Главная » ИНФОЦЕНТР » Новости права » Теневой флот: от морского права до морского боя
20.11.2024

Теневой флот: от морского права до морского боя

bosfor.jpg Власти ЕС, полагая, что проводимая ими политика запретов и ограничений в отношении России недостаточно эффективна в этом плане, сделали очередной ход, приняв 14 ноября 2024 г. резолюцию Европейского парламента № P10_TA(2024)0036 «Действия ЕС против российского теневого флота и обеспечение полного соблюдения санкций против России», которая на первый взгляд может представляться документом, имеющим декларативный характер,  наполненным обычным пафосным содержанием. Однако при более детальном рассмотрении становится видно, что он имеет глубоко заложенные смыслы, некоторые из которых еще предстоит раскрыть, а их практическая реализация – привести к серьезным и мало предсказуемым последствиям. При этом, конечно,  способы реализации Резолюции крайне далеки от фундаментальных принципов морского права, даже если они прикрыты формальными признаками, и им придана соответствующая видимость или значимость, со ссылками на универсальные Конвенции ООН и руководящие документы ИМО (IMO General Assembly Resolution A.1192(33) от 06.12.2023).

Рассмотрим более подробно наиболее критичные положения Резолюции. 

1.Резолюцией предлагается запретить перевалку российской сырой нефти и нефтепродуктов с судна на судно в водах ЕС, и задействовать ресурсы для выявления и пресечения операций по перевалке, в том числе путем запрета на стоянку и заправку в ЕС

2.Приводится целый блок предлагаемых карательных и надзорных мер в части препятствия любым формам «теневого флота»:

  • выявление всех отдельных судов «теневого флота», а также их владельцев, операторов, менеджеров, счетов, банков, страховых компаний и т.д.;
  • включение применение санкций в отношении судов, проходящих через воды ЕС без страхового покрытия известных страховщиков (known insurance);
  • оказание воздействия на правительства стран, где зарегистрированы компании, управляющие «теневыми танкерами», и стран, под чьим флагом в водах ЕС значительно возросло их присутствие после введения предельных цен на нефть:
  • с целью обоснования их причастности и разделения ответственности за создание экологических рисков и содействие практики высокорискованных методов судоходства,
  • с требованиями к государствам флага исключить суда, подпадающие под санкции, из своих судовых реестров.

При этом отдельно отмечается, что государства флага, помогающие российскому «теневому флоту», тем самым также помогают военным усилиям России

3.Предусматриваются меры по усилению проверок судов в рамках сотрудничества ЕС с ИМО в рамках резолюции ГА ИМО № A.1192(33):

  • обеспечить исполнение обязанности администрации судна сообщать государствам своего флага обо всех передачах с судна на судно, и усиление проверок подозрительных судов в портах;
  • проводить немедленную инспекцию судов, работающих в водах ЕС, с целью проверки их страхового покрытия и соответствия требованиям ИМО;
  • составление полного списка судов, принадлежащих российскому «теневому флоту», проводить целенаправленные инспекции, в том числе на море, и вводить санкции, которые также приводят к постоянному или временному задержанию судов по  административным причинам (пункт 8 Резолюции).

В плане последнего: интерес представляет содержащийся в п.14 корреспондирующий «призыв» к государствам-членам ЕС о назначении портов, способных принимать суда, на которые наложены санкции, перевозящие сырую нефть и СПГ, и изымать незаконные грузы без компенсации.

4) Уделяется значительное внимание вопросам страхового покрытия для плавания в водах ЕС в соответствии с Директивой 2009/20/EC, с принятием следующих мер (п.9-п.10 и п.17 Резолюции):

  • предоставление службам государств-членов ЕС возможности препятствовать незастрахованным (или не соответствующим требованиям Директивы 2009/20/EC) судам заходить в порты ЕС или использовать воды ЕС для дозаправки или других целей, с усилением контроля за такими судами;
  • принятие меры для обеспечения того, чтобы суда, не соответствующие требованиям Директивой 2009/20/EC, не поступали на рынок.

В этом отношении особо выделены положения, касающиеся вопросов плавания в водах стран, имеющих международные проливы:

  • предполагается тесное сотрудничество с Соединенным Королевством в принятии мер по ограничению использования пролива Ла-Манш судами российского «теневого флота»;
  • предлагается странам, имеющим международные проливы, требовать от судов предоставления доказательств защиты и страхового возмещения, а также соблюдения ими минимальных стандартов безопасности,а также,
  • странам-членам ЕС - требовать от всех судов, проходящих через их воды, раскрытия информации о страховом покрытии от разливов нефти для обеспечения прозрачности в отношении механизмов страхования

Отдельный пункт (17) выделен для регулирования вопросов в сфере обеспечения ответственности судовладельцев по линии экологической безопасности и разлива нефти.

5) Резолюцией предполагается ужесточение портового контроля в государствах-членах ЕС (п.13 Резолюции):

  • применение строгих меры регулирования в своих портах и в своих территориальных водах;
  • в случае прохода танкеров, потенциально перевозящих российскую нефть, в полной мере использовать свое право на то, чтобы суда направлялись лоцманом из соответствующего национального органа для:
  • проведения проверок происхождения груза, окончательного владения судном, страховых документов и соблюдения стандартов безопасности, а также,
  • для обеспечения того, чтобы суда, подозреваемые в уклонении от санкций и несоблюдении экологических требований, были помечены для расследования.

Впечатление от этой Резолюции неоднозначно. С одной стороны, рассмотренный выше опус Европарламента, представляется очередным необязательным по своей сути документом, обеспечивающим политическую повестку по линии соблюдения европейской солидарности и сопричастности в достижении целей и задач антироссийских санкций. Но в текущей ситуации это представляется слишком упрощенным, поскольку подобных реляций было достаточно за последние 2,5 года, а их результат остается сомнительным в своей эффективности.

С другой стороны, имеются достаточные основания усматривать, что заложенные в Резолюции формулировки содержат указания не только на завуалированные запретно-ограничительные меры, которые предполагаются к «15-му пакету санкций», но и имеют более широкий (в своем масштабе) и многоступенчатый (во времени и по структуре) характер их реализации, с их последовательным раскрытием и трансформацией в иные меры воздействия, в зависимости от развития событий.

Нельзя исключать, что закладываемая таким образом цепочка последовательных решений и действий со стороны внешнеполитических институтов ЕС (не исключая участия НАТО), с множеством заранее просчитанных вариантов их исполнения - предполагает создать «правовой капкан», устранение угрозы которого высшее военно-политическое руководство России будет вынуждено рассматривать (в позиции неизбежности) не посредством дипломатии, а с использованием иных средств и способов. И совершение таких вынужденных действий со стороны последнего будут преследоваться ЕС и НАТО в целях оправдания своих ответных мер для активизации более жесткого сценария, в частности, на Балтике.

Бречалов Константин Леонидович

адвокат, партнер 

Адвокатское бюро Санкт-Петербурга "Инмарин"