18 сентября 2024 г. ряд ведущих иностранных СМИ (а также, некоторые российские профильные СМИ), разместили информацию о том, что Правительство США подало гражданский иск в окружной суд округа Мэриленд о возмещении расходов, понесенных при ликвидации последствий аварии, произошедшей 26.03.2024 вследствие столкновения контейнеровоза «DALI» с одной из опор моста Фрэнсиса Скотта Ки в акватории Балтимора при выходе судна из порта.
Эта авария вызвала частичное обрушение конструкции моста протяженностью более 2,5 км., при этом погибли шесть человек, а все грузоперевозки водным транспортом через порт Балтимор были приостановлены на длительное время. Размер исковых требований, заявленных Правительством США, составил более 100 000 000 долларов США.
На момент аварии судно «DALI» принадлежало компании Grace Ocean Private Limited (IMO Company Number: 5532064), и находилось в управлении Synergy Marine Pte Ltd (IMO Company Number 5507517). Обе компании зарегистрированы и расположены в Сингапуре. Само судно «DALI» (IMO 9697428) также ходило под флагом Сингапура.
Примечательным для дальнейшего хода рассмотрения этого иска является то, что указанное судно, построенное в конце 2014 г. и выпущенное в коммерческую эксплуатацию в марте 2015 г., с октября 2016 г. находилось в долгосрочном тайм-чартере у датской судоходной компании «Maersk Line A/S».
При подаче иска Министерством юстиции США было заявлено, что, поскольку во время инцидента, местом которого была территория штата Мэриленд, операционная деятельность и ведение бизнеса, связанные с указанным судном происходили в США, указанные компании подпадают под юрисдикцию окружного суда штата и законодательство США. Иск был заявлен к указанным компаниям в порядке «in personam», как в отношении владельца судна, так и его технического управляющего, соответственно.
В поддержку этой позиции генеральный прокурор Меррик Б. Гарланд (Attorney General Merrick B. Garland) заявил, что «с помощью этого гражданского иска Министерство юстиции работает над тем, чтобы расходы по расчистке пролива и возобновлению работы порта Балтимор были возложены на компании, ставшие причиной крушения, а не на американских налогоплательщиков».
Представляет также интерес правовое обоснование иска. Он предъявлен с целью чтобы возместить расходы Соединенных Штатов и другие убытки, возникшие в результате инцидента, на основании следующих актов законодательства::
-
общим морским законодательством Соединенных Штатов,
-
Законом о назначении рек и гаваней 1899 года («Акт о реках и гаванях»; Rivers and Harbors Appropriation Act of 1899 (“Rivers and Harbors Act”; 33 U.S.C. §§ 401),
-
Законом о загрязнении нефтью от 1990 года (Oil Pollution Act of 1990; 33 U.S.C. §§ 2701-2762), и
-
законодательством о нарушении общественного порядка.
При этом Министерство Юстиции США в иске отдельно указало, что Соединенные Штаты оставляют за собой право изменить этот иск, чтобы потребовать дополнительных заявлений в поддержку данного иска и/или для предъявления дополнительных требований и доводов.
Как следует из пресс-релиза Министерства юстиции, Соединенные Штаты возглавили усилия десятков федеральных агентств, ведомств штатов и местных органов власти по удалению около 50 000 тонн стали, бетона и асфальта из канала и из самого судна. В иске утверждается, что, в то время как проводились эти операции по вывозу, Соединенные Штаты также расчистили ряд временных каналов, чтобы приступить к устранению узких мест в порту и смягчить некоторые экономические последствия, вызванные этим инцидентом.
«Владелец и оператор «DALI» были хорошо осведомлены о проблемах на судне, которые могли привести к отключению электроэнергии. Но вместо того, чтобы принять необходимые меры предосторожности, они поступили наоборот», - заявил первый заместитель генерального прокурора Бенджамин Мизер (Benjamin C. Mizer, Principal Deputy Associate Attorney General).
«Из-за халатности, неумелого управления, а иногда и желания сократить расходы, они сконфигурировали электрические и механические системы судна таким образом, чтобы эти системы не могли быстро восстановить движение и рулевое управление после отключения электроэнергии. В результате, когда «DALI» потерял мощность, каскад отказов привел к катастрофе» – отметил он.
В иске конкретно утверждается (в том числе, с приведением фотоиллюстраций), что ни одно из четырех средств, которые должны были быть доступны для управления «DALI» - гребной винт, руль направления, якорь или носовое подруливающее устройство - не сработало, когда они были необходимы для предотвращения или даже смягчения последствий этой катастрофы.
В этой связи первый заместитель помощника генерального прокурора Брайан М. Бойнтон, глава гражданского отдела Министерства юстиции (Brian M. Boynton, Principal Deputy Assistant Attorney General, head of the Justice Department’s Civil Division), заявил: «Этой катастрофы можно было полностью избежать, она произошла в результате ряда в высшей степени предсказуемых ошибок, допущенных владельцем и оператором «DALI».
В пресс-релизе Министерства юстиции указывается, что в иске содержится также требование о возмещении штрафных санкций, чтобы удержать владельца и оператора «DALI» и других лиц от возможностей уклониться от ответственности. Дело в том, что этот иск Министерства юстиции является частью судебного процесса, инициированного владельцем и оператором «DALI» вскоре после происшествия, в котором они добиваются освобождения от ответственности или ограничения своей ответственности примерно на 44 миллиона долларов.
Иск от имени Соединенных Штатов не включает в себя возмещение ущерба, причиненного в связи с реконструкцией моста Фрэнсиса Скотта Ки. «Штат Мэриленд построил мост, владел им, обслуживал и эксплуатировал его, и адвокаты от имени штата могут подать свой собственный иск о возмещении этого ущерба» - указывается в пресс-релизе.
В поданном иске Соединенные Штаты представлены адвокатами из Секции судебных разбирательств в области авиации, космоса и по морским делам Гражданского управления, а также, из Офиса прокурора США по округа Мэриленд (отделение в Балтиморе).
В заключение
С нашей точки зрения, этот судебный процесс обещает быть в высшей степени интересным, содержательным, и, что вполне характерно для таких масштабных процессов (во всех смыслах) – развиваться с непредсказуемыми сюжетными поворотами и перспективами для исхода.
АБ СПб «Инмарин» будет наблюдать за ходом рассмотрения этого дела, с представлением своих материалов по нему.
В последующих же статьях будут проанализированы и представлены позиции участников этого дела: как сингапурских компаний – «устроителей сего торжества», так и Министерства юстиции США с их коллегами, поддержку которым вызвалась оказать даже Береговая охрана США.
Константин Бречалов
Адвокат, партнер
Адвокатское бюро Санкт-Петербурга «Инмарин»