
Трансграничное перемещение судов, осуществляемое в сфере торгового мореплавания, и связанное с широким спектром видов деятельности в указанной деятельности (включая как перевозки, так и их коммерческую эксплуатацию) предполагает применение специальных правовых режимов в отношении самих судов, так и операций, связанных с их использованием. В свою очередь, такие режимы определяют условия и порядок использования судов, что в совокупности составляет правовое содержание их статуса – как транспортного средства международной перевозки, либо, как товара.
В наиболее общем плане эти вопросы урегулированы Международной конвенцией об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 года в редакции Брюссельского Протокола 1999 года (Конвенция Киото), которая во многом нашла также свое отражение и в действующем законодательстве ЕАЭС. В рассматриваемом случае, одним из наиболее существенных является вопрос, связанный с особенностями правовой регламентации условий эксплуатации судна при его условном выпуске, с предоставлением льгот по уплате таможенных платежей.
Действующим законодательством ЕАЭС термин «условный выпуск» не предусмотрен, но, исходя из положений пп.6 п.1 ст.2 ТК ЕАЭС и ст.126 ТК ЕАЭС, под ним можно понимать действия таможенного органа по передаче заинтересованному лицу товаров и транспортных средств, помещенных под таможенную процедуру, предусматривающую их использование с предоставлением льгот по уплате таможенных платежей, и, сопряженные с возложением на это лицо обязательств о соблюдении установленных ограничений, требований или условий по их использованию, исключительно в целях, определенных такой таможенной процедурой.
Таким образом, применение условного выпуска может быть основано на следующем общем критерии: «цели предоставления льгот и передачи товара должны соответствовать целям их использования и назначения».
В том что касается судов, как транспортных средств международной перевозки (пп.51 п.1 ст.2 ТК ЕАЭС), по отношению к которым распространяется действие условного выпуска, можно отметить, что в этом случае их правовой статус в достаточной степени раскрывается в п.2 ст.126 ТК ЕАЭС и положениях главы 38 ТК ЕАЭС, предусматривающих их использование при условии, что оно «не нарушает целей и условий предоставления льгот по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, а также не влечет несоблюдение установленных ограничений по пользованию и (или) распоряжению такими товарами в связи с применением таких льгот», и не представляет особой сложности.
Вместе с тем, более сложным представляется характер и содержание правового статуса судов, которые рассматриваются как товар, в силу пп.4 п.1 ТК ЕАЭС ("водные суда"), и, в его взаимосвязи с пп.45 и пп.49 п.1 ТК ЕАЭС, а также, пп.1 п.1 ст.126 ТК ЕАЭС. В данном случае, содержание этого статуса включает в себя такой элемент, как нормативно-правовые предписания, обеспечивающие соблюдение комплекса требований, условий и ограничений, установленных в отношении условно выпущенных товаров (которые, в силу п.6 ст.126 ТК ЕАЭС, имеют статус иностранных товаров).
В указанный комплекс входит, в частности, обязанность по предоставлению таможенным органам отчетности в отношении указанных товаров, что предусмотрено следующими нормами законодательства ЕАЭС и РФ в сфере таможенного дела:
-
статья 18 и статья 126 ТК ЕАЭС,
-
пункт 7 части 1 статьи 13 Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
-
Приказ ФТС России от 10.12.2018 N 2002 «Об утверждении формы отчета и порядка ее заполнения, порядка, сроков и способов представления отчетности лицами, владеющими и (или) пользующимися условно выпущенными товарами, помещенными под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с предоставлением льгот по уплате таможенных платежей, сопряженных с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению этими товарами».
Дополнительно к вышеуказанному приказу ФТС России был издан документ информационно-разъяснительного характера - Письмо ФТС России от 27.12.2022 № 23-22/74733 «Об отчетностях по условно выпущенным товарам».
Так, в соответствии с п.1 ст.18 ТК ЕАЭС, обязанность по предоставлению отчетности предусмотрена в отношении лиц, владеющих и (или) пользующихся иностранными товарами. Указанной норме корреспондирует п.7 ч.1 ст.13 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации...», согласно которой, такая обязанность установлена в отношении лиц, владеющих и (или) пользующихся условно выпущенными товарами.
В силу п.2 ст.18 ТК ЕАЭС и ч.1 ст.13 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации...», способ представления отчетности, формы отчетов, структуру и формат представляемых отчетов в виде электронного документа, порядок их заполнения, а также порядок и сроки представления отчетности, способ ее представления, формы отчетов, структура и формат представляемых отчетов, порядок их заполнения, а также порядок и сроки представления отчетности - определены ФТС России, на основании вышеуказанного Приказа от 10.12.2018 N 2002.
