22 января 2025 г. Советом евразийской экономической комиссии (Совет ЕАЭС) было принято Решение № 4 «О внесении изменений в некоторые решения Комиссии Таможенного союза в отношении отдельных видов плавучих судов», которое было официально опубликовано на правовом портале Евразийского экономического союза 21.02.2025 г. Указанный нормативный документ вступил в силу 03.03.2025 г.
С принятием вышеуказанного Решения Совета ЕАЭС были внесены изменения в отдельные положения ранее принятых Решений Комиссии Таможенного союза, предусматривающих условия применения льгот по таможенным платежам в отношении ввозимых плавучих судов, а именно:
-
подпункт 7.1.6 Решения Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 № 130 «О едином таможенно-тарифном регулировании Евразийского экономического союза» (далее – Решение КТС № 130);
-
пункт 9 Решения Комиссии Таможенного союза от 15.07.2011 № 728 «О порядке применения освобождения от уплаты таможенных пошлин при ввозе отдельных категорий товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза» (далее – Решение КТС № 728).
В результате принятия Советом ЕАЭС Решения № 4, в вышеуказанных Решениях Комиссии ТС произошли следующие изменения, которые, на наш взгляд, носят преимущественно технический характер и назначение:
-
в части пп.7.1.6 Решения КТС № 130 исключены положения, касающиеся наименования (вида) документа, подлежащего представлению для целей подтверждения льготы, предусмотренной п.7.1 и п.7.1.6. Решения.
-
оставлено только указание на суда, регистрируемые (зарегистрированные) в реестре, при этом в первоначальной редакции Решения КТС № 130 отсутствовало упоминание про «зарегистрированные».
Часть нормы п.7.1.6. Решения № 130 (упоминание на документ, подтверждающий льготу и срок его предоставления) – перенесена в новую редакцию п. 9 «Порядка применения освобождения от уплаты таможенных пошлин при ввозе отдельных категорий товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза» (утв. Решением КТС г. № 728).
В итоге п.9 Порядка стал включать бланкетную норму (в части ссылки на п.7.1.6 Решения № 130). Эта же норма уточнена, в части дополнения еще одним видом документа, подтверждающего возможность предоставления такой льготы, а именно – выписку из международного реестра судов.
Положения п.9 Порядка в новой редакции (последний абзац) предусматривают обобщенные последствия непредставления таких документов, но при этом не охватывают отдельных (специальных) оснований в виде исключения судна из реестра. В п.9 Порядка не включены также последствия фактического вывоза судна с таможенной территории Таможенного союза (в настоящее время – таможенная территория ЕАЭС).
Вышеприведенные изменения могут быть примерно представлены в следующем сравнительном варианте:
Решение Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 N 130
(в ред., внесенной Решением Совета ЕЭК от 29.11.2024 N 115, вступ. в силу с 05.01.2025)
"О едином таможенно-тарифном регулировании Евразийского экономического союза"
|
Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 22 января 2025 г. № 4 «О внесении изменений в некоторые решения Комиссии Таможенного союза в отношении отдельных видов плавучих судов»
Дата принятия документа: 22.01.2025
Дата опубликования: 21.02.2025
Дата вступления в силу: 03.03.2025
|
7.1. От ввозной таможенной пошлины освобождаются:
|
Предыдущая редакция
|
Новая редакция
|
7.1.6. Плавучие суда, регистрируемые в международных реестрах судов, установленных законодательством государств - участников таможенного союза. Для предоставления льготы, предусмотренной настоящим пунктом, в течение 45 дней с даты принятия таможенной декларации декларант обязан представить в таможенный орган свидетельство о регистрации судна в международном реестре судов, а также иные документы, установленные законодательством государств - участников таможенного союза;
|
7.1.6. Плавучие суда, регистрируемые (зарегистрированные) в международных реестрах судов, установленных законодательством государств-членов.
|
Решение Комиссии Таможенного союза от 15.07.2011 N 728
(в ред., внесенной Решением Совета ЕЭК от 29.11.2024 N 115, вступ. в силу с 05.01.2025)
"О порядке применения освобождения от уплаты таможенных пошлин при ввозе отдельных категорий товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза"
|
Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 22 января 2025 г. № 4 «О внесении изменений в некоторые решения Комиссии Таможенного союза в отношении отдельных видов плавучих судов»
Дата принятия документа: 22.01.2025
Дата опубликования: 21.02.2025
Дата вступления в силу: 03.03.2025
|
Предыдущая редакция
|
Новая редакция
|
9. Плавучие суда, регистрируемые в международных реестрах судов, установленных законодательством государств - членов Таможенного союза, освобождаются от уплаты таможенных пошлин при условии представления в таможенный орган свидетельства о регистрации судна в международном реестре судов, а также иных документов (платежных документов), установленных законодательством государства - члена Таможенного союза.
