Главная » ИНФОЦЕНТР » Новости » Обзор региональных нормативов и ограничений на выбросы серы в морском секторе
30.07.2024

Обзор региональных нормативов и ограничений на выбросы серы в морском секторе

АБ СПб «Инмарин» ранее уже обращалась к такой актуальной теме, как влияние экологических требований на судовладельцев и сокращение выбросов парниковых газов в морском секторе. Над улучшением качества воздуха и его защиты от парникового воздействия Международная морская организация (International Maritime Organization; IMO) продолжает работать путем увеличения числа зон контроля выбросов серы (emission control areas; ECA), обозначенных Международной конвенцией по предотвращению загрязнения с судов (International Convention for the Prevention of Pollution from Ships; MARPOL 73/78). 

Многие регионы, государства и порты вводят строгие ограничения на выбросы серы, чтобы защитить здоровье портовых сообществ и территорий с населением вблизи портовых зон. В этом обзоре, составленном по материалам GARD, предполагается раскрыть аспекты регионального регулирования ограничений парниковых выбросов в сфере судоходства (в том числе, по отдельным странам).

 

Меры по соблюдению требований

Некоторые регионы, государства и порты по всему миру вводят свои ограничения на выбросы серы, и список таких мест постоянно растет. Судовладельцы (включая операторов судов) подвергаются весомым штрафным санкциям за сжигание топлива, не соответствующего требованиям, в порту или водах, где действуют особые правила по выбросам серы.

Нередки случаи, когда сжигание топлива с содержанием серы, превышающим допустимый предел, происходило из-за неточности в накладной на бункер (Bunker Delivery Note). Однако большинство случаев происходят из-за того, что операторы судов и экипажи не до конца знакомы с действующими нормами по загрязнению окружающей среды, действующими в определенном порту, или в пределах государства/региона, через которые проходит маршрут плавания.

Местные правила (портовые) или изменения в законодательстве (региональном, либо в пределах одного государства) могут вводиться в действие без предварительного уведомления, а стратегии обеспечения соблюдения нормативных требований различаются в зависимости от региона/порта. В связи с этим, капитанам судов следует всегда запрашивать информацию о местных требованиях у своих агентов задолго до предполагаемого захода судна в порт. Кроме того, судовладельцам, операторам и судоводителям рекомендуется:

  • убедиться, что экипажи знают об ограничениях на выбросы серы в тех юрисдикциях, где проходят рейсы, и что экипаж соблюдает процедуры и рекомендации, предусмотренные этими ограничениями;

  • оценить возможности использования видов топлива на своих судах, с предпочтением топлива с низким содержанием серы, соответствующего нормативам по содержанию серы в регионах и портах, где проходят маршруты;

  • при использовании более чем одной марки топлива - убедиться, что процедуры замены топлива дают достаточно времени для очистки судовой топливной системы от несоответствующего топлива, прежде чем попасть в зону контроля выбросов серы;

  • при использовании скрубберов для очистки отработавших газов - подтвердить в соответствующих органах, что использование этой технологии для снижения выбросов серы на судне допустимо.

Экипаж судов, на которых используются скрубберы с открытым контуром очистки, также должен учитывать местные ограничения, касающиеся сброса промывочной воды при очистке.

Следует учитывать, что BIMCO ведет список местных ограничений на сброс воды для промывки скрубберов, а Ассоциация систем очистки выхлопных газов (Exhaust Gas Cleaning System Association; EGCSA) предоставляет аналогичную информацию в своей карте регулирования выбросов SOx.

 

Обозначенные MARPOL зоны контроля выбросов

Вступление в силу глобального предельного содержания серы в 0,50% не изменило требований, применимых к ECAs, указанным в правиле 14 Приложения VI к MARPOL. Ограничение по содержанию серы в количестве 0,10% по-прежнему действует в странах Северной Америки, Карибского бассейна, Северного моря и Балтии, а вскоре будет применяться и в Средиземном море. На веб-сайте IMO указаны точные координаты всех действующих в настоящее время зон контроля за содержанием серы.

Соглашение ECA по Средиземному морю должно вступить в силу 1 мая 2025 года. В декабре 2022 года 79-я сессия Комитета по защите морской среды IМО приняла поправки к приложению VI к Конвенции MARPOL, предусматривающие создание соглашения ECA по Средиземному морю. Поправки (MEPC 79) вступили в силу 1 мая 2024 года, но ограничение содержания серы в 0,10% вступит в силу после 12-месячного льготного периода в соответствии с правилом 14.7 Приложения VI к MARPOL.

Кроме того, в марте 2024 года 81-я сессия Комитета по защите морской среды IМО (MEPC 81) одобрила предложения о присвоении Канадской Арктике и Норвежскому морю статуса ECAs. Измененные правила MARPOL должны быть приняты на следующем заседании комитета в октябре 2024 года, а ограничение содержания серы в 0,10%, вероятно, вступит в силу в начале 2027 года.

 

Обзор региональных ограничений

 

Европейский Союз (EU)

В соответствии с Директивой ЕС по сере, суда, стоящие у причала в портах ЕС, должны использовать морское топливо с содержанием серы не более 0,10% и выполнять все необходимые операции по замене топлива как можно скорее после прибытия к причалу и как можно позже перед отправлением.

«Суда у причала» означают суда, которые надежно пришвартованы к причалу или стоят на якоре в порту ЕС. Поскольку границы каждого порта устанавливаются на местном уровне, капитанам следует всегда уточнять у местного судового агента, считается ли внешняя якорная стоянка входящей в пределы порта для целей соблюдения требований по выбросам серы.

