28 мая 2024 г. вступили в силу «Правила выставления счетов за простой и задержку судов» (Demurrage and Detention Billing Requirements; D&D Rules, далее также - Правила), разработанные и представленные Федеральной морской комиссией США (Federal Maritime Commission; FMC). Правила представляют собой объемный многостраничный документ, состоящий из основного текста и уточнения, с которым была утверждена окончательная редакция. Принятию вышеназванного нормативного документа предшествовала сложная работа, насыщенная спорами и противоречиями, не все из которых решены по настоящее время.
Введение в тему
Значимость разработки и принятия вышеназванных Правил к последующему практическому применению сложно переоценить, поскольку они явились попыткой унифицировать и создать единый регулятивный механизм, учитывающий все возможные аспекты, связанные с урегулированием претензий по расходам, возникающим вследствие простоя и задержки судов.
В разделе «Предпосылки» (Background) первоначальной редакции Правил от 26.02.2024, FMC отмечает, что «за двухлетний период с 2020 по 2022 год девять крупнейших перевозчиков, обслуживающих линейные перевозки в США, в индивидуальном порядке взыскали в общей сложности около 8,9 миллиарда долларов за простой и задержку рейсов и собрали примерно 6,9 миллиарда долларов».
Этапы
26.02.2024 г. FMC опубликовала предварительный проект Правил о требованиях к выставлению счетов за простой и задержание (Final Rule on Demurrage and Detention Billing Requirements; Final Rule), который был опубликован в Федеральном реестре за № 14330 (№ 14330 of Federal Register / Vol. 89).
Разработка Правил была основана на предварительном уведомлении FMC о об обеспечении нормотворчества (ANPRM) от 15.02.2022 года, и дополненном Законом о реформе морского судоходства от 2022 года (OCEAN SHIPPING REFORM ACT OF 2022; OSRA 2022; опубл. Закон № 117-146 от 2022 г.).
FMC рассматривало эти правила, по крайней мере, с 2021 года, когда в своем расследовании рекомендовала запросить мнение отрасли о том, следует ли требовать от обычных морских перевозчиков (включая VOCC и NVOCC) и операторов морских терминалов соблюдения определенных минимальных требований в отношении практики выставления счетов за простой и задержку (D&D).
Конгресс США затронул эту тему в OSRA 2022, который, среди прочего, ввел в действие перечень минимальной информации, которую обычные перевозчики должны включать в счет за простой или задержку. OSRA 2022 наделило FMC полномочиями пересмотреть эти минимальные требования к информации, и инициировать дальнейшее нормотворчество, определяющее практику оценки расходов на простой и задержание. Final Rule, опубликованное 26 февраля 2024 года, реализовало эти положения, предусмотренные в OSRA 2022.
Вместе с тем, дальнейшая проработка и принятие правил столкнулись с необходимостью в устранении противоречий и двусмысленности формулировок в части положений Правил, касающихся выставления счетов за D&D морским перевозчиком за простой и задержку судна, вызванных действиями других участников транспортного процесса. Эти обстоятельства послужили основанием для обращения с петицией, оспаривающей Final Rule, поданной 18 апреля 2024 г. Всемирным советом по судоходству (World Shipping Council; WSC) в Апелляционный суд округа Колумбия США (разбирательство происходило по июнь 2024 г.). Предметом спора стало устранение двусмысленности и противоречий в отношении того, в каких случаях, и какие именно морские перевозчики могут выставлять счета за D&D автомобильным перевозчикам.
Итогом этого разбирательства стало внесение FMC в первоначальный вариант Правил соответствующих корректировок (Demurrage and Detention Billing Requirements; Correction), которые были опубликованы 09.05.2024 (Fed. Reg.№ 39569). Новое Правило в окончательном виде будет включено в Свод федеральных нормативных актов (Code of Federal Regulations; CFR) в разделе 46 CFR, часть 541 - «Простой и задержка».
Цели и назначения D&D Rules
Новые Правила применяются к морским перевозчикам общего пользования, осуществляющим перевозки в США или из США, включая общих перевозчиков, эксплуатирующих суда (VOCC), и общих перевозчиков, не эксплуатирующих суда (NVOCC), а также к операторам морских терминалов (Marine terminal operator /MTO).
Правила требуют, чтобы обычные перевозчики, включая перевозчиков VOCC, NVOCC и MTO, включали конкретную минимальную информацию о счетах за простой и задержку (D&D), описывали определенные методы выставления счетов за задержку и простой, а также устанавливали сроки для выставления счетов, оспаривания расходов у стороны, выставляющей счет, и разрешения этих споров.
В данном контексте, этот вид простоя и задержки относится к сборам, взимаемым морскими перевозчиками и терминалами за использование морских контейнеров и помещений морского терминала. Эти сборы являются дополнением к согласованным и, следовательно, ожидаемым сборам за фрахт.
Как отмечают эксперты Holman Fenwick Willan, во время пандемии и вызванных этим задержек в цепочках поставок многие грузоотправители были удивлены большими счетами за простой и задержку рейсов, что привело к ряду жалоб, поданных грузоотправителями в FMC, на практику простоя и задержки рейсов перевозчиками и терминалами.