В случае непредставления указанных документов суда, регистрируемые в международном реестре, освобождаются от уплаты таможенных пошлин при наличии обязательства о представлении указанных документов в течение 45 дней с даты регистрации декларации на товары. При исключении судна из международного реестра таможенная пошлина подлежит уплате не позднее дня, следующего за днем исключения этого судна из международного реестра, за исключением случаев фактического вывоза судна с таможенной территории Таможенного союза.
|
9. Тарифная льгота, предусмотренная подпунктом 7.1.6 пункта 7 Решения Комиссии Таможенного союза от 27 ноября 2009 г. № 130, предоставляется в отношении плавучих судов при условии их регистрации в международном реестре судов государства – члена Евразийского экономического союза.
Документом, подтверждающим выполнение условия предоставления указанной тарифной льготы, является свидетельство о регистрации судна в международном реестре судов государства – члена Евразийского экономического союза или выписка из международного реестра судов государства – члена Евразийского экономического союза (далее – документ, подтверждающий регистрацию судна).
В случае отсутствия при таможенном декларировании плавучего судна документа, подтверждающего регистрацию судна, такой документ должен быть представлен в таможенный орган государства – члена Евразийского экономического союза не позднее 45 календарных дней с даты регистрации декларации на товары, а в случае выпуска товаров до подачи декларации на товары – с даты регистрации заявления о выпуске товаров до подачи декларации на товары.
Непредставление документа, подтверждающего регистрацию судна, в установленный в абзаце третьем настоящего пункта срок является нарушением условий предоставления тарифной льготы.
|
Абзацем вторым пункта 3 Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 22 января 2025 г. № 4 предусматривается, что:
В отношении судов, помещенных с 28 марта 2022 г. и до даты вступления в силу настоящего Решения (то есть, до 03.03.2025) под таможенную процедуру с применением тарифной льготы, установленной подпунктом 7.1.6 пункта 7 Решения Комиссии Таможенного союза от 27 ноября 2009 г. № 130, и классифицируемых кодами ТН ВЭД ЕАЭС:
8901 10, 8901 20, 8901 30, 8901 90, 8903 22 000 0, 8903 32 100 0, 8903 99 000 0, 8904 00, 8905, 8906 90 ТН ВЭД ЕАЭС, распространяются положения пункта 2 настоящего Решения (описание конкретного вида судов можно увидеть, перейдя по ссылке на интересующий код).
В связи с вышеуказанным событием среди участников отрасли возникло мнение о том, что Решение снимает ограничение в отношении действующего минимального пятилетнего срока нахождения судов в РМРС, отмену применения только таможенной процедуры для внутреннего потребления, что позволяет использовать другие таможенные процедуры, включая временный ввоз (допуск).
В указанной части вышеозначенное письмо РПС вызывает ряд вопросов, поскольку из буквального содержания и смысла положений, содержащихся в Решении №4 не следует прямо, и не усматривается каких-либо отсылок на конкретные нормы права ЕАЭС, которые бы указывали с достаточной степенью определенности на такие возможности, как они представлены в упомянутом письме. Так, указание в п.3 Решения о судах, помещенных «под таможенную процедуру с применением тарифной льготы» может иметь предпосылки для расширительного толкования Решения №4.
Вместе с тем, указанное Решение не содержит ссылок или иным образом не связывается с нормами о применении таможенной процедуры временного ввоза (допуска), отдельно предусмотренными Главой 29 ТК ЕАЭС, и Решением Совета ЕЭК № 54 от 22.04.2024 (вступ. в силу 11.07.2024; регламентирует в том числе, условия и особенности применения указанной таможенной процедуры в отношении плавучих судов), а равно:
-
не упоминает про «другие таможенные процедуры», упоминаемые в письме (какие именно?)
-
не содержит каких-либо положений о применении 5-летнего срока, прямо предусмотренного специальными нормами статьи 136 ТК ЕАЭС (в частности: пп.1 п.4, пп.2 п.6), во взаимосвязи со ст.126 ТК ЕАЭС (пп.1 п.1 и п.2, п.6 и пп.1 п.7 и п.8) и ст.54 ТК ЕАЭС (пп.1 п.2 и пп.1 п.4).
Полагаем, что для применения вышеуказанного Решения от 22.01.2025 № 4 могут потребоваться разъяснения со стороны ФТС России, раскрывающие позицию ведомства в части особенностей и условий применения положений Решения (в рамках норм, в нем указанных).
Бречалов Константин Леонидович
Адвокат, партнер АБ СПб «Инмарин»