Рекомендации относительно допустимого времени, за которое экипаж должен выполнить операцию по замене топлива, могут варьироваться в зависимости от порта и типа судна, но большинство портовых властей отводят на эту операцию один час. Ожидается, что по прибытии к причалу суда будут иметь на борту соответствующее требованиям топливо, и дополнительные задержки в замене, вызванные затратами времени на закупку и приемку соответствующего топлива после причаливания, могут не учитываться.

Суда, которые, согласно опубликованному расписанию, должны простоять у причала менее двух часов, освобождаются от этого требования, как и суда, которые выключают все двигатели и используют береговую электроэнергию во время стоянки у причала в портах.

 

Турция

Турция не является членом ЕС, но ее нормы по выбросам серы приведены в соответствие с нормами ЕС. Таким образом, все суда, стоящие у причала в турецких портах или работающие на внутренних водных путях Турции, обязаны использовать судовое топливо с содержанием серы не более 0,10%.

Однако это требование не распространяется на суда, следующие транзитом через турецкие проливы Босфор и Дарданеллы и Мраморное море, за исключением случаев, когда процесс их прохождения, например, стоянка на якорной стоянке или в порту в ожидании прохода, превышает два часа.

 

Норвегия

С 1 марта 2019 года лимит содержания серы ECA в 0,10% в Северном море был расширен на всю территорию норвежских фьордов, включенных в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, включая Нерей-фьорд, Аурландсфьорд, Гейрангер-фьорд, Суннилвсфьорд и Тафьорд на западе Норвегии, с указанием координат определенных районов.

Суда водоизмещением 10 000 брутто-тонн и более, плавающие по фьордам, включенным в список объектов всемирного наследия, также должны иметь экологическую инструкцию, специально адаптированную для судна и эксплуатации в этих районах. Экологическая инструкция должна обеспечивать максимально возможную экологичность эксплуатации судна с помощью технических и эксплуатационных мер и обучения экипажа. Инструкция должна, как минимум, включать эксплуатационные и технические меры по сокращению выбросов твердых частиц и видимого дыма, а также скорость в качестве меры по сокращению выбросов и сбросов.  Разработка инструкций по охране окружающей среды находится в ведении Норвежской морской администрации.

Норвежские власти приступили также к разработке к 2026 году правил по нулевому уровню выбросов для круизных судов, туристических катеров и паромов в Западно-норвежских фьордах, внесенных в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. О ходе их разработки информация предоставляется национальным классификационным обществом DNV.

 

КНР

В сентябре 2015 года Китай обозначил свой собственный внутренний прецедент и объявил о постепенном внедрении требований, касающихся выбросов загрязняющих веществ в атмосферу с судов. На текущий момент был определен Прибрежный район  (Coastal ECA), который включает в себя все морские районы и порты в пределах территориального моря Китая, а также специально выделенный район ЕСА в самой южной провинции Китая Хайнань - Прибрежный район ОЭС Хайнаня (Hainan Coastal ECA). Кроме того, были обозначены два внутренних района ЕСА, которые включают участки рек Янцзы и Сицзян.

В то время как Китай в настоящее время продолжает применять ограничение содержания серы в 0,50% в своем прибрежном ECA, суда, следующие по рекам Янцзы и Сицзян или в провинцию Хайнань, должны использовать топливо с содержанием серы не более 0,10% при эксплуатации в рамках установленных ECA. Любая операция по замене топлива должна быть завершена до въезда в зону ECA или начата после выезда из нее. Точные координаты и карты внутренних страховых полисов Китая приведены в циркуляре PNI1816 страхового агентства Huatai от 13 декабря 2018 года.

Стоит отметить, что Китай объявил прямые исходные линии вдоль части своего побережья. Это означает, что базовая линия Китая, от которой должна быть отмерена его 12-км граница территориального моря, может находиться во многих морских милях от его побережья.

 

Южная Корея

Вслед за Китаем Южная Корея выдвинула свои собственные внутренние требования и объявила о постепенном внедрении требований, касающихся выбросов загрязняющих веществ в атмосферу с судов. ECAs охватывают пять основных портовых районов Южной Кореи: Инчхон, Пхентхэк-Данджин, Йосу-Кваньян, Пусан и Ульсан.

 На текущий момент суда обязаны использовать топливо с максимальным содержанием серы 0,10% в течение всего периода эксплуатации в рамках национальных ECAS Южной Кореи. Любая операция по замене топлива должна быть завершена до входа в ECAS или начата после выхода из ECAS. Точные координаты различных национальных ЭКА содержит Техническая информация Корейского регистра от 20 января 2020 года.  

 

Панама

Панама не входит в список ECAS, обозначенных MARPOL, и поэтому применяется глобальный лимит содержания серы в 0,50%. Однако на момент написания этой статьи суда, планирующие пройти транзитом через Панамский канал, должны при заходе в акваторию Панамского канала (ACP) переключать свои главные двигательные установки, котлы, двигатели вспомогательных генераторов и другое вспомогательное оборудование с остаточного топлива на морское дистиллятное топливо.

Географические границы акватории Панамского канала, а также информация об альтернативных решениях, которые могут быть приняты властями Панамского канала, изложены в его уведомлении о перевозке N-01 «Требования к судну», которое ежегодно обновляется.

 

Используемые источники: