Процессы трансграничного перемещения людей, транспорта и товаров при осуществлении международных перевозок получили за долгое время своего становления и развития устойчивую правовую основу, регулирующую вопросы осуществления различных видов государственного контроля на границе (пограничный, таможенный). В одних случаях - она представляет собой систему норм, устанавливающих сложную совокупность процедур и алгоритмов, с прохождением которых связано осуществление того или иного вида контроля, в других – эти нормы предусматривают упрощенный порядок пересечения границ, включая применение различных льгот при перемещении товаров. Обеспечение соблюдения указанных норм возложено на административные органы (в частности, таможенные).
Вместе с тем, на практике могут возникать случаи, когда таможенный орган (включая должностных лиц) допускает со своей стороны совершение таких действий или принятие решений, которые не коррелируют с установленными правилами, и порождают отрицательные правовые последствия в виде нарушений прав и законных интересов физических лиц, следующих через границу (включая перевозку ими товаров отдельных категорий в упрощенном, льготном порядке), а также, возникновение у них финансовых потерь, вызванных такими нарушениями. Такие потери могут быть связаны с хранением перевозимых товаров под таможенным контролем (на СВХ или отдельной ПЗТК), а также, с проведением экспертиз, в которых фактически не имелось необходимости (как для целей перемещения, так и для выпуска). Сюда же могут относиться и расходы по простою грузового оборудования (например, контейнер), его обслуживанию.
В этом плане наиболее распространенными бывают ситуации, когда таможенные органы (в т.ч., их должностные лица) при осуществлении своих функций и полномочий неверно оценивают обстоятельства перемещения через таможенную границу лиц и перевозимых ими товаров льготной категории, и, на основании ошибочной оценки предъявляют необоснованные требования по подтверждению оснований для льготного режима перемещения, ограничивая тем самым для указанных лиц предоставленные законом возможности упрощенного порядка с применением соответствующих льгот.
При возникновении таких случаев физические лица сталкиваются с необходимостью правовой защиты нарушенных прав и интересов, которая будет во много связана с многоэтапной и комплексной работой, которая будет заключаться в последовательном доказывании следующих существенных фактов, без установления которых взыскание убытков не будет представляться возможным:
Этап 1: неправомерность действий (бездействия) и решений таможенных органов;
Этап 2: наличие убытков, их размер, установление причинно-следственной связи между ними и действием (бездействием), решением таможенного органа.
В этой части действующее законодательство ЕАЭС предусматривает возможность использования следующих способов защиты нарушенных прав и интересов.
Этап 1. Он будет заключаться в исследовании обстоятельств и сборе доказательств, связанных с перемещением физическим лицом товаров, включая подтверждение статуса физического лица и категории товаров как подпадающих под упрощенный порядок, в том числе, с применением льгот.
В рамках этого этапа происходит правовая оценка обстоятельств и доказательств, находящихся во взаимосвязи с ними, а также, на основании правовых норм Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС), Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и ведомственных приказов ФТС России; формируется правовая позиция и состав требований относительно защиты нарушенных прав и интересов (как правило: о признании незаконными решения, действия (бездействия); об отмене ненормативного акта).
Практическая реализация данного этапа может происходить как во внесудебном, так и в судебном порядке – в зависимости от того, что предпочтет заинтересованное физическое лицо (заявитель). Так, в соответствии с ч.1 ст.285 и ч.1 ст.286 Федерального закона № 289-ФЗ, решение, действие (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц могут быть обжалованы в таможенные органы и (или) в суд. В случае ведомственного обжалования решения, действия (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц будет рассматриваться в соответствии с положениями Главы 51 вышеуказанного Федерального закона. При обжаловании их в судебном порядке рассмотрение спора будет происходить в соответствии с Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ).
При обжаловании в ведомственном порядке следует принимать во внимание, что на практике вышестоящие таможенные органы редко принимают позицию заявителей, но бывают и исключения. Однако даже положительное для заявителя решение, принятое таможенным органом по жалобе, может быть в последующем отменено в порядке ведомственного контроля другим вышестоящим таможенным органом в соответствии со ст.263 Федерального закона № 289-ФЗ (например, решение таможни на действие таможенного поста может быть отменено региональным таможенным управлением).
