Главная » ИНФОЦЕНТР » Новости » Экологические споры на морском транспорте 2024 г
30.01.2025

Экологические споры на морском транспорте 2024 г

volgoneft-128.jpg Последний месяц 2024 года был в буквальном смысле траурным для всей сферы российского торгового мореплавания: крушение 15 декабря танкеров «Волгонефть-212» и «Волгонефть-239», а затем потеря в Средиземном море судна «Ursa Major» - показали всю хрупкость системы безопасности судоходства. И, если в случае с «Ursa Major» имело место грубое внешнее воздействие (в виде диверсии), то в истории с танкерами имеется целый клубок взаимосвязанных факторов, который еще предстоит распутать и дать им правовую оценку - как со стороны следственных, так и судебных органов.

Так, 18.12.2024 Следователями ГСУ СК России по Республике Крым и г. Севастополю было предъявлено обвинение капитанам судов «Волгонефть-239» и «Волгонефть-212» в совершении преступлений, предусмотренных ч.1 ст. 263 и ч.2 ст. 263 УК РФ соответственно (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации морского транспорта, в результате чего на одном из судов погиб член экипажа.

Не исключено, что фигурантов в орбите уголовного преследования станет больше, поскольку имеется много вопросов по обстоятельствам крушения, связанным как с навигационной обстановкой и управлением движения судами, так и с техническим состоянием судов, условиями их освидетельствования, и эксплуатации.

Помимо уголовных процессов, предстоят сложные арбитражные разбирательства. Арбитражным судом Краснодарского края уже возбуждено несколько арбитражных дел.

Так, в самом начале января 2025 года было возбуждено дело №А32-282/2025 по исковому заявлению ФГБУ «Морспасслужба» к ООО «Кама Шиппинг», ООО «КАМАТРАНСОЙЛ», ЗАО «Волгатранснефть» о взыскании расходов за проведение работ по ликвидации разлива нефтепродуктов.

Кроме того, Новороссийским транспортным прокурором поданы заявления в Арбитражный суд Краснодарского края о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ в отношении:

В данном случае следует особо отметить, что у Арбитражного суда Краснодарского края (далее - Суд) в этом направлении имеется значительный опыт и богатая, накопленная годами практика, выработаны методики и подходы в разрешении споров по делам данной категории, что, несомненно, во многом будет способствовать их объективному и всестороннему рассмотрению по делам, связанным с крушением вышеуказанных танкеров.

Анализ правоприменительной практики Суда показывает, что что он является строгим экзаменатором для многих субъектов экономической деятельности, связанной с перевозкой экологически опасных грузов (в частности, нефтепродуктов), если ими не выучены уроки по обеспечению соответствующих правил безопасности. Впрочем, как показывает практика и сама жизнь, от самонадеянности и пренебрежительного отношения к правилам в угоду финансовым интересам, не спасает и самая совершенная OMS.   

В этой связи полагаем возможным представить вниманию некоторые из таких дел, которые были им рассмотрены в 2024 году. Они интересны не только тем, что получили освещение в профильных СМИ, но и по своему содержанию являются очень насыщенными (цена иска, субъектный и фактический составы, применение обеспечительных мер, взаимосвязанные дела и др.).

 

I. Дело №: А32-14434/2024

  • Истец: Черноморо-Азовское морское Управление Росприроднадзора

  • Ответчик: WEALTH HOLDINGS SHIPPIHG PTE. LTD

  • Предмет: о взыскании суммы вреда, причиненного водному объекту,

  • Сумма исковых требований: 453 340 024 рубля

Данное дело рассматривалось в связи загрязнением акватории Черного моря нефтепродуктами, которое произошло в порту Новороссийск 22 февраля 2024 года. Утечка произошла с борта судна Hai Jin Jiang (ИМО 9432256), судовладельцами которого являлись компания Wealth Holdings Shipping РТЕ (зарегистрированный собственник), и компания Haijinjiang Ship Management (Shanghai) Co Ltd. 

