Главная » ИНФОЦЕНТР » Новости права » 14-й пакет санкций ЕС.
27.06.2024

14-й пакет санкций ЕС.

24 июня 2024 г. Совет ЕС объявил об утверждении очередного пакета санкций, 14-го по счету, о чем свидетельствовал размещенный на сайте Совета ЕС пресс-релиз. В данном случае речь идет о Регламентах Совета ЕС № 2024/1745 и № 2024/1739 oт 24.06.2024 г. В развитие этих Регламентов от 24.06.2024, в ту же дату Советом ЕС были также приняты Решения Совета ЕС  2024/1744 и № 2024/1738Нормативные акты Совета ЕС, принятые в обоснование указанного пакета санкций, опубликованы в официальном журнале ЕС от 24.06.2024.

Вышеуказанные документы являются в значительной степени объемными по содержанию, включающему описание запретов и ограничений персонального и секторального плана, имеющих разнонаправленный, масштабный и комплексный охват. Для целей обзора в рамках настоящей статьи интерес представляет блок санкций, направленный в отношении торгового судоходства.

 Общее описание

Рестрикции касаются перевалки через порты Евросоюза (ЕС) сжиженного природного газа (СПГ) в третьи страны, направлены против портов, стивидоров, танкеров и их судовладельцев, а также налагают ответственность на «материнские» фирмы из ЕС за действия их дочерних и подконтрольных компаний в третьих странах за помощь в обходе санкций (См.: COUNCIL REGULATION (EU) 2024/1739). 

В самом общем виде их описание приводится в п.10, 11 и 13 Вводной части Регламента № 2024/1745, и в п.10 – п.13 Решения № 2024/1744. Рассмотрим их более подробно, исходя из их описания в энергетическом и транспортном секторе пакета санкций, изложенном в обобщенном обзоре комментариев, вопросов и ответов по 14 пакету.

  

1. Энергетический сектор

Запрет на перевалку российского СПГ через порты ЕС: это важное ограничение запрещает перевалку российского СПГ через порты ЕС, а также предоставление соответствующих технических услуг.

Отмечается, что в настоящее время Россия использует портовые мощности ЕС для перегрузки российского сжиженного природного газа со своих крупных ледоколов на более мелкие и дешевые суда, тем самым оптимизируя транспортировку своего газа в другие страны мира. ЕС больше не должен содействовать транспортировке и продаже российского СПГ, позволяя России снижать свои логистические издержки. ЕС необходимо будет найти альтернативные перевалочные мощности, что приведет к увеличению его издержек.

При перевалке СПГ может быть запрошено исключение, если пунктом назначения груза является другое государство-член ЕС. По мнению разработчиков это увеличит логистические издержки для России, которая больше не сможет использовать инфраструктуру ЕС для оптимизации транспортировки своего СПГ по всему миру. Эта мера предусматривает прекращение деятельности на 9 месяцев.

 

2. Транспортный сектор

В разделе о транспортных мерах предусмотрен запрет на доступ в порт и предоставление услуг судам, включенным в отдельный перечень. Эти меры подробно описаны в п.13 статьи 1 Регламента № 2024/1745 (этим пунктом вносятся изменения в Регламент № 833/2014, с включением статьи 3s и соответствующих Приложений).

Суда, которые обозначены в перечне (всего их 27), рассматриваются, как обеспечивающие российские военные действия против Украины, и указаны в Приложении Х (ANNEX X) к Регламенту № 2024/1745.

Положения вышеуказанного Регламента дополнены п.18 статьи 1 Решения № 2024/1744, со ссылкой на включение статьи 4x (Article 4x; страницы 18-19 Решения) и Приложением XVI (ANNEX XVI) со списком запрещенных судов.

Включение судов в этот список проводилось на основе таких критериев, как перевозка военной техники, перевозка украденных украинских товаров, таких как зерно, их участие в теневом флоте, перевозящем российскую нефть, и их поддержка эксплуатации или развития российского энергетического сектора, военной инфраструктуры, транспортировка инфраструктуры для сжиженного природного газа или перевалка Российский СПГ. В качестве наиболее жестких мотивов используются такие формулировки, как «украденное украинское зерно» и «применение методов мошеннических перевозок».

На суда, поименованные в указанных Приложениях, распространяется запрет на доступ в порт, а также запрет на предоставление широкого спектра морских услуг и других услуг, таких как финансирование и финансовая помощь, включая страхование и брокерскую деятельность, регистрацию под флагом, техническую помощь, бункеровку, услуги по снабжению судов, услуги по смене экипажа, другие услуги, включая бункеровку, регистрацию судна под флагом, услуги по снабжению, смене экипажа, погрузке и разгрузке грузов, причальной защите (фендерингу) и буксировке.

Это означает, что такие услуги не могут предоставляться операторами ЕС в портах или за пределами территориальных вод. Также запрещается зафрахтовать такое судно, эксплуатировать его или нанимать экипаж на такое судно, а также осуществлять перевозки с судна на судно или любую другую передачу груза с помощью такого судна или получать от него какие-либо услуги.

 

Подсанкционные суда:

        Наименование        ИМО №                               Наименование   ИМО №

1. M/V Angara          9179842

2. M/V Maria             8517839

3. Saam FSU            9915090

4. Koryak FSU          9915105

5. Hana                     9353113

6. Canis Power         9289520

7. Andromeda Star   9402471

8. NS Lotus               9339337

9. NS Spirit               9318553

10. NS Stream          9318541

11. SCF Amur           9333436

12. Lady R                9161003

13. Maia-1                 9358010

14. Audax                  9763837

15. Pugnax          9763849

16. Hunter Star    9830769

17. Hebe              9259185

18. Enisey            9079169

19. Vela Rain       9331141

20. Ocean AMZ    9394935

21. Galian 2          9331153

22. Robon             9144782

23. Beks Aqua      9277735

24. Kemerovo       9312884

25. Krymsk            9270529

26. Krasnoyarsk    9312896

27. Kaliningrad       9341067

В подсанкционный список попали также следующие российские компании, осуществляющие деятельность в сфере морских портов и торгового судоходства (указаны в разделе «Entities» Приложения к Решению 2024/1738):

  1. Общество с ограниченной ответственностью “Восточная Стивидорная Компания” (п.427);

  2. ПАО Совкомфлот (п.471).

 

В заключение

Анализ вышеприведенных рестрикционных актов ЕС не был бы полным, если бы в них не усматривалась рука невидимого дирижера, который в силу исторически сложившихся факторов управляет оркестром, представленным сферой шиппинга, и связанных с ним рынком страховых, консалтинговых услуг, и прочих  сервисных направлений. Речь идет, разумеется, о Великобритании, но это другая история, заслуживающая отдельной статьи.     

 

 

Бречалов Константин Леонидович

Адвокат, партнер

Адвокатское бюро Санкт-Петербурга «Инмарин»