Главная » ИНФОЦЕНТР » Новости права » Комментарий закона от 03.02.2025 № 4-ФЗ «О безопасности людей на водных объектах»
06.02.2025

Комментарий закона от 03.02.2025 № 4-ФЗ «О безопасности людей на водных объектах»

yandeks-go.jpg

3 февраля 2025 подписан Президентом РФ и опубликован Федеральный закон «О безопасности людей на водных объектах» от 03.02.2025 № 4-ФЗ, принятый Государственной Думой 28.01.2025, что явилось результатом работы над законопроектом № 326718-8, внесенным Правительством РФ на рассмотрение еще в марте 2024 г. Закон вступает в силу с 01.09.2025 г.

Детальный анализ вновь принятого Федерального закона (далее - Закон), который станет базовым в области обеспечения безопасности людей на водных объектах и прилегающих к ним территориях , позволяет обратить внимание на то, что отдельные положения его финальной версии отличаются от предыдущих редакций, с которых начиналось его изначальное рассмотрение. И если в плане законодательного процесса это является естественным явлением, то в плане информационном это создало поводы для заметного и на наш взгляд не всегда обоснованного волнения среди владельцев маломерных судов.

В свою очередь разберемся, что же так обеспокоило владельцев маломерных судов, попавших в орбиту действия этого Закона…

      

 

Что же нового?

Одно из основных и, пожалуй, принципиальных нововведений: Закон переосмысливает подход к делению маломерных судов по целям использования  - на коммерческие и некоммерческие и по основаниям владения  - на принадлежащие юридическим или физическим лицам.

До принятия Закона, и на дату написания статьи - такое деление пока что существует. Так, все маломерные суда, используемые для личных, некоммерческих целей состоят на регистрации в Государственной инспекции по маломерным судам (ГИМС МЧС России). При этом, точно такие же суда, но освидетельствованные и снабженные по нормам ФАУ «Российский морской регистр судоходства» или ФАУ «Российское классификационное общество», оформленные на юридические лица и используемые ими в коммерческих целях, зарегистрированы в других судовых реестрах, предусмотренных в п.1 ст.33 КТМ РФ, находящихся в ведении капитанов портов и администраций бассейнов внутренних водных путей. На регистрации в ГИМС они не состоят и не являются ему поднадзорными.

С принятием вышеназванного Закона деление судов на «коммерческие», так и «некоммерческие»  применительно к маломерным судам будет производится иным способом.

 

Этот класс не для вас

«Как же так получилось и что теперь будет?» - сейчас этим вопросом задаются многие владельцы маломерных судов. Беглый взгляд на принятый Закон не позволит дать столь же беглый и определенный ответ, поэтому разберем этот вопрос более подробно, переходя «от общего к частному».

Во-первых: из ст.3 «понятийного аппарата» первоначальной версии Закона были исключены упоминания про «маломерное судно» и «гидроцикл» - законодатель обошелся формулировкой о том, что «иные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе, применяются в значениях, определенных другими законодательными актами Российской Федерации» (использование отсылочных и бланкетных норм - обычная практика в законотворчестве).

Для их определения есть пункт 3 статьи 7 КТМ РФ и абзац 17 статьи 3 КВВТ РФ, а также, абзацы 3 и 7 «ТР ТС 026/2012. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности маломерных судов» (утв. Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 15.06.2012 N 33).

Во-вторых: первоначальная версия Закона предусматривала статью 19 «Классификация маломерных судов на соответствие требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности маломерных судов», а пояснительная записка к Законопроекту предполагала внесение соответствующих изменений к процедуре классификации и освидетельствования маломерных судов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 08.02.2022 N 132 (в части, касающейся «Положения о классификации и освидетельствовании маломерных судов, используемых в некоммерческих целях»).

В итоговой редакции Закона такой статьи нет, о классификации не упоминается как о таковой – статья 19 Закона скупо утверждает требования к маломерным судам, а дальше «по тексту» - переход к их освидетельствованию, регистрации, надзору. Тем не менее, законодатель выделил их следующие типы (ч.1 ст.22 Закона; тип маломерного судна, согласно ст.2 ТР ТС 026/2012: маломерное судно с общими конструктивными признаками, зафиксированными в техническом описании, изготовленное одним строителем):

1) моторное судно;

2) парусное судно;

3) парусно-моторное судно;

4) гидроцикл;

5) судно на воздушной подушке;

6) судно особой конструкции.

Примечательным в этой правовой классификации является отсутствие яхт (как одного из широко распространенных видов маломерных судов), в отношении которых Российский морской регистр судоходства (РС) утвердил отдельные правила. В целом, интерес к этой классификации  состоит в том, что она построена по критерию конструкции судна, и выделяет теперь также суда  особой конструкции, к которым вероятно законодатель относит появляющиеся на водных объектах мини-подводные лодки и другие особые суда. Следует также заметить, что в первоначальной версии Закона парусно-моторное судно в составе «поднадзорных объектов» не предполагалось.

Таким образом, законодатель охватил возможные виды маломерных судов, исключив их категорирование в Законе по целям использования, и «поместил» их все под действие Закона, устанавливающих единообразные правила и механизм практической реализации по ведению реестра и осуществлению надзора в отношении таких судов, в лице одного органа исполнительной власти – МЧС России (п.5 и п.6 ч.2 ст.4 Закона; ч.2 ст.21 и ст.29 Закона).

