Главная » ИНФОЦЕНТР » Новости » Практические вопросы согласования транспортных условий контрактов на поставку товаров (CIF/CFR) при отгрузках морским транспортом
30.07.2024

Практические вопросы согласования транспортных условий контрактов на поставку товаров (CIF/CFR) при отгрузках морским транспортом

Периодически АБ СПб «Инмарин» обращается к теме, связанной с исполнением обязательств, следующих из внешнеторговых контрактов на поставки товаров, поскольку внимание к этому вопросу во многом обусловлено формированием весьма значимого блока условий, относящихся к описанию транспортного процесса, от которого во многом зависит своевременная и сохранная доставка товара. В данной статье предполагается раскрыть вопросы описания условий по отгрузке при исполнении трейдинговых контрактов, поставка по которым выполняется на базисах CIF/CFR Incoterms 2020.    

 

Условия об отгрузке

В тех случаях, когда контракт CIF/CFR предусматривает определенный период прибытия, часто предполагается, что судно должно прибыть в порт выгрузки в течение этого срока. Однако, все не так просто, как может представляться, полагают эксперты Hill Dickinson. Так, условие о сроке прибытия поставляемой партии обычно означает только то, что продавец обязан отгрузить товар, чтобы гарантировать, что при обычном ходе событий судно прибудет в порт разгрузки в течение этого срока.

В традиционном договоре купли-продажи CFR/CIF, где контрактным периодом поставки является период отгрузки, продавцы должны отгрузить весь груз к концу контрактного периода поставки. В таких контрактах время прибытия судна или диапазон дат прибытия в порт разгрузки являются только ориентировочными и предоставляются продавцом на основании «разумной оценки обычной погрузки и времени рейса» и без каких-либо гарантий, как  это предусмотрено, например, в:

(далее - BP GTC 2015 и Shell GTC 2010).

При этом, согласно подпункту 11.2 «Shell GTC 2010», продавец не несет никакой ответственности за доставку товара в порт выгрузки в пределах указанного диапазона дат доставки. Общие условия BP и Shell о продажах CFR и CIF предусматривают, что единственной обязанностью продавца является «приложить все разумные усилия для обеспечения того, чтобы договор перевозки соответствовал указанной дате» (подпункт 57.1.26 «BP GTC 2015», и подпункт 27.1.17 «Shell GTC 2010»).

Поэтому покупатель должен внимательно следить за датой отгрузки товара, чтобы оперативно отреагировать на любое нарушение со стороны продавца и, в равной степени, избежать необоснованного отказа от товара, если судно прибудет после истечения срока прибытия по независящим от продавца обстоятельствам.

В этом случае средства правовой защиты для покупателей CFR и CIF в случае претензий, связанных с задержкой доставки товарных грузов, зависят от условий контракта, предусматривающих период прибытия судна, и определяющих момент исполнения обязательств по доставке.

 

Период прибытия

Условие о сроке доставки в договоре CIF обычно означает, что продавец должен отправить товар в срок, достаточный для обеспечения того, чтобы при обычном ходе событий можно было ожидать прибытия судна в порт разгрузки в течение указанного срока. Например, в деле «Vitol S.A. против компании Esso Australia Ltd.» («Wise»; [1989] 1 Lloyd's Rep.96), в контракте на продажу нефтеналивного груза на условиях CFR, содержались следующие положения: «Прибытие 15-30 марта 1986 года». Груз был погружен на борт судна 6 марта 1986 года. Расчетное время прибытия судна (ETA – estimated time of arrival) в Мельбурн было определено 27 марта 1986 года.

Однако после выхода из порта погрузки судно подверглось обстрелу и из-за причиненных повреждений не смогло продолжить рейс. Оно было отбуксировано в ближайший порт, где груз был перегружен на другое судно. Из-за потери времени второе судно не смогло прибыть в порт Мельбурна в сроки, указанные в договоре купли-продажи. Покупатель отказался от груза на том основании, что он был доставлен после истечения предусмотренного договором срока поставки. Английский коммерческий суд постановил, что обязанностью продавца было назначить судно, которое «при обычном ходе событий» прибыло бы в порт разгрузки в сроки, указанные в договоре купли-продажи».

 Эксперты CommodityLaw отмечают, что срок поставки в контракте CIF обычно интерпретируется таким образом, что традиционно в таких контрактах указывается только срок, в течение которого товары должны быть погружены, отправлены или представлены документы, и предполагается, что продавец не дает никаких обязательств относительно доставки.

Эта позиция также широко отражена в некоторых стандартных контрактных условиях. Например, в соответствии с пунктом 11.3 ВР GTC 2015, если в контракте CIF не указан срок отгрузки, но указан срок прибытия (или «указана дата выгрузки»), продавец должен убедиться, что «судно подало заявку на погрузку на погрузочном терминале во время, соответствующее прибытию на погрузочный терминал». Терминал разгрузки в пределах ориентировочной даты разгрузки, учитывая разумную оценку обычной погрузки и времени рейса». Продавец также «не несет никакой ответственности за доставку сырой нефти или других продуктов на Разгрузочный терминал». Однако, когда продавец CFR/CIF сообщает покупателю ETA судна в порту разгрузки, это ETA судна должно быть основано на разумных основаниях.

Так, в деле «SHV Gas Supply & Trading SAS vs. Naftomar Shipping & Trading Co. Ltd. Inc.», стоянка судна в порту погрузки пришлась на 17-19 февраля 2003 года. 17 февраля SHV Gas Supply & Trading SAS продала партию бутана компании «Naftomar Shipping & Trading Co. Ltd.», на базисе CIF в портах Ла–Гулетт или Габес (Тунис), с расчетным временем прибытия судна 19 февраля в Ла-Гулетт и 20 февраля в Габес. Порт разгрузки предполагался к объявлению не позднее, чем после причаливания в порту погрузки. Судно прибыло в порт погрузки 17 февраля, но не могло подойти к причалу до 3 марта из-за плохой погоды и закрытия порта. 25 февраля покупатель расторг договор купли-продажи.

Рассмотрев этот спор, Коммерческий суд Высокого суда Англии и Уэльса в своем решении от 15.11.2005 г. (дело [2005] EWHC 2528 (Comm)) постановил, что:

«Условием договора было обязательство Продавца сообщить время прибытия судна в порт разгрузки на разумных основаниях. Когда продавцы CIF являются фрахтователями судна и назначают судовых агентов в порту погрузки, покупатели CIF имеют право ожидать, что расчетное время прибытия судна было сообщено после надлежащего запроса. ETA судна не будет считаться предоставленным на разумных основаниях, если запрос, который должен был быть сделан, не был сделан, и ответ на него аннулировал бы ETA. Расследование показало бы, что на момент прибытия судна в порт погрузки не было никакой возможности причалить к берегу.

Поскольку время прибытия судна в порт разгрузки не было указано на разумных основаниях, продавец CIF нарушил условия, и покупатель имел право расторгнуть контракт. Последствия нарушения ETA дали право покупателю CIF расторгнуть контракт. Расчетное время прибытия, указанное продавцом CIF, является ложным сообщением, на которое рассчитывал покупатель CIF. Если бы покупатель знал, что из-за плохой погоды возникли проблемы с причаливанием, он не стал бы приобретать груз».

 

Гарантированное прибытие

Тем не менее, гарантирует ли продавец CIF, что товар прибудет в порт разгрузки к указанному сроку, или нет, в конечном счете, зависит от толкования условий контракта.

Так, например, в деле «CEP Interagra SA v. Select Energy Trading GmbH» («The Jambur»; LMLN 289 [1990]) по условиям контракта CIF предусматривалась поставка «не позднее 30 апреля 1990 года, исходя из одного безопасного причала/порта Гаосюн, Тайвань, в качестве полного груза на судно «Jambur», которое отправилось из Констанцы 28 марта 1990 года...». Суд постановил, что это означает, что продавец был обязан осуществить физическую поставку в порту разгрузки до 30 апреля, и в формулировке было подчеркнуто, что гарантируется физическая поставка к определенной дате.

Необходимо учитывать, что в контрактах купли-продажи CFR/CIF период поставки также может называться «периодом прибытия». Так, в контрактах GAFTA на поставку (проформы контрактов GAFTA № 94, 94A и 95, статья 6 «PERIOD OF FULFILMENT») срок поставки называется «сроком исполнения контракта» или «периодом исполнения обязательств». В рамках этих условий судно, зафрахтованное продавцом, должно пройти таможенный контроль или зарегистрироваться в портовой администрации / лоцманской станции в порту разгрузки в течение срока выполнения заказа, не раньше и не позже.