В связи с этим, в первоначальном варианте Правил, FMC указала, что основной целью нового регламента является прозрачность, позволяющая сторонам, получающим счета, понимать, какие счета они получают за простой или задержку, а также проверять точность начислений и то, от кого они исходят.
Основные параметры D&D Rules
Новые правила могут повлиять на многие организации в цепочке поставок, полагают эксперты Holman Fenwick Willan. Ниже ими приводятся некоторые основные положения, касающиеся требований новых Правил:
-
Это правило применяется к любому счету, выставленному VOCC, MTO или NVOCC за простой или задержку, но оно не регулирует отношения выставления счетов между MTO и VOCC. [46 CFR § 541.2];
-
”Простой или задержка“ означают любые сборы, ”связанные с использованием помещений морского терминала... или морских контейнеров, но не включающие фрахтовые сборы". [46 CFR § 541.3];
-
Новое правило определяет, кто может выставлять счета за простой или задержку (VOCC, NVOCC и MTO) и кому счет может быть отправлен (грузополучателю или лицу, заключившему контракт на транспортировку или хранение груза). [46 CFR § 541.4];
-
Если в счете не указана вся необходимая информация, сторона, выставившая счет, не обязана его оплачивать. [46 CFR § 541.5];
Перечень необходимой информации в счете будет указан в § 541.6 статьи 46 CFR, но это положение еще не вступило в силу. В нем указывается подробная информация, которая должна быть включена в любой счет за простой или задержку, включая:
-
Идентифицирующая информация (номер коносамента, номер контейнера и т.д.);
-
Информация о сроках (разрешенное свободное время, дата выставления счета, дата оплаты и т.д.);
-
Информация о тарифах (название тарифа и номер правила, расписание работы терминала, номер и раздел сервисного контракта, применимое согласованное соглашение и общая информация о том, как была рассчитана причитающаяся сумма);
-
Информация о разногласиях (подробная информация о том, как сторона, выставившая счет, может оспорить счет-фактуру и сроки для этого);
-
Сертификаты (заявление стороны, выставившей счет, о том, что расходы соответствуют правилам FMC и что действия стороны, выставившей счет, не привели к выставленным расходам и не способствовали их увеличению).
-
Счета-фактуры должны быть выставлены в течение 30 дней с даты, когда оплата была произведена в последний раз. Если счет-фактура выставляется позже, сторона, выставившая счет, не обязана его оплачивать. [46 CFR § 541.7(a)];
-
NVOCC может выставлять счета по счетам, которые они получают от VOCC или MТО, а затем NVOCC может выставлять счета за передачу этих счетов своим клиентам. NVOCC должен выставлять счета в течение 30 дней с даты выставления полученного счета. При определенных обстоятельствах срок оспаривания таких счетов-фактур может быть продлен. [46 CFR § 541.7(b) и (c)];
-
Как правило, если счета выставляются после установленных сроков, сторона, выставившая счет, не обязана их оплачивать;
-
У стороны, выставившей счет, есть 30 дней, чтобы оспорить начисления, а сторона, выставившая счет, должна попытаться разрешить спорные вопросы в течение 30 дней после оспаривания начислений. [46 CFR § 541.8].
В заключение
Споры по вопросам обоснования и подтверждения расчетов по расходам за демередж и детеншен (D&D) относятся к одному из наиболее распространенных сегментов в претензионной и судебной практике во всем мире, и ее российская составляющая в этом случае – не исключение.
АБ СПб «Инмарин» в этом отношении имеет обширную и актуализируемую практику, как в сфере консультирования, так и по направлению литигации.
Многие спорные моменты возникают зачастую по причине (как минимум) недостаточно понятной и четкой согласованности условий в сервисных контрактах с морскими грузовыми терминалами, а также, в контрактах с участием морских перевозчиков, экспедиторов и агентов. Как максимум – такие моменты возникают при недостаточно четкой степени регулирования этих вопросов на уровне локальных актов в отдельных морских портах (включая общие условия оказания услуг, применяемые действующими в них операторами терминалов).
В связи с этим представляется, что для целей обеспечения стабильного транспортного процесса и защиты интересов его участников, принять к практическому изучению и дальнейшей реализации подобный опыт заокеанских коллег, может быть полезным в значительной степени и для российского транспортного рынка, в частности – в сфере торгового судоходства и деятельности морских портов.
Используемые источники:
1. FMC’S new demurrage and detention regulations become effective may 2024 // https://www.hfw.com/insights/fmcs-new-demurrage-and-detention-regulations-become-effective-may-2024
2. FMC’s Final Rule on Demurrage and Detention Billing Practices, Continued // https://www.hklaw.com/en/insights/publications/2024/05/fmcs-final-rule-on-demurrage-and-detention-billing-practices-continued
3. Federal Maritime Commission Announces Demurrage and Detention Final Rule // https://www.hklaw.com/en/insights/publications/2024/02/fmc-announces-demurrage-and-detention-final-rule
4. Federal Maritime Commission Continues to Grapple with Detention and Demurrage Issues // https://www.hklaw.com/en/insights/publications/2022/02/federal-maritime-commission-continues-to-grapple-with-detention
Бречалов Константин Леонидович
Адвокат, партнер
Адвокатское бюро Санкт-Петербурга «Инмарин»