Главная » ИНФОЦЕНТР » Новости права » Новая редакция LOF
24.06.2024

Новая редакция LOF

1 июня 2024 года арбитражное отделение Lloyd's выпустило обновленную редакцию стандартной формы соглашения Ллойда о спасении (Lloyd’s Standard Form of Salvage Agreement), которая также известна как «Открытая форма Ллойда» (Lloyd’s Open Form; LOF 2024). LOF в обновленной версии 2024 года опубликована на веб-сайте Lloyd's, и вступает в силу с 1 июня 2024 года.

Стандартная форма договора Ллойда о спасании используется в той или иной форме уже более 130 лет, и эта версия (тринадцатая по счету) включает в себя ряд поправок, которые упрощают и модернизируют этот хорошо известный договор с учетом отзывов рынка и заинтересованных сторон, которые его используют.

Формат Соглашения остается неизменным с простым набором граф для сведений общего справочного характера, и разделом уведомлений, которые включают арбитражные оговорки Lloyd’s Salvage Arbitration Clauses (LSAC) и специальную оговорку о возмещении убытков Special Compensation P&I Clause (SCOPIC).

Однако, безусловно, наиболее существенные изменения касаются:

(i) обмена ранее конфиденциальными расчетными данными с Lloyd's; и

(ii) введения новой процедуры ускоренного оформления только документов (Fast-Track Documents Only; FTDO). Хотя эта новая процедура аналогична старой арбитражной процедуре с фиксированными издержками (Fixed Costs Arbitration Procedure; FCAP), FTDO теперь применяется к гораздо более крупным искам (например, к искам с требованием обеспечения в размере до 10 миллионов долларов США, по сравнению с 2 миллионами долларов США в соответствии с LOF2020).

Несмотря на то, что лимит возмещаемых затрат выше, чем в рамках FCAP, по мнению экспертов Holman Fenwick Willan ожидается, что внедрение этой новой процедуры ускорит время, необходимое для получения арбитражного решения, и ограничит расходы, понесенные сторонами. 

В остальной части будут рассмотрены некоторые из наиболее важных изменений и их потенциальные последствия как для судовладельцев, имеющих страховой интерес, так и для страховой индустрии в целом.

 

Важное примечание (Important Notice) No. 4

С 1 января 2023 года арбитражное отделение Lloyd's Salvage пересмотрело структуру взимания платы, введя плату за управление в дополнение к почасовой ставке, взимаемой за работу, выполненную по каждому делу, которое они вели. Сбор рассчитывается из расчета 0,025% от общей суммы вырученных средств (минимальный сбор составляет 1000 фунтов стерлингов, максимальный - 10 000 фунтов стерлингов). Цель новой структуры сборов состояла в том, чтобы помочь Lloyd's покрыть административные расходы, связанные с предоставлением морскому сектору преимуществ системы LOF.

 

Важное примечание (Important Notice) No. 5 и статья 15 (Clause 15) 

Объявленное сокращение числа LOF-контрактов создало ряд проблем для их пользователей. В последние годы страховые компании выражали обеспокоенность по поводу того, что из-за сокращения количества опубликованных арбитражных решений им стало сложнее прогнозировать претензии и устанавливать соответствующие страховые взносы.

Чтобы попытаться решить эту проблему, в течение 60 дней после заключения мирового соглашения контрагенты и судовладельцы должны будут предоставить Lloyd's подробную информацию о:

(i) сумме и валюте расчетов;

(ii) распределении средств между судном, грузом, фрахтом, бункерами, складами и любым другим проданным имуществом;

и

(iii) дате расчета с последней оставшейся стороной.

Разработчики исходили из того, что ссылка на заключение «мирового соглашения» относится к глобальному урегулированию с учетом всех затронутых имущественных интересов, а не к индивидуальным урегулированиям, достигнутым с учетом конкретных имущественных интересов. Если практика применения это не оправдает, отмечают эксперты Holman Fenwick Willan, то эти новые положения создадут значительный объем работы для LOFs, связанной с контейнерными судами, где в течение нескольких лет могут потребоваться сотни различных расчетов.

Чтобы соответствовать растущим обязательствам крупных организаций по предоставлению экологических, социальных и управленческих данных (Environmental, Social & Governance; ESG), контрагенты и владельцы спасенного имущества теперь обязаны предоставлять  в Lloyd's заполненную форму для сбора данных ESG (которая включает подробную информацию о количестве бункеров, углеводородов, сухих веществ / опасные грузы и контейнеры спасены, а потенциальное социальное воздействие предотвращено), и подробную информацию о стоимости имущества, спасенного в течение 60 дней после прекращения предоставления услуг.

В случае, если контрагент не сможет согласовать или подтвердить сохраненные значения в течение этого периода, то он должен предоставить оценку, которая будет обновлена, когда такая информация станет доступна. 

 

Clause 6 (Arbitrator’s Powers) / Статья 6 (Полномочия Арбитров)

Этот пункт в основном остался без изменений, кроме:

(i) исключения прямого положения о том, что арбитр должен иметь право принимать такие устные или документальные доказательства или информацию, которые он считает необходимыми; и

(ii) возможности проведения всех заседаний в режиме видеоконференции.

Также было отменено требование о согласии сторон на проведение удаленных заседаний.

Эксперты Holman Fenwick Willan не считают, что исключение пункта (i) существенно повлияет на арбитражное разбирательство, поскольку арбитр по-прежнему имеет право «проводить арбитраж таким образом во всех отношениях, который он считает нужным».

 

Clause 7 (Representation of Parties) / Статья 7 (Представительство Сторон)

Было исключено одно из наиболее устаревших требований предыдущих версий LOF, а именно - требование о том, что сторона, желающая быть заслушанной или представить доказательства, должна была назначить адвоката или агента, базирующегося в Соединенном Королевстве.

