Главная » ИНФОЦЕНТР » Новости права » Электронные транспортные документы
16.10.2023

Электронные транспортные документы

В первых числах октября 2023 г. со стороны многих российских СМИ (в том числе, специализирующихся на освещении вопросов транспортной отрасли), было сосредоточено внимание на событии, которое в недалекой перспективе повлияет на многие аспекты деятельности в мире транспортной логистики, и, в частности – в сфере морского и внутреннего водного транспорта. Значимость этого события состоит в том, что в России была создана новая платформа электронного документооборота для морских перевозок, действующая на основе технологии блокчейна, которая позволяет ускорить обмен информацией о грузе и уменьшить задержки и перебои в его транспортировке. Разработкой платформы электронного коносамента занимались Центр компетенций НТИ «Центр технологий распределенных реестров СПбГУ» совместно со специалистами компании «МАС-Внештранс» (входит в состав консорциума Центра технологий распределенных реестров СПбГУ).

Функционирование этой платформы предполагает автоматизацию документационного обеспечения транспортного процесса, который включает ввод, сверку, передачу и хранение информации обо всех его этапах и выпускаемых документах; выпуск их электронной версии и электронной подписи, с процедурами идентификации адресатов и верификации, и многое другое. Эта разработка позволит также отслеживать процесс передачи грузов, при этом информация о возможных утратах или искажении информации будет видна всем сторонам, так как данные о грузе фиксируются и вносятся в систему на каждом этапе его передачи. Таким образом,  коммерческие риски, связанные с утратой груза или подменой информации о нем - значительно сокращаются, и, что не менее существенно – передача сведений обо всех операциях происходит в более оперативном режиме, сокращающем временные затраты в совершении различного вида операций в цепочке поставок. Например, это исключит махинации при процедуре «Switch Bill of Lading», либо вовсе сведет ее к минимуму в практике мореплавания.  

Ранее АБ СПб «Инмарин» обращалось к тематике внедрения цифровых технологий в процесс международной морской перевозки, в частности – разработок FIT Alliance (Future International Trade), и законодательному регулированию применения электронных документов в трансграничной торговле (на примере «Закона о документах электронной торговли», принятого Парламентом Великобритании в июле 2023 г.).

Однако следует заметить, что и отечественная правовая система в этой части не обделена вниманием – в настоящее время происходят процессы ее последовательного заполнения необходимыми регулятивными правовыми документами, направленными на всестороннее внедрение и применение цифровых технологий на всех этапах и направлениях процесса перемещения и обработки грузов различными видами транспорта.

Основой для такого «законодательного старта» во многом явились положения Федерального закона от 31.07.2020 N 258-ФЗ «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации», подпункт 2 пункта 2 статьи 1 которого распространяет действие указанных режимов по таким направлениям, как предоставление транспортных и логистических услуг и организация транспортного обслуживания, что также коррелирует со многими аспектами «Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года» (утв. Распоряжением Правительства РФ № 3363-р от 27.11.2021).

Первые шаги по законодательному обоснованию применения электронного документооборота в транспортном процессе были сделаны в «сухопутном направлении», что нашло свое отражение в Федеральном законе от 08.11.2007 N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», редакция которого была дополнена положениями о применении и функционировании системы электронного документооборота при наземных перевозках (Федеральный закон от 02.07.2021 N 336-ФЗ).

Основные изменения коснулись понятийного аппарата (статья 2) и введением отдельной, комплексной нормы, регламентирующей порядок применения электронных перевозочных документов (статья 18.1). В частности, статья 2 в обновленной редакции включила в себя такие термины, как «информационная система электронных перевозочных документов», «государственная информационная система электронных перевозочных документов»,  «электронные перевозочные документы» (с подразделениями на их виды), «оператор информационной системы электронных перевозочных документов», и другие. Статья 18.1 Устава предусматривает разносторонние аспекты применения электронных перевозочных документов, такие как: определение форматов, процедуры обмена и подтверждения, требования к информационным системам электронных перевозочных документов, и операторам этих систем.

В развитие вышеуказанных направлений законодательного регулирования электронного документооборота в транспортном процессе Правительством РФ было принято Постановление Правительства РФ от 03.03.2022 № 281 «Об утверждении Правил представления информации в государственную информационную систему электронных перевозочных документов и технических требований к информационным системам электронных перевозочных документов», которое для вышеуказанных целей является базовым.

С учетом вышеизложенного может возникнуть вполне резонный вопрос: а какое отношение к этим правовым нормам, регулирующим деятельность наземного транспорта, может иметь специальное отраслевое законодательство, регламентирующее сферу торгового мореплавания и внутреннего водного судоходства?

Ответом на этот вопрос являются положения Федерального закона от 10.07.2023 № 294-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (вступает в силу с 01.03.2024), которым были внесены изменения и дополнения в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации (КТМ РФ) и в Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации (КВВТ РФ), в том числе, в части, касающейся применения электронных документов.

Так, статья 117 «Форма договора морской перевозки груза» КТМ РФ и статья 67 «Договор перевозки груза» КВВТ РФ (в редакции, утвержденной Федеральным законом от 10.07.2023 № 294-ФЗ) предусматривают, что указанные в них документы (договор перевозки груза, коносамент, транспортная накладная и др.) могут применяться в форме электронного документа. Форматы вышеуказанных документов утверждаются ФНС России по согласованию с Минтрансом России. Такие перевозочные документы – в их электронном формате – подписываются с использованием ЭЦП (п.1 – п.3 ст.117 КТМ РФ; абз.1 -3 п.5 ст.67 КВВТ).