Таким образом, при достаточной правовой определенности обстоятельств и очевидности нарушений законодательства со стороны таможенного органа, судебная защита прав и интересов может оказаться более надежным вариантом, в особенности – если судебный акт, вынесенный в пользу заявителя, устоит в последующих судебных инстанциях. Во-первых, квалификация обстоятельств спора о признании незаконными решения, действия (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц в рассматриваемом случае будет произведена судом, а во-вторых, наличие вступившего в законную силу судебного акта, вынесенного в пользу физического лица, позволит в ходе последующего судебного разбирательства о взыскании убытков с таможенного органа (Этап 2) применять правила преюдиции.
Этап 2. В практическом плане он будет заключаться в исследовании обстоятельств и сборе доказательств, связанных с подтверждением наличия убытков (определяемых в соответствии со ст.15 ГК РФ), документальном подтверждении и обосновании их размера (в том числе, состава), а также, с доказательством причинно-следственной связи между убытками и нарушениями, допущенными таможенным органом (его должностными лицами). В рамках этого этапа происходит правовая оценка обстоятельств и связанных с ними доказательств (с учетом полученных в результате Этапа 1), формируется правовая позиция и состав требований относительно защиты нарушенных прав и интересов (указывается в соответствии со ст.12 ГК РФ).
Общие правила о возмещении убытков, причиненных лицам неправомерными решениями, действиями (бездействием) таможенных органов (или их должностных лиц) определены в соответствии со ст.352 ТК ЕАЭС.
К спорам о возмещении убытков, причиненных в связи со случаями, указанными в ст.352 ТК ЕАЭС, применяются как общие, так и специальные нормы гражданского законодательства. В частности, такие убытки подлежат возмещению в соответствии со ст.15 ГК РФ и ст.16 ГК РФ, ст.1064 ГК РФ и ст.1069 ГК РФ, при этом, в ст.16 ГК РФ и ст.1069 ГК РФ отдельно указывается, что причиненный вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Для целей положительного результата рассмотрения спора (в пользу заявителя) важным аспектом является правильное установление субъекта ответственности, по сути – надлежащего ответчика. В данном случае, исходя из специфики правоотношений, связанных с деятельностью таможенных органов, и, на основании п.3 ст.125 ГК РФ, ст.1071 ГК РФ, п.3 ст.158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ответчиком в данном случае будет являться Российская Федерация в лице Федеральной таможенной службы, осуществляющей функции главного распорядителя средств федерального бюджета, что также следует из пп.5.112 Положения о Федеральной таможенной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.2021 № 636.
Кроме того, в целях обеспечения процессуального порядка рассмотрения спора на данном этапе, в качестве третьего лица на стороне Ответчика следует привлечь тот таможенный орган, в связи с решениями, действиями (бездействием) которого непосредственно возникли убытки у заявителя.
Выводы и рекомендации
В силу того, что многие физические лица, попавшие в рассматриваемую выше ситуацию, сталкиваются с деятельностью сложной системы государственных органов, которой свойственны бюрократизм и ведомственные корпоративные интересы, обусловленные возложенными функциями (в данном случае – ФТС и подчиненные ей органы), можно определенно сказать, что при отсутствии необходимых правовых познаний и практического опыта их применения, без понимания специфики работы таможенных органов, операционной деятельности субъектов транспортной логистики – попытки разобраться в такой ситуации и выйти из нее без потерь, как правило безуспешны.
Следует отметить, что если арбитражная практика по такой категории судебных споров имеет давно выработанные определенные подходы и позиции, то практика судов общей юрисдикции в этом отношении не может характеризоваться как содержательная в достаточной степени. Несмотря на это, АБ СПб «Инмарин» имеет практический опыт успешного разрешения подобных дел.
Бречалов Константин Леонидович
Адвокат, партнер
Адвокатское бюро Санкт-Петербурга «Инмарин»