С принятием в июне 2025 г. Федерального закона № 140-ФЗ, которым были внесены множественные изменения в Федеральный закон № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» (далее – Закон о ТЭД) существенно изменились основания ответственности экспедиторов. В частности, это выразилось как включением дополнительных положений в самом Законе о ТЭД, так и внесением соответствующих изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), которые в общем плане дополнили и детализировали основания административной ответственности экспедиторов и клиентов.
1. Изменения в Федеральном законе «О транспортно-экспедиционной деятельности»
Вышеуказанный Закон был дополнен статьей 61 «Ответственность клиента и экспедитора за нарушение обязательных требований», в соответствии с которой «клиент и экспедитор за нарушение обязательных требований, установленных настоящим Федеральным законом, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации».
Таким образом, помимо положений, определяющих основания наступления гражданско-правовой ответственности сторон договора транспортной экспедиции, Закон о ТЭД был дополнен уточняющим положением, относящимся к вопросам административно-правовой ответственности, которая наступает вследствие нарушения обязательных требований, предусмотренных ст.21, ст.22 и ст.4 Закона о ТЭД (в новой редакции), на что указывается также в п.2 ст.23 Закона.
К таким обязательным требованиям относятся, в частности:
-
обеспечение соблюдения требований при ограничениях на организацию перевозки грузов (ст.21 Закона о ТЭД);
-
осуществление транспортно-экспедиционной деятельности при наличии записи об экспедиторе в Реестре уведомлений о транспортно-экспедиционной деятельности (ст.22 Закона о ТЭД);
-
исполнение договора транспортной экспедиции с соблюдением следующих обязательных правил (ст.4 Закона о ТЭД):
-
запрос и получение от клиента информации о грузе, проверка сведений (п.1 и п.4, п.42);
-
выполнение организационных мер и информирование об их результатах по обеспечению соблюдения требований, указанных в ст.21 Закона (п.41 и п.43);
-
обеспечение требований по хранению информации об осуществлении транспортно-экспедиционной деятельности, ее предоставлению государственным органам, уполномоченным на проведение ОРД, включая также обеспечение использования баз данных и программно-технических средств, с предоставлением к ним доступа со стороны указанных органов (п.6 – п.8 и п.10-п.11);
-
оказание содействия государственным органам, уполномоченным на проведение ОРД, при проведении проверки ими грузов, находящегося у экспедитора (п.9).
Более детально составы административных правонарушений, которые связаны со сферой транспортно-экспедиционной деятельности, изложены в КоАП РФ.
2. Изменения в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях
Первоначально составы таких правонарушений были предусмотрены в статье 11.14.3 «Невыполнение обязанностей, предусмотренных законодательством о транспортно-экспедиционной деятельности», которая была включена в КоАП РФ на основании Федерального закона от 06.07.2016 N 374-ФЗ.
Правовые нормы указанной статьи предусматривали административную ответственность экспедитора за неисполнение им обязанностей проверять достоверность представленных клиентом необходимых документов и сведений (данных), информации о свойствах груза, об условиях его перевозки и иной информации, необходимой для исполнения обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции. При этом санкции данной статьи предусматривали административную ответственность как за первичное правонарушение, так и повторное.
Примечанием к ст. 11.14.3. КоАП РФ предусматривалось, что за административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.
В развитие положений Федерального закона № 140-ФЗ, которыми были внесены изменения в Закон о ТЭД, соответственно дополнилось и содержание ст.11.14.3 КоАП РФ, что произошло с принятием Федерального закона от 31.07.2025 № 281-ФЗ
«О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (вступает в силу с 01.09.2025, за исключением отдельных положений).
На основании Федерального закона от 31.07.2025 г. № 281-ФЗ, положения ст. 11.14.3. КоАП РФ были дополнены частями 3 – 10, предусматривающими новые составы административных правонарушений в сфере транспортно-экспедиционной деятельности.
Описание новых составов административных правонарушений корреспондирует с изменениями, внесенными в Закон о ТЭД на основании Федерального закона № 140-ФЗ от 07.06.2025.
Их правовая конструкция включает случаи первичного и повторного совершения правонарушений, а санкции новых норм ст. 11.14.3. КоАП РФ предполагают административные наказания в виде административного штрафа - как в фиксированном выражении, так и в размере, исчисляемом в кратном отношении к суммам выручки за определенный период, но с минимально допустимым пределом, выраженным в фиксированной сумме.