Этими же нормами КТМ РФ и КВВТ РФ определяется порядок обмена электронными договорами морской перевозки груза и электронными коносаментами, транспортными накладными, сведениями, содержащимися в них, между перевозчиком и отправителем, а также порядок направления электронных договоров морской перевозки груза и электронных коносаментов и сведений, содержащихся в них, в государственную информационную систему электронных перевозочных документов.

Общим же для вышеприведенных статей КТМ РФ и КВВТ РФ (в их новой редакции от 10.07.2023), объединяющим их с отдельным отраслевым законодательным актом (Устав автомобильного транспорта № 259-ФЗ) является то, что указанные нормы «водных» Кодексов имеют прямую привязку к данному «сухопутному» Уставу в части положений, предусматривающих требование о направлении документов и сведений в государственную информационную систему электронных перевозочных документов.

Так, п.4 ст.117 КТМ РФ предусматривает, что «электронный договор морской перевозки груза и электронный коносамент подлежат направлению в государственную информационную систему электронных перевозочных документов, предусмотренную Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее - государственная информационная система электронных перевозочных документов)». Примерно аналогичная по своему содержанию норма (за исключением видов документов) содержится в абзаце 4 п.5 ст.67 КВВТ РФ, введенном дополнительно Федеральным законом от 10.07.2023.

Дополняет этот «хоровод» разноотраслевых (по видам транспорта) актов законодательства проект Постановления Правительства РФ «Об утверждении Порядка обмена электронными договорами морской перевозки груза и электронными коносаментами, сведениями, содержащимися в них, между перевозчиком и отправителем, а также Порядка направления электронных договоров морской перевозки груза и электронных коносаментов и сведений, содержащихся в них, в государственную информационную систему электронных перевозочных документов, предусмотренную Федеральным законом от 08.11.2007 N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (подготовлен Минтрансом России, ID проекта 02/07/07-23/00140265; срок принятия акта – февраль 2024 г.). Для тех же целей - но в рамках КВВТ РФ - также разработан отдельный проект, со сроком принятия в тот же период (распоряжение Минтранса России от 12.09.2023 г. N АК-195-Р). 

Кроме того, в свете развития политики цифровизации управленческих процессов и внедрения технологий электронного документооборота в транспортной сфере (в том числе), остается по настоящее время неразрешенным вопрос о правовом регулировании применения ЭПД при смешанных перевозках.

История по разработке проекта закона о смешанных перевозках имеет длительный период (более 15 лет) и несколько его вариаций (ID 02/04/11-18/00086150 от 26.11.2018 и ID 02/04/05-20/00102210 от 22.05.2020), но свое второе дыхание он обрел совсем недавно, в рамках Законопроекта № 1179766-7 «О прямых смешанных (комбинированных) перевозках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который был направлен на рассмотрение в Государственную Думу РФ еще в мае 2021 г. на основании распоряжения Правительства РФ от 24.05.2021 г. № 1329-р. По настоящее время работа над законопроектом не завершена - несмотря на то, что само его наличие является важным для развития и функционирования транспортной отрасли.

В рассматриваемой части обзора следует указать на то, что остаются не урегулированными в правовом отношении вопросы применения ЭПД при смешанных перевозках. Так, Законопроект предусматривает понятие «единый транспортный документ» (далее – ЕТД), который также предполагается к оформлению и применению в электронном виде. Вместе с тем, вышеприведенные акты законодательства и проекты ведомственных актов не включают в себя какого-либо упоминания про ЕТД в масштабе всей ГС ЭПД.

С одной стороны, это является логичным, поскольку не получил своего итогового воплощения сам законопроект № 1179766-7, в виде федерального закона. С другой стороны, при его принятии в ближайшей перспективе этот пробел придется устранять, и дополнительно – по сути, «вдогонку» - разрабатывать пакет нормативных документов по применению ЕТД в общей системе ГС ЭПД.

 

Выводы

Вышеупомянутое событие, с которым связан настоящий обзор, безусловно является во многом позитивным знаком, поскольку создание такой платформы раскрывает высокий потенциал и подтверждает состоятельность российской IT-отрасли. Вместе с тем, представляется возможным критически отнестись к подходу по правовому регулированию в вопросах применения ЭПД.

На наш взгляд, не совсем логичным является вышеприведенное «скрещивание» норм КТМ РФ и КВВТ РФ в части положений о применении ЭПД с положениями Устава автомобильного транспорта, регулирующего данный круг вопросов. Такое «пересечение» правовых норм разноотраслевых законодательных актов – по видам транспорта, с их самостоятельной спецификой – будет создавать значительные неудобства в правоприменительной практике, в силу значительного объема отсылочных и бланкетных норм. А учитывая то обстоятельство, что изначально законодательное закрепление применения ЭПД состоялось в рамках указанного Устава, и многие вопросы, связанные с правовым регулированием применения ЭПД - сосредоточены на его положениях, можно предполагать, что это повлияет на придание  «сухопутному» транспортному закону приоритетного значения по отношению к другим.

В данном отношении более оправданным и логичным являлось бы создание отдельного федерального закона, который бы включал в себя единообразный механизм правового регулирования и унифицированные нормы по применению ЭПД в транспортной сфере, но при этом – предусматривал отраслевую специфику по видам транспорта (например – по видам, составу и содержанию применяемых документов).

Полагаем, что дальнейшее развитие вышеупомянутых технологий и национального законодательства в рассматриваемой сфере еще создаст множественные предпосылки для их усовершенствования и приведения в состояние, которое позволит применять ГС ЭПД с высокой степенью эффективности, включая возможности для применения этих платформ не только в пределах Российской Федерации. 

 

Бречалов Константин Леонидович 

Адвокат, партнер

Адвокатское бюро Санкт-Петербурга «Инмарин»