Главная » ИНФОЦЕНТР » Новости права » Внешнее управление активами
12.05.2023

Внешнее управление активами

Почти одновременно с подписанием Президентом Российской Федерации Федерального закона от 28.04.2023 № 139-ФЗ, которым уточнены правовые последствия недействительности сделок, совершенных в рамках Федерального закона № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства»», получила свое дальнейшее развитие еще одна тема, связанная с формированием и практической реализацией политического курса по защите интересов Российской Федерации в условиях санкций.

В данном случае, речь идет об Указе Президента Российской Федерации от 25.04.2023 № 302 «О временном управлении некоторым имуществом».  В соответствии с этим Указом, в отношении активов, принадлежащим лицам недружественных государств, предполагается введение внешнего управления, как ответной меры на лишения Российской Федерации и (или) российских юридических или физических лиц права собственности на имущество, находящееся на территориях иностранных государств, которые совершают в отношении Российской Федерации, российских юридических и физических лиц недружественные действия, и (или) имущественных прав, ограничения указанных прав либо возникновения угрозы таких лишения, ограничения, угрозы национальной, экономической, энергетической или иным видам безопасности Российской Федерации, ее обороноспособности.

Указ Президента № 302 определяет виды активов, в отношении которых может быть введено временное управление (пп.«а»-«в» п.1 и п.2), правовые последствия для их собственников (владельцев по иным основаниям). Важной составляющей данного Указа Президента является то, что предусмотренная в нем ограничительная мера предполагает обеспечение сохранности и инвентаризации активов уполномоченным лицом (определенным в качестве временного управляющего), при этом, содержание активов осуществляется за счет доходов от их использования, но исключает возможность распоряжения ими (п.5 – п.7).

Таким образом, в силу названного Указа, совершение сделок, направленных на отчуждение активов, подпадающих под его действие, и, вследствие которых, у лиц, которым они принадлежат, прекращается право собственности – исключено. Вместе с тем, и указанные лица лишены принимать управленческие решения в отношении принадлежащих им активов, поскольку эти полномочия в силу того же Указа переходят к временному управляющему (п.3–п.4).

Следует отметить, что вышеозначенный Указ не является в какой-то мере значительным прогрессом в общей системе принятых или разрабатываемых антисанкционных мер, более того - его принятие можно считать в значительной степени запоздалым, и рассматривать как меру ситуативного реагирования, поскольку затронутый в данном правовом акте вопрос внешнего управления активами лиц недружественных государств должен иметь, на наш взгляд, более институциональное и комплексное правовое обоснование, которое не получило своего логического и системного развития в виде законодательных актов, которые позволили бы с большей степенью эффективности противодействовать антироссийским санкционным мерам и их последствиям, которые проявились с апреля 2022 года, и имели место по настоящее время.

В данном случае, речь идет о крайне необходимых законопроектах, которые, к сожалению, не получили своего дальнейшего развития и по настоящее время находятся в стадии доработки либо начальных этапах рассмотрения.

Анализ текущей ситуации, сложившейся как на период весны-лета 2022, так и в последующем - во многом показывал на то, что эти законопроекты существенно влияют на интересы различных бенефициаров, которые не предполагают даже минимальной возможности для введения любых форм и видов ограничений в отношении принадлежащего им бизнеса, питаемого за счет ресурсов российской экономики, в том числе – с использованием скрытых или завуалированных оффшорных и корпоративных схем, включая иностранные юрисдикции.       

Ниже представлены эти законопроекты:

1) № 104796-8 «О внешней администрации по управлению организацией», который предполагался для предотвращения банкротства и сохранения бизнеса, который фактически бросали его иностранные владельцы и прочие бенефициары, либо – «забирали» его с собой, полностью либо частями, разрывая контракты. Так происходило во многих отраслях российской экономики, и морской транспорт не был в этом случае исключением – такие крупные перевозчики, как MAERSK, CMA SGM, Hapag-Lloyd, ONE – стремительно «двинули на выход», имея в России значительные имущественные активы в портовой инфраструктуре, контейнерном парке, включая также флот, и это - не считая структурно интегрированных в их бизнес компаний с регистрацией в РФ, обеспечивающих функционирование логистических связей, технологических и управленческих процессов при перевозках и внутрипортовых операциях.

Однако поспешный, и, во многом – несистемный подход, который имел место при разработке указанного Законопроекта, не позволил развить работу по нему в дальнейшем, а кроме того – сама концепция Законопроекта № 104796-8 получила заметную долю критики в деловых и других профессиональных кругах, вследствие чего он стал рассматриваться как инструмент для прикрытия национализации, и, по сложившемуся вследствие этого, альтернативному мнению, стал бы создавать риски репутационного ущерба для РФ, в частности – с точки зрения иностранного бизнеса.

2) № 281874-8 «О деофшоризации», который предполагает перерегистрацию компаний, расположенных и зарегистрированных в иностранных оффшорных юрисдикциях, через которые происходит владение, управление и контроль стратегических предприятий в РФ.

Так, согласно пп. «г» п.37 и п.47 статьи 6 Федерального закона «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» № 57-ФЗ, деятельность портов и перевозок водным транспортом относятся к видам деятельности, имеющим стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Для решения этой задачи законопроект предусматривает передачу под управление государства всех зарегистрированных в офшорных зонах активов, расположенных на территории РФ, с предоставлением их собственникам 6 месяцев на их перерегистрацию в РФ (либо, в случае неисполнения такого условия – с обращением активов в доход государства). Расположенные в России активы, принадлежащие российским или иностранным неофшорным собственникам, управляемые офшорными компаниями, передаются в управление государству и могут быть переданы собственниками в управление российским компаниям в течение шести месяцев.

Однако, и вышеназванный законопроект не получил своего развития в дальнейшем, и по настоящее время находится в самой начальной стадии рассмотрения.

 

Выводы

Возможно, в перспективе Указ Президента № 302 и получит свой потенциал и КПД, но именно своевременный, последовательный и системный подход к решению вопроса о введении ограничительных мер с применением механизма временного управления иностранными активами в отношении иностранных лиц недружественных государств мог с высокой степенью эффективности исключить или уменьшить негативные последствия стремительного «дезертирства» иностранных перевозчиков с транспортного рынка России, а равно – их недобросовестных действий по разрыву кооперационных и технологических цепочек, в результате чего многие российские субъекты как транспортной отрасли, так и системно и связанной с ней сферой ВЭД, понесли значительные убытки, а также, оказались перед угрозой закрытия бизнеса или реализуемых проектов.

Не исключено, что список лиц и принадлежащих им активов, указанных в Приложении к Указу Президента № 302 будет пополняться, но, в том что касается включения в него иностранных бенефициаров с их активами, связанных с ведением бизнеса в сфере морских перевозок – сейчас это представляется сомнительным, момент был упущен еще год назад.

 

Бречалов Константин

Адвокат, партнер

Адвокатское бюро Санкт-Петербурга «Инмарин»