В самом общем плане эти изменения представлены в прилагаемой таблице.
|
Норма Закона
о ТЭД (ред.140-ФЗ)
|
Норма
ст. 11.14.3. КоАП
|
Описание состава
|
Описание санкции
|
|
Статья 22
|
Часть 3 –
Часть 4
|
Осуществление транспортно-экспедиционной деятельности лицом, сведения о котором отсутствуют в реестре уведомлений о транспортно-экспедиционной деятельности, если такие действия (бездействие) не содержат признаков уголовно наказуемого деяния
|
Административный штраф:
на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей;
на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей
|
|
Повторное совершение (часть 4)
|
|
Административный штраф:
на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей;
на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей
|
|
Изменения в ч. 3 – ч.4 ст. ст. 11.14.3. КоАП вступают в силу:
|
с 01.03.2026
|
|
|
|
Статья 4,
пункты 6, 7 и 10
|
Часть 5 –
Часть 6
|
Неисполнение экспедитором установленной законодательством Российской Федерации обязанности хранить и (или) предоставлять уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, информацию о:
-
заключенных договорах транспортной экспедиции,
-
сторонах этих договоров,
-
лицах, привлекаемых к выполнению этих договоров,
-
свойствах грузов,
-
фактах приема, обработки, погрузки, хранения, разгрузки, передачи, выдачи грузов,
-
маршрутах следования,
-
видах транспорта, осуществляющего их перевозку,
-
или иную информацию, размещаемую в информационных системах, используемых при оказании экспедиционных услуг
|
Административный штраф:
на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц - в размере от одной тысячной до трех тысячных размера суммы выручки, полученной от реализации всех товаров (работ, услуг) за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение,
либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации товаров (работ, услуг) в предшествующем календарном году, но не менее пятисот тысяч рублей
|
|
Повторное нарушение (часть 6)
|
|
Административный штраф:
на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц - в размере от одной сотой до трех сотых размера суммы выручки, полученной от реализации всех товаров (работ, услуг) за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение,
либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации товаров (работ, услуг) в предшествующем календарном году,
но не менее одного миллиона рублей
|
|
|
|
Статья 4,
пункт 8
|
Часть 7
|
Неисполнение экспедитором установленных законодательством Российской Федерации обязанностей обеспечивать реализацию установленных в соответствии с федеральным законом требований к оборудованию и программно-техническим средствам, используемым в эксплуатируемых им информационных системах, для проведения уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, в случаях, установленных федеральными законами, мероприятий в целях реализации возложенных на них задач, а также принимать меры по недопущению раскрытия организационных и тактических приемов проведения указанных мероприятий
|
Административный штраф:
на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц - в размере от одной тысячной до трех тысячных размера суммы выручки, полученной от реализации всех товаров (работ, услуг) за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение,
либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации товаров (работ, услуг) в предшествующем календарном году,
но не менее пятисот тысяч рублей
|
|
Повторное нарушение (часть 9)
|
|
Административный штраф:
на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в размере от одной сотой до трех сотых размера суммы выручки, полученной от реализации всех товаров (работ, услуг) за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение,
либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации товаров (работ, услуг) в предшествующем календарном году,
но не менее одного миллиона рублей
|
|
Статья 4,
пункт 9
|
Часть 8
|
Неисполнение экспедитором установленных законодательством Российской Федерации обязанностей передавать уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно-разыскные мероприятия, по их требованию находящийся у него груз для проверки и (или) изъятия, обеспечивать предоставление указанным органам помещений (при наличии) для проведения оперативно-разыскных мероприятий или обеспечивать прием, передачу и сохранность информации об экспедиционных услугах с использованием баз данных и технических средств, находящихся на территории Российской Федерации
|
Административный штраф:
на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц - в размере от одной тысячной до трех тысячных размера суммы выручки, полученной от реализации всех товаров (работ, услуг) за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение,
либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации товаров (работ, услуг) в предшествующем календарном году,
но не менее пятисот тысяч рублей
|
|
Повторное нарушение (часть 9)
|
|
Административный штраф
на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в размере от одной сотой до трех сотых размера суммы выручки, полученной от реализации всех товаров (работ, услуг) за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение,
либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации товаров (работ, услуг) в предшествующем календарном году,
но не менее одного миллиона рублей
|
|
|
|
Статья 4,
пункт 42
статья 61
|
Часть 10
|
Неисполнение или несвоевременное исполнение клиентом установленной законодательством Российской Федерации обязанности представлять экспедитору информацию о наличии в составе груза предметов и веществ, изъятых из гражданского оборота или ограниченно оборотоспособных
|
Административный штраф:
на граждан - в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей;
на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
|
К.Л. Бречалов
Адвокат, партнер АБ СПб «Инмарин»