Продавцы также должны гарантировать, что при обычном ходе событий, то есть за исключением случаев, когда возникают форс-мажорные обстоятельства, препятствующие доставке товара в сроки, оговоренные в договоре купли-продажи 7, судно с товаром прибудет в порт разгрузки в течение согласованной даты, и нотис о готовности в порту выгрузки (notice of readiness; NOR) будет предоставлен в указанный диапазон времени («Гарантированные даты разгрузки»). При этом продавец должен обеспечить, чтобы назначенное судно действовало в порту разгрузки в течение гарантированных дат разгрузки.  

 

В каких случаях продавец нарушает условия договора?

Эксперты CommodityLaw в этом отношении обращают внимание на следующие аспекты: 

1. Если в договоре CIF указан только срок поставки, покупатель должен помнить о дате отгрузки. Если же продавец не отгружает товар в срок, достаточный для обеспечения того, чтобы при обычном ходе событий можно было ожидать прибытия судна в порт разгрузки в установленные сроки, покупателю, возможно, придется действовать незамедлительно, если он желает устранить такое нарушение. В противном случае, если покупатель не предпримет незамедлительных действий и не продолжит выполнять условия договора, он может рискнуть отказаться от своего права на отказ от товара.

2. Точно так же покупатель должен опасаться отказа от товара просто потому, что судно прибывает в порт разгрузки после окончания срока прибытия. Если продавец отгружает товар в срок, достаточный для соблюдения срока прибытия, то не будет нарушением, если судно прибудет только после истечения этого срока из-за непредвиденных обстоятельств в пути следования. Неправомерный отказ покупателя от товара из-за позднего прибытия сам по себе может быть нарушением прав, которое дает продавцу право расторгнуть договор и потребовать возмещения убытков.

3. Неспособность продавцов назначить судно с расчетным временем прибытия в порт разгрузки в пределах диапазона дат прибытия, оговоренных в договоре купли-продажи, и/или подходящее судно для перевозки и доставки товара в порт разгрузки (т.е. судно, которое соответствует ограничениям по осадке на якорных стоянках, подходах и причалах порта разгрузки), и/или предоставить консультацию по отгрузке в установленные договором сроки, принимая во внимание самую позднюю дату, к которой товар должен быть отгружен, чтобы судно-перевозчик могло прибыть в порт разгрузки в течение срока прибытия (диапазона дат), оговоренного в договоре купли-продажи - будет считаться нарушением договора и даст право покупателям расторгнуть договор.

4. Претензия о возмещении убытков за несвоевременную доставку нефтеналивного груза будет основываться на разнице между рыночной ценой на последнюю контрактную дату поставки (т.е. на последний день контрактного периода поставки) и рыночной ценой на фактическую дату поставки.

 

В заключение

Практика показывает, что многие спорные моменты, создающие предпосылки для разногласий по таким контрактам, возникают по причине недостаточной проработанности условий, определяющих транспортно-логистическую часть в трейдинговых контрактах, в особенности – при поставках с участием морского транспорта, где следует учитывать многие специфические стороны данной отрасли.

В этом отношении адвокаты АБ СПб «Инмарин», имеющие практический опыт и компетенции по различным аспектам морского права и внешнеэкономической деятельности, имеют возможность оказать разноплановую правовую помощь при возникновении вопросов, включающую предоставление консультаций и сопровождение проекта по разработке контракта по всем интересующим параметрам сделки.  

 

Используемые источники:

  1. Arrival periods under CIF/CFR contracts. Buyers still need to look shipment date 20.06.2024. // https://www.hilldickinson.com/insights/articles/arrival-periods-under-cifcfr-contracts-buyers-still-need-look-shipment-date 

  2. The Buyer`s Remedies For Late Delivery Of Commodity Cargoes In CFR And CIF Sale Contracts // https://www.commoditylaw.eu/articalDetails.php?idArticolText=20 

 

К.Л. Бречалов

Адвокат, партнер АБ СПб «Инмарин»