Главная » ИНФОЦЕНТР » Новости права » Электронные коносаменты
16.10.2023

Электронные коносаменты

5 сентября 2023 года произошло событие, которое в ближайшей перспективе повлияет на многие глобальные процессы трансграничной торговли в целом, и рынка международных морских перевозок – в частности. Так, на отраслевых интернет-ресурсах, связанных с морским транспортом и морским правом, было объявлено об издании FIT Alliance «Декларации об электронном коносаменте», как одного из новых инструментов развития блок-чейн технологий, внедряемых в современные бизнес-процессы по обеспечению международного товарооборота и оказанию услуг.

Декларация была опубликована сайте FIT Alliance, а в дополнение к ней был также размещен пресс-релиз, раскрывающий цели и задачи, предусматриваемые вышеуказанным документом.

Альянс FIT (Future International Trade) был создан в 2022 году при участии нескольких международных организаций, являющихся его учредителями: BIMCO, Ассоциацией цифровых контейнерных перевозок (Digital Container Shipping Association; DCSA), Международной федерацией ассоциаций экспедиторов грузов (International Federation of Freight Forwarders Associations; FIATA), Международной торговой палатой ( International Chamber of Commerce; ICC) и Обществом всемирных межбанковских финансовых телекоммуникаций (Society for Worldwide Interbank Financial Telecommunications; SWIFT). 

Альянс FIT - межотраслевая коалиция организаций, работающих вместе над созданием открытых стандартов для электронных торговых документов и развития цифровизации международной торговли.

 

1. Предпосылки разработки Декларации, ее назначение и цели

Как указывается в пресс-релизе FIT, каждый год морские перевозчики выдают около 45 миллионов коносаментов - один из самых важных торговых документов в судоходстве. В настоящее время многие международные товаросопроводительные документы не стандартизированы, и большинство из них по-прежнему оформляются на бумажном носителе, что требует их физической передачи между участниками процессов международного товарооборота.

Внедрение электронного коносамента (Electronic Bill of Lading; eBL) позволит торговой отрасли извлечь выгоду из ускорения транзакций, экономии средств (например, снижения административных расходов на хранение груза и обработку документов) и снижения рисков мошенничества (за счет использования систем цифровой аутентификации).

В 2022 году только 2,1% коносаментов и накладных при торговле контейнерами были электронными. И это несмотря на тот факт, что сквозная оцифровка торговой документации, начиная с eBL, сократит затраты, сделает международную торговлю более эффективной, надежной, защищенной, устойчивой и менее подверженной незаконной деятельности или мошенничеству.

По оценкам исследования McKinsey, если бы eBL достигла 100%-ного внедрения только в контейнерном секторе, это могло бы обеспечить рост мировой торговли на 30-40 млрд долларов за счет снижения издержек и рисков только в контейнерной торговле – отмечается в Декларации.

По мнению самого FIT, универсальный eBL принесет пользу всем заинтересованным сторонам, вовлеченным в глобальную цепочку поставок, будь то массовые или контейнерные перевозки. Достижение широкого внедрения eBL, основанного на стандартах, принесет пользу не только судоходной отрасли, но и глобальному перемещению товаров в то время, когда устойчивость цепочки поставок подвергается сомнению.

Преобразование обмена документами с помощью глобально применимого eBL ускорит цифровизацию торговли в интересах клиентов, банков, таможни, государственных органов, поставщиков услуг морских перевозок и всех других заинтересованных сторон.

В рассматриваемом случае, целями FIT, согласно Декларации, являются:

  • заручиться обязательством всех заинтересованных сторон в международной торговле сотрудничать в стимулировании цифровизации, начиная с eBL, в своих отраслях;

  • обеспечить ускорение внедрения основанного на стандартах электронного коносамента во всех секторах судоходной отрасли.

 

2. Практические шаги

Как отмечается BIMCO, выдача коносаментов в электронном виде возможна уже более 20 лет. Несмотря на наличие безопасных и хорошо зарекомендовавших себя платформ, которые были одобрены Международной группой клубов P&I, менее 2% мировой морской торговли осуществляется по электронным коносаментам (eBL). Отчасти это связано с отсутствием открытых стандартов и интероперабельности.

Чтобы способствовать более широкому внедрению цифровых торговых документов в судоходстве, Альянс FIT работает над ускорением этого процесса, создавая технологическую и правовую основу для международной торговой документации на основе стандартов DCSA, BIMCO и FIATA.

Для этих целей BIMCO разработала и опубликовала стандарт электронных коносаментов BIMCO, который представляет собой структурированный набор данных, состоящий из 20 предопределенных разделов, которые являются общими для коносаментов на массовые перевозки. Стандарт eBL BIMCO согласован с моделью справочных данных UN/CEFACT (United Nations Centre for Trade Facilitation and Electronic Business; Центр ООН по упрощению процедур торговли и электронным деловым операциям), а также стандартами, разработанными членами Альянса FIT.