В соответствии с вышеуказанным Приказом ФТС России, лицам, владеющим и (или) пользующимся условно выпущенными товарами, необходимо представлять отчетность в ФТС России 2 раза в год – до 31 января и до 31 июля каждого календарного года. Отчетность формируется в отношении всех товаров, которые на дату представления отчетности являются условно выпущенными и помещенными под процедуру выпуска для внутреннего потребления с предоставлением льгот по уплате таможенных платежей, сопряженных с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению этими товарами. Отчеты формируются на основании сведений, указанных в таможенных и коммерческих документах, представленных при совершении таможенных операций, и регистров бухгалтерского, налогового и других видов учета, а также, иных документов, используемых при отражении фактов хозяйственной деятельности.
Вместе с тем, полагаем, что институт таможенного контроля в части, связанной с представлением отчетности, требует существенной доработки и обновления. Это мнение может обосновываться в частности, следующим:
-
Отчетность по условно выпущенным товарам представляется в ФТС России с использованием ЭЦП, оформленной на судовладельца, на балансе которого находится судно.
Таким образом, из круга субъектов, которые в силу КТМ РФ могут иметь полномочия по совершению таких действий, исключены: морские агенты, операторы по контрактам управления судном (например, на основании контрактов типа SHIPMAN), судовладельцы по договорам доверительного управления.
Это в значительной мере ограничивает диапазон возможностей для развития дополнительных направлений сервиса, связанного с морским посредничеством и иными коммерческими практиками в торговом мореплавании, связанными с эксплуатацией судов, зарегистрированных в РМРС. В данном случае, ограничение круга субъектов, которые могли бы иметь предусмотренную законом возможность подавать отчетность в отношении судов, не представляется оправданным, поскольку в практике торгового мореплавания кооперационные цепочки, связанные с эксплуатацией судна, не обусловлены одной только его принадлежностью к определенному судовладельцу (в силу нахождения на его балансе). В этом отношении круг лиц гораздо шире, и их роль в этой части, как представителей, включенных в систему подачи отчетности в отношении условно выпущенных судов, может рассматриваться в высокой степени перспективной;
-
Принимая во внимание наличие межведомственного взаимодействия между таможенными органами и администрациями портов (включая капитана порта), имеет практический смысл усовершенствовать интеграцию их информационно-справочных систем, с той целью, чтобы ФТС России имело возможность получать в автоматизированном режиме все сведения о судне, необходимые для целей ст.18 ТК ЕАЭС и Приказа от 10.12.2018 N 2002, без лишнего дублирования в процессе информационного обмена со стороны судовладельца.
Поскольку централизованный учет судов, зарегистрированных в одном из реестров, указанных в п.1 ст.33 КТМ РФ, отнесен к исключительной компетенции капитана морского порта, осуществляющего, в том числе, регистрационные действия в отношении судна в соответствии со ст.35 и ст.37 КТМ РФ, то и для вышеуказанных целей, в достаточной степени логичным и оправданным будет получение таможенными органами информации о статусе судна из баз данных капитана соответствующего порта, без какой-либо необходимости вовлечения судовладельцев в данный процесс.
Помимо этого, он в значительной степени является актуальным и при предоставлении льготного режима по таможенным платежам, применяемого в отношении судов, зарегистрированных в РМРС. В соответствии с п.3 Постановления Правительства РФ от 16.07.2007 № 448 «О порядке предоставления тарифной льготы в виде освобождения от обложения ввозной таможенной пошлиной судов, регистрируемых в Российском международном реестре судов», в случае исключения судна из реестра ввозная таможенная пошлина подлежит уплате лицом, в собственности которого находится судно, не позднее дня, следующего за днем исключения этого судна из реестра. Согласно п.4 указанного Постановления Правительства РФ, на Федеральное агентство морского и речного транспорта возложена обязанность представлять ежеквартально в Федеральную таможенную службу информацию о судах, исключенных из реестра.
В практическом плане этот аспект отражен в Постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 30.06.2022 по делу № А56-79542/2021. Показательным в этом отношении является и дело № А32-9485/2016 (дело "ANICHKOV BRIDGE"). Так, в Определении Верховного Суда РФ от 06.08.2018 № 162-ПЭК18 указывается, в частности, что «включение судна в Российский международный реестр судов является самостоятельным основанием для предоставления декларанту таможенных преференций в виде освобождения от взимания налога на добавленную стоимость и ввозной таможенной пошлины, право на использование которых утрачивается при исключении судна из реестра».
В силу вышеизложенного, представляется, что такой подход в части интегрированного обмена сведениями с ФТС без участия судовладельцев позволит снизить избыточную бюрократическую нагрузку на судовладельцев (в том числе, исключить для них риски административной ответственности, предусмотренные ст.16.15 КоАП РФ за непредставление или нарушение срока представления отчетности), и, в целях развития отрасли - создать более простые и удобные условия для привлечения флота и его использования под флагом РФ.
Бречалов Константин Леонидович
Адвокат, партнер
Адвокатское бюро Санкт-Петербуга «Инмарин»