настоящей статьи).
4. Проведите уточняющие исследования по вопросу практики выдачи в Вашей стране свидетельств о праве плавания судна под флагом, а в случае, если такая практика отсутствует, предоставьте в Росморречфлот выписку из закона, регулирующего такое право. Возможно, в Вашей стране такое право подтверждается иным документом. В таком случае, именно его следует предъявить с другими документами при подаче заявления (см. часть IV настоящей статьи).
|
С июля 2012 года порядок выдачи разрешений на каботажную перевозку судам под иностранными флагами был существенно усложнен. Иностранные судовладельцы сталкиваются со множеством материальных и процессуальных трудностей, не обладая достаточными знаниями законодательства и внутренних правил Росморречфлота: методы надлежащего оформления документов, коллизии российского и иностранного законодательства по вопросу судовых документов. В настоящей статье мы дали несколько практических рекомендаций по получению разрешений на каботажные перевозки; они должны прийтись кстати всем иностранным судовладельцам, готовящимся пройти через эту нелегкую процедуру.
Управляющий партнер «Инмарин»
Кирилл Маслов
Ведущий юрист «Инмарин»
Виктория Жданова