Здесь же можно было добавить «в-третьих», но, как говорится «есть нюанс…», в виде отдельных исключений из этих правил, что, в свою очередь, требует отдельного повествования. 

Про исключения и дозволения

Законодатель, императивно утверждая в ч.1 ст.21 Закона положение о том, что «Государственной регистрации в реестре маломерных судов подлежат маломерные суда массой 200 килограммов и более с мощностью двигателей (в случае установки) 8 киловатт и более», делает следующую оговорку: «за исключением маломерных судов, используемых в целях  обеспечения торгового мореплавания и судоходства, перечень категорий (типов) которых определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта». Эта же оговорка дублируется законодателем и в ч.2 ст. 25 Закона применительно к освидетельствованию судов.

В практическом плане это означает, что Минтрансом России будут определены маломерные суда, используемые для целей торгового мореплавания и судоходства и представляется что ориентиром для такого определения могут быть положения ст. 2 КТМ РФ, определяющая суда, используемые для целей торгового мореплавания.

При этом законодатель в ч. 3 ст. 21 Закона прямо закрепляет, что «Государственная регистрация маломерных судов, используемых в целях, указанных в пункте 7 статьи 33 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации и пункте 21 статьи 16 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации, может осуществляться в Российском международном реестре судов»,    то есть сам по себе Российский международный реестр судов остается открытым для торговых маломерных судов.

Следует сразу обозначить: п.7 ст.33 КТМ РФ охватывает большой диапазон судов различного назначения с разнообразным функционалом и эксплуатационными характеристиками, используемыми в торговом судоходстве.

С одной стороны, сложно представить маломерное судно, которое могло бы использоваться для международной перевозки грузов, транспортировки, хранения и перевалки нефти, либо, для разведки и разработки природных ресурсов, гидротехнических и подводно-технических работ, однако маломерное судно, используемое для целей обслуживания указанных видов деятельности  – вполне возможно. Это и все возможные бонопостановщики, служебно-разъездные и вспомогательные суда, мультикеты и прочие.

 

kopmaz_ii-1.jpg Юшар

Немалую часть маломерного флота составляют также яхты и катера, осуществляющие перевозки пассажиров на коммерческой основе и на основании лицензии, что полностью соответствует целям, указанным в ст.2 КТМ РФ, целям торгового мореплавания.

 

ms-magellan_na-plavu_2.jpeg sayt-meduza.png

Исходя из вышеприведенных положений КТМ РФ, КВВТ РФ и ст.21 Закона, может создаться первое впечатление, что для отдельных типов маломерных судов, (например, те же яхта или катер) в этом «мире больших кораблей», пользующихся возможностями и преимуществами регистрации в Российском международном реестре судов (РМРС), может не найтись места - вне зависимости от того, кто владеет маломерным судном, и что оно приобретено для извлечения дохода. Вместе с тем, это не столь однозначно, как может представляться.

Полагаем, что для создания правовой определенности в этом вопросе существенная роль отведена Минтрансу России, который во исполнение ч.1 ст.21 Закона своими ведомственными актами определит четкие условия, критерии, порядок и основания допуска и эксплуатации маломерных судов для целей реализации нормы, предусмотренной в ч.3 ст.21 и ст.25 Закона, что при его последующем применении не будет препятствовать возможностям регистрации маломерных судов, используемых в целях торгового мореплавания в Российском международном реестре судов. 

О «маломере» замолвите слово….

В связи с принятием рассматриваемого Закона вышеназванные новшества явились поводом для беспокойства тех судовладельцев, которые ранее приобрели и ввезли на территорию РФ суда, по своим признакам относящиеся к маломерным, и зарегистрировали их в одном из реестров судов, предусмотренных в п.1 ст.33 КТМ РФ, однако не используют эти суда для целей торгового мореплавания, особенно если речь идет о регистрации в Российском международном реестре судов, предоставляющей преференции по налогам и таможенным платежам. 

В случае, если эти суда по каким-либо причинам не будут включены в перечень Минтранса России, как соответствующие требованиям ст.2 КТМ РФ во взаимосвязи с ч.1 и ч.3 ст.21 Закона (как было рассмотрено выше), то в связи с его вступлением в силу такие суда будут подлежать перерегистрации при очередном освидетельствовании (ст. 29 Закона). При этом ч.3 ст.29 Закона предусматривается, что по истечении пяти лет со дня вступления в силу Федерального закона или с даты регистрации маломерного судна в реестре маломерных судов оно подлежит исключению из Государственного судового реестра, Российского международного реестра судов, Российского открытого реестра судов.

Полагаем, что в этой части как со стороны Минтранса России, так и со стороны МЧС России следует ожидать регулирования уточняющее механизм на переходный период, а также типы маломерных судов  остающихся по торговому характеру своей деятельности в подведомственности Минтранса.

В этой связи не менее важным представляется и уточнение механизма исключения записи о регистрации из Реестра маломерных судов по основаниям, указанным в п.2 ч.6 ст.21 Закона (признание документов поддельными (подложными), недействительными), поскольку для практических целей реализации этой нормы Закона следовало бы уточнить, каким образом возникают основания для такого исключения: на основании вступившего в законную силу судебного акта, либо, при выявлении непосредственно ГИМС факта представления таких документов.   

 

 Бречалов Константин Леонидович

Адвокат, партнер АБ СПб «Инмарин»