Дело было рассмотрено в пределах первой инстанции, с полным удовлетворением исковых требований Росприроднадзора (Решение от 08.10.2024). В ходе производства по делу применялись обеспечительные меры.

Решение не обжаловалось и вступило в законную силу, исполнено Ответчиком.

С обстоятельствами вышеуказанного дела были связаны следующие арбитражные дела:

1) Дело № А32-11424/2024

  • Истец: ФГБУ «Морспасслужба»

  • Ответчик: WEALTH HOLDINGS SHIPPIHG PTE. LTD

  • Предмет: взыскание стоимости аварийно-спасательных работ по ликвидации разлива бункерным топливом

  • Сумма исковых требований: 22 966 046,93 рублей

Иск был удовлетворен полностью (Решение от 29.11.2024). Решение не обжаловалось. В ходе производства по делу были применены предварительные обеспечительные меры.

2) Дело № А32-10711/2024

  • Истец: ПАО "НМТП"

  • Ответчик: WEALTH HOLDINGS SHIPPIHG PTE. LTD, Haijinjiang Ship Management (Shanghai) Co Ltd.

  • Предмет: о взыскании в солидарном порядке суммы убытков, обращении взыскания (посредством реализации с публичных торгов) на предмет морского залога - судно т/х «HAI JIN JIANG», и определении начальной продажной цены судна

  • Сумма иска: 27 357 040,14 руб. (предварительный размер: 43 240 000 рублей)

Иск был удовлетворен полностью (Решение от 17.12.2024). Решение не обжаловалось. В ходе производства по делу были применены предварительные обеспечительные меры.

 

II. Дело №: А32-52249/2022

  • Истец: Черноморо-Азовское морское Управление Росприроднадзора

  • Ответчик: DS-Rendite-Fonds GmbH & Siebenundvierzigste Schiffahrt KG (ФРГ)

  • Предмет: о возмещении вреда, причиненного водному объекту

  • Сумма иска: 200 317 341 руб.

Рассмотрение указанного дела было связано с разливом нефтепродуктов с судна «DS Charme» в порту Тамань в 2021 году. Также, как и в случае с судном Hai Jin Jiang, дело по существу было рассмотрено в пределах первой инстанции, с полным удовлетворением исковых требований Росприроднадзора (Решение от 03.10.2024). В ходе производства по указанному делу  обеспечительные меры не применялись.

 

В дополнение следует отметить, что из похожего (но, в других географических координатах) не менее интересным по своему содержанию и масштабу является дело, связанное с широко известным фактом крушения судна «Rise Shine» в ноябре 2021 г. на Дальнем Востоке, рассматриваемое Арбитражным судом Приморского края, но в настоящее время какой-либо активности по нему не имеется.   

 

В заключение

Представляется, что в контурах только Черного моря последствия событий 15 декабря 2024 по своим масштабам можно сравнить с последствиями, которые возникли при крушении танкера «ЭКССОН ВАЛДИЗ»  у берегов Аляски в 1989, или нефтебуровой платформы «Глубоководный Горизонт» в Мексиканском заливе в 2010.

В любом случае, наиболее пострадавшими в этой катастрофе являются природные объекты, включая морскую и прибрежные экосистемы. Ущерб от произошедшего еще предстоит оценить, и у экспертного сообщества в этом плане предстоит много работы.

Следует отметить, что системный правовой анализ событий 15 декабря 2024 у Керченского пролива еще не имеет столь значительного охвата в отраслевых СМИ, но отдельные заслуживающие интереса материалы уже появляются, в том числе – у иностранных коллег. В свою очередь, АБ СПб «Инмарин» также будет отслеживать развитие событий и давать им свою оценку и комментарии.  

 

 

Бречалов Константин Леонидович 

Адвокат, партнер

Адвокатское бюро Санкт-Петербурга «Инмарин»