Увеличение численности частного флота маломерных судов, их массовое использование на водных объектах, нередко сопряженное с нарушением правил судовождения и эксплуатации, повлекшее тяжкие последствия – во многом обусловили необходимость в более предметном, комплексном и всестороннем правовом регулировании этой сферы правоотношений. В указанных целях по инициативе Правительства РФ в Государственную Думу РФ 31.03.2023 был внесен на рассмотрение Законопроект № 326718-8 «О безопасности людей на водных объектах».
Указанный Законопроект определяет основы обеспечения безопасности людей на водных объектах, и регулирует отношения, возникающие при обеспечении безопасности людей на поверхностных водных объектах общего пользования или их частях, в том числе при купании и оборудовании пляжей, при использовании маломерных судов, гидроциклов и иных технических средств, при эксплуатации баз (сооружений) для стоянки маломерных судов, организации и функционировании переправ.
В связи с высокой востребованностью и социальной значимостью Законопроекта, представляется необходимым отразить его отдельные положения, которые будут иметь интерес для практического применения в последующем, после его принятия в виде федерального закона и вступления в силу.
1. Понятийный аппарат (Статья 3)
Предусматриваются такие понятия, как «безопасность людей на водных объектах и «система обеспечения безопасности людей на водных объектах», определяющие суть содержания и масштаба законопроекта, его комплексный характер (п.1 и п.2).
Предусматривается законодательное понятие такого технического средства, как гидроцикл, которым признается беспалубное маломерное судно с тяговым двигателем, оснащенным водометом, спроектированное для управления им сидя, стоя или на коленях с расположением людей друг за другом непосредственно на корпусе, а не внутри него (п.6).
Понятие «маломерное судно» в Законопроекте (п.4) закреплено в том же виде, как оно предусмотрено в абзаце 17 ст.3 КВВТ и п.3 ст.7 КТМ РФ, то есть, является универсальным. При этом в п.5 ст.3 Законопроекта уточнено понятие «база (сооружение) для стоянки маломерных судов», с включением в него также хранения маломерных средств, помимо их стоянки и обслуживании.
2. Компетенция и полномочия государственных органов при исполнении ими закона
Разграничиваются полномочия Российской Федерации, субъектов РФ и органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности людей на водных объектах (статьи 4 - 6 и 8), закрепляются полномочия Государственной инспекции по маломерным судам (ГИМС) в части организации и осуществления федерального государственного надзора за маломерными судами (ст.26), федерального контроля (надзора) за безопасностью людей на водных объектах (ст.28), ведения реестра маломерных судов и оказания государственных услуг по их государственной регистрации (ст.21), освидетельствованию маломерных судов (ст.25), аттестации на право управления маломерными судами (ст.22).
3. Правовое регулирование обеспечения безопасности людей на водных объектах (Глава 2)
Устанавливаются основные требования в области обеспечения безопасности людей на водных объектах при использовании сооружений для стоянки маломерных судов (ст.10), при использовании пляжей (ст.11), при использовании переправ (кроме паромных), на которых используются маломерные суда (ст.12), при использовании ледовых переправ и наплавных мостов (статьи 13 и 14), регулируются иные вопросы обеспечения безопасности, такие как утверждение правил, оборудование и содержание средств обеспечения безопасности водных объектов (статьи 15 - 17).
4. Правовое регулирование требований к эксплуатации и допуска к управлению маломерными судами, их регистрация (Глава 3).
Определяются основные обязательные требования к пользованию маломерными судами (ст.18), устанавливается порядок классификации на соответствие требованиям Технического регламента Таможенного союза «О безопасности маломерных судов» (ст.19) и их освидетельствования (ст.25).
Отдельно предусматриваются обязательные требования к лицам, управляющим маломерными судами на водных объектах (ст.20), положения по подготовке