Главная » ИНФОЦЕНТР » Новости права » Новое в ведении судовых документов
24.04.2023

Новое в ведении судовых документов

1. На основании Приказа Минтранса России от 27.10.2022 № 435 "Об установлении правил ведения судового журнала и машинного журнала (для судна с механическим двигателем, эксплуатируемого членами экипажа судна без совмещения должностей)", вводятся новые правила ведения указанных журналов при эксплуатации судов на внутренних водных путях (в соответствии с п.4 ст.14 КВВТ РФ).

Порядок регистрации, учета и ведения журналов определены в отдельных Приложениях к приказу Минтранса России № 435:

  • Приложение № 1: Правила ведения судового журнала;

  • Приложение № 2: Правила ведения машинного журнала (для судна с механическим двигателем, эксплуатируемого членами экипажа судна без совмещения должностей).

В соответствии с вышеуказанными Правилами, судовой и машинный журналы должны вестись на каждом судне, имеющем право плавания под Государственным флагом Российской Федерации, в течение всего периода его эксплуатации.

В судовом журнале оговариваются работа судна за сутки, работа двигателей, гидрометеорологические данные, пройденное расстояние, огни, согласование часов, судовые запасы, навигационные сведения, события, действия.

В машинном журнале должны быть отражены сведения о процессах управления и работы судовой пропульсивной установки, а также все случаи с судовыми механизмами в процессе работы судна и обслуживания механизмов.

Судовой и машинный журналы подлежат учету капитаном бассейна внутренних водных путей или капитаном морского порта в реестре регистрации журналов, который ведется в форме электронного документа. Правилами, утвержденными вышеуказанным Приказом, предусматривается возможность регистрации журналов в электронной форме посредством федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (ЕПГУ), однако не исключена и возможность регистрации указанных журналов и их ведения в документальном виде.  

Новые правила ведения судового журнала и машинного журнала (для судна с механическим двигателем, эксплуатируемого членами экипажа судна без совмещения должностей) установлены на период с 1 сентября 2023 г. до 1 сентября 2029 г. При этом одновременно признается утратившим силу аналогичный Приказ Минтранса от 13.02.2018 № 59.

 

2. На основании Приказа Минтранса России от 23.11.2022 № 466 "Об установлении правил ведения судовых документов" (вместе с "Правилами ведениями судового журнала", "Правилами ведения машинного журнала (для судов с механическим двигателем)", "Правилами ведениями санитарного журнала")", вводятся новые правила ведения указанных журналов при эксплуатации судов на морском транспорте (в соответствии с п.1 ст.32 КТМ РФ).

Порядок регистрации, учета и ведения журналов определены в отдельных Приложениях к приказу Минтранса России № 466:

  • Приложение N 1: Правила ведения судового журнала;

  • Приложение N 2: Правила ведения машинного журнала (для судов с механическим двигателем);

  • Приложение № 3: Правила ведения санитарного журнала.

В соответствии с вышеуказанными Правилами, судовой, машинный и санитарный журналы должны вестись на каждом судне, имеющем право плавания под Государственным флагом Российской Федерации, в течение всего периода его эксплуатации.

Судовой и машинный журналы подлежат учету капитаном морского порта в реестре учета журналов, который ведется в форме электронного документа. При этом в отношении санитарного журнала требований о таком учете не предусматривается.

В судовом журнале оговариваются работа судна за сутки, работа двигателей, гидрометеорологические данные, пройденное расстояние, огни, согласование часов, судовые запасы, навигационные сведения, события, действия (например, о грузовых и швартовых операциях – п.21 и п.25 Приложения № 1 к Приказу № 466).

В машинном журнале должны быть отражены сведения о процессах управления и работы судовой пропульсивной установки, а также все случаи с судовыми механизмами в процессе работы судна и обслуживания механизмов.

Санитарный журнал заполняется лицом командного состава, ответственным за проведение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий на судне. Контроль за ведением журнала и удостоверения записей в нем возложен на капитана судна.

Правилами, утвержденными вышеуказанным Приказом, предусматривается возможность регистрации журналов в электронной форме посредством федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (ЕПГУ). Кроме того, Правилами предусмотрена возможность их ведения в электронной форме, а равно, на бумажном носителе.  

Новые правила ведения судового журнала и машинного журнала (для судна с механическим двигателем), санитарного журнала, установлены на период с 1 сентября 2023 г. до 1 сентября 2029 г. При этом одновременно признается утратившим силу аналогичный Приказ Минтранса от 10 мая 2011 г. № 133.

 

 

Константин Бречалов

Адвокат, партнер 

Адвокатское бюро Санкт-Петербурга «Инмарин»