Главная » ИНФОЦЕНТР » Новости права » Принципы Lex Maritima
23.06.2024

Принципы Lex Maritima

На состоявшемся в Гетеборге с 22 по 24 мая 2024 года коллоквиуме Международного морского комитета (Comité Maritime International; CMI),  в котором приняли участие 280 человек со всех континентов, был представлен «Проект CMI Lex Maritima» (далее также - Проект CMI), в котором впервые были сформулированы и изложены 25 основных, общепризнанных и глобальных  принципов морского права. Этот документ также можно рассматривать как «Lex Mercatoria» для морских дел.

Как отрасль права, морское право имеет давние традиции, уходящие корнями в классическую древность и западноевропейское средневековье. На протяжении веков его основные нормы демонстрировали поразительную международную гармонию.

На этом в первую очередь акцентируется внимание в секции «Предпосылки» Общего вступления Проекта CMI: «уже давно широко распространено мнение, что морское право основано на общепринятых во всем мире базовых принципах, общих обычаях и общепринятых договорных положениях. Это убеждение отражено в положениях национального законодательства, в национальной судебной практике и, прежде всего, в обширной доктрине. Однако до сих пор крайне редкими были попытки определить и сформулировать эти общие принципы морского права в виде набора письменных правил».

С 1897 года единообразию морского права способствует Comite Maritime International, которая подготовила многочисленные конвенции по унификации морского права. В последние десятилетия морские конвенции были официально оформлены в основном в рамках учреждений Организации Объединенных Наций, включая Международную морскую организацию (ИМО) в Лондоне. Обладая юридическим опытом, CMI выступает в качестве консультативного члена ИМО.

Проект CMI Lex Maritima был разработан по инициативе Эрика Ван Хойдонка, профессора университета Гента и юриста из Антверпена. В 2014 году он утверждал в журнале Journal of International Maritime Law, что, «хотя существование общего морского закона признано во всем мире, принципы, о которых идет речь, никогда не были точно определены или сформулированы в виде свода правил»[1].

По предложению Эрика Ван Хойдонка, CMI запустил проект по разработке Lex Maritima в 2014 году. Эрик Ван Хойдонк провел исследования национальных правовых систем, чтобы выделить из них основные, общепринятые во всем мире принципы, и подготовил проект документа. Он также возглавил Международную рабочую группу CMI, которая посвятила документу многочисленные плодотворные обсуждения. Таким образом, после 10 лет подготовки проект документа был представлен в Гетеборге в мае 2024 года.

В связи с этим событием Энн Фенек, президент Международного морского комитета (Comité Maritime International), отметила: «Проект CMI Lex Maritima - это захватывающе оригинальная работа и важная веха. Никогда ранее не предпринималась попытка обобщить общие основы мирового морского права в виде набора основных принципов. Этим замечательным проектом CMI подтверждает свою роль ведущей и представительной организации в мире морского права».

Проект CMI Lex Maritima содержит 25 принципов, касающихся таких фундаментальных вопросов, как толкование и источники морского права, статус, владение судами и управление ими, обязанности судовладельцев и операторов, капитана судна, лоцмана, ограничение ответственности, морские контракты, соглашения о фрахтовании и договоры купли-продажи, перевозка, столкновение, спасение, общая авария, устранение последствий крушения, залог и ипотека судов, арест и задержание судов, а также временные ограничения.

Размещенный на сайте CMI итоговый документ по рассматриваемому Проекту является в значительной степени объемным, в связи с чем, не представляется возможным дать его детальный анализ в рамках данной статьи. Однако, с некоторыми его положениями (на русском языке) возможно ознакомится в материалах, связанных с разработкой Проекта CMI.

Мы же остановимся на ключевом моменте, которым и определяется сам предмет этого проекта, а именно – на принципах и положениях, определяющих саму его суть. Они отражены в секции «Правила и Принципы» («Rules and Principles») Общего вступления Проекта CMI Lex Maritima:

«Международный морской кодекс состоит из 5 "Правил" и 25 "Принципов".

«Правила» являются предварительными техническими положениями, которые определяют цели, определения, сферу применения, статус и применение документа.

«Принципы» - это материально-правовые положения, в которых излагаются фактические общие принципы морского права.

Они включают в себя "Принципы" трех различных типов:

(1) Принципы, содержание которых прямо заявлено в документе;

(2) Принципы, которые указывают на то, что позитивное морское право обычно устанавливает определенные правила, однако в тех случаях, когда нет общего международного единообразия в отношении их фактического содержания и/или когда правило вступает в силу только при условии, что позитивное морское право фактически вводит его (примерами являются обязательные положения, касающиеся договоров перевозки, обязательств по ликвидации последствий крушения, морских перевозок). залоги и временные ограничения) и

(3) Принципы, на которые сделаны ссылки в других документах, которые как таковые являются частью Морского соглашения (COLREG и правила Йорк-Антверпен)».

 

Проект CMI Lex Maritima (уже получивший также название «Гетеборгский проект» Кодекса морского права CMI) уже представлен национальным ассоциациям профессионалов в области морского права, входящим в состав CMI, для получения их мнения. Окончательный вариант будет позднее представлен Ассамблее CMI для утверждения.  Цель его состоит в том, чтобы представить окончательный вариант, скорректированный на основе полученных замечаний, Генеральной Ассамблее CMI на конференции CMI 2025 года в Токио для окончательного утверждения.

 

Источники:

https://www.hellenicshippingnews.com/the-25-universal-principles-of-maritime-law-defined-for-the-first-time-in-the-draft-cmi-lex-maritima 

 

Бречалов Константин 

Адвокат, партнер

Адвокатское бюро Санкт-Петербурга «Инмарин»



[1] «Towards a worldwide restatement of the general principles of maritime law», [2014] 20 The Journal of International Maritime Law, pp. 170-182