Вместе с тем, BIMCO указывается на то, что одно из выявленных препятствий для более широкого внедрения EBL заключается в том, что в настоящее время невозможно перенести eBL с одной утвержденной платформы на другую, т.е. отсутствует функциональная совместимость. Это особая проблема для банков торгового финансирования, желающих перейти с бумажных векселей на электронные счета-фактуры, поскольку это требует обучения персонала использованию нескольких платформ, несмотря на очень низкий объем электронных счетов-фактур.

Передача eBL между платформами требует, чтобы eBL был составлен на одном и том же цифровом языке путем принятия технического стандарта. Первым шагом является разработка и применение такого стандарта. Дизайн стандарта BIMCO eBL соответствует коносаментам, используемым в секторе массовых перевозок, например, CONGENBILL. Это означает, что базовая структура в равной степени применима к различным коносаментам BIMCO и другим коносаментам.

В Декларации отмечается, что внедрение eBL среди организаций - членов Альянса FIT уже набрало значительный импульс. Как DCSA, так и BIMCO получили подтверждение о принятии обязательств по внедрению от ключевых заинтересованных сторон.

В рамках инициативы BIMCO “Обязательство 25 на 25” и DCSA “100% eBL к 2030 году” некоторые из крупнейших в мире оптовых грузоотправителей, и 9 из 10 крупнейших морских перевозчиков взяли на себя обязательство перевести свои коносаменты (B/L) на формат eBL в течение двух-семи лет.

Так, например, MSC разработало свое руководство по использованию электронных коносаментов, которое внедрено в бизнес-процессы компании, а также, адаптировано для использования клиентами. Кроме того, 26 участников Ассоциации FIATA приняли eFBL (электронный коносамент FIATA) и начали распространять его среди своих членов.

 

3. Законодательное регулирование применения eBL

Поскольку в общемировом масштабе значительная часть договоров морской перевозки, оформляемых чартерами и коносаментами, предусматривает в качестве применимого английское право, с юрисдикцией в Великобритании, то не удивительно, что и в этом случае она стала пионером в разработке и принятии законодательного акта, регулирующего правоотношения, связанные с применением электронных документов в международной торговле.

Так, 20.07.2023 Парламентом великобритании был принят Закон о документах электронной торговли (Electronic Trade Documents Act 2023; ETDA 2023), разработанный на основе Билля о документах электронной торговли (Electronic Trade Documents Bill). Принятию указанного Закона предшествовала масштабная и трудоемкая работа, направленная на создание универсального и эффективного правового механизма, который был бы способен комплексно и всесторонне регулировать практические аспекты, возникающие в сфере электронной торговли, в том числе, связанные с использованием в электронной форме документов, обеспечивающих процесс товарооборота на всех этапах, включая виды, формы, статус документов и условия их правовой квалификации.

В ходе разработки вышеуказанного закона не остались без внимания и коносаменты, которые также включены в состав документов, предполагаемых к применению в электронной форме.

В соответствии с пунктом 2 статьи 8 ETDA 2023 его вступление в силу предусматривалось по истечении двух месяцев после опубликования. По состоянию на 20.09.2023 ETDA 2023 вступил в силу. Более детально этот закон будет рассмотрен нами в дальнейшем, по мере формирования практики его применения.     

 

В заключение

Многолетняя практика осуществления международной торговли с применением документации на бумажных носителях показала, насколько она является неустойчивой, уязвимой и подверженной краху, что, например, продемонстрировала недавняя пандемия COVID. Переход к цифровой международной торговле во многом повысит прозрачность, надежность и безопасность торговых и связанных с ними транспортных и финансовых операций, сократит время на их исполнение.

 Однако международная торговля по определению является торговлей между странами. Из этого следует, что полностью оцифрованная международная торговля может стать реальностью только в том случае, если другие юрисдикции также примут аналогичные законодательные акты, признающие электронные торговые документы равнозначными по силе бумажным торговым документам.

И в этом случае внедрение EBLS может помочь сделать международную торговлю более эффективной, надежной, устойчивой и безопасной. Многие технические и юридические препятствия на пути к универсальному eBL уже устраняются, а приверженность к цифровизации со стороны всех участников международной торговли является следующим важным шагом. 

Вместе с тем, уже сейчас, в текущей ситуации необходимо прийти к пониманию того, какие возможности в этих глобальных процессах могут появиться у России и какими она сама располагает, чтобы занять достойное место в этом аттракционе по их переформатированию, а не отчужденно стоять в стороне, вынужденно ожидая когда появится шанс на него запрыгнуть, чтобы хоть как-то поучаствовать в этом мероприятии, но на чужих и невыгодных условиях. 

 

Константин Бречалов, 

адвокат, партнер 

Адвокатское бюро Санкт-Петербурга «Инмарин»