Это означает, что пользователи контракта, скорее всего, увидят больше иностранных юристов, представляющих интересы своих клиентов в арбитражных разбирательствах по спасению имущества.

Clause 8 (Arbitration Procedure) / Статья 8 (Арбитражная процедура)

Введение процедуры FTDO - это, пожалуй, самое крупное изменение в арбитражной процедуре LOF за многие годы. Процедура FTDO заменяет и значительно расширяет старое ограничение, которое содержалось в статье 15 LOF 2020 (в настоящее время удалено в этой последней версии).

Процедура FTDO будет применяться ко всем арбитражным разбирательствам, в которых требование об обеспечении составляет 10 миллионов долларов США или менее (если арбитр не распорядится об ином), хотя арбитр может распорядиться о применении новой процедуры и к более крупным делам. Повышение финансового порога является существенным повышением по сравнению с предыдущими соглашениями в рамках FCAP, которые считались «обычно подходящими» для случаев, когда требование о залоге составляло менее 2 миллионов долларов США. 

Новое положение предусматривает, что процедура FTDO, однако, не подходит для случаев, когда требуется устное слушание, включая случаи, связанные с обвинениями в недобросовестности, критикой контрагентов и сложными фактическими или экспертными вопросами (как это было в случае с FCAP).

Вопрос о том, следует ли использовать процедуру FTDI, должен быть решен на предварительном заседании. Однако, в отличие от FCAP, процедура FTDO прямо не предусматривает, что арбитр может впоследствии распорядиться о применении процедуры устного слушания, если впоследствии станет очевидно, что дело больше не подходит для процедуры FTDO. 

 

Clause 9 (FTDO Procedure) / Статья 9 (Процедура FTDO)

Согласно ранее действовавшему условию FCAP, арбитр был обязан «предложить сторонам рассмотреть вопрос о требуемом объеме раскрытия информации», и, если не было предписано иное, стороны должны были раскрыть все документы, на которые они хотели бы опереться (включая показания свидетелей).

В соответствии с новой процедурой FRBO, все ссылки на раскрытие информации были удалены, и будет осуществляться обмен только теми документами и заявлениями, на которые стороны хотели бы полагаться. Кроме того, вводятся ограничения по объему документов и заявлений (в части страниц и используемых слов).

Что касается расходов, то в соответствии с процедурой FTDO, возмещаемые расходы ограничены суммой в 30 000 фунтов стерлингов для арбитра, 2000 фунтов стерлингов для Lloyd's (не включая упомянутый выше административный сбор) и 75 000 фунтов стерлингов для выигравшей стороны. При подаче апелляции стороны, выигравшие дело, могут возместить свои расходы в размере 50 000 фунтов стерлингов. Эти лимиты увеличены с 25 000 долларов в первой инстанции и 3000 долларов в апелляции, предусмотренных в соответствии с ограничениями, установленными в LOF 2020.

 

Clause 11 (Appeals and Cross Appeals) / Статья 11 (Апелляции и встречные Апелляции)

В статью 11 были внесены поправки, которые включают процедуру подачи любых апелляций по делам FTDO. Процедура подачи апелляций в FTDO в целом соответствует процедуре, которая ранее применялась к апелляциям по делам FCAP, за исключением нескольких важных отличий. Было сокращено количество слов, выделяемых для подачи ответа заявителем (с 4000 до 2500 слов).

Однако, что более примечательно, ранее действовавшее требование о том, что «апелляция должна рассматриваться только в отношении документов и представлений», было исключено. 

Несмотря на то, что процедура обжалования FTDO требует от апелляционного арбитра опубликовать решение по апелляции и его причины как можно скорее после получения письменных заявлений сторон, исключение этого положения, возможно, оставит открытой возможность для проведения устного слушания, даже если его не было в первой инстанции, полагают эксперты Holman Fenwick Willan.

 

Clause 14 (Special Cargo Provisions) / Статья 14 (Специальные положения о грузе)

Эта статья устанавливает «прагматические» рамки для работы с непредставленным грузом, в соответствии с которыми мировые соглашения между поставщиками и подавляющим большинством заинтересованных сторон в грузе будут считаться обязательными для всех остальных заинтересованных сторон в грузе (при условии широкого усмотрения арбитра в том, чтобы придать урегулированию столько значения, сколько он сочтет целесообразным при вынесении решения о спасении в отношении непредставленного груза).

Это положение также практически не изменилось, за исключением того, что теперь будут рассматриваться все мировые соглашения (т.е. те, которые были заключены как с представленными, так и с непредставленными владельцами грузов).  Это должно позволить поставщикам более эффективно с точки зрения затрат работать с непредставленными интересами меньшинства, которое не участвует в арбитражном процессе, а также гораздо быстрее получать и приводить в исполнение любое арбитражное решение.

 

Conclusion / Заключение

Юристы Holman Fenwick Willan полагают, что хотя многие изменения (такие как использование более простых формулировок и нейтральных терминов) не вызывают разногласий, принятие процедуры FTDO и требования раскрывать детали расчетов, окажут значительное влияние на пользователей LOF 2024.

По их мнению, только время покажет, будет ли расширение FCAP в форме новой процедуры FTDO способствовать использованию контракта и приведет к подписанию большего числа LOF, но исходят из того, что прозрачность, обеспечиваемая новыми требованиями к отчетности, в какой-то мере снимет опасения страховщиков.

 

Используемые источники:

1. LOF 2024 – MODERNISING A CLASSIC? //  https://www.hfw.com/insights/lof-2024-modernising-a-classic 

 

Бречалов Константин Леонидович

Адвокат, партнер

Адвокатское бюро Санкт-Петербурга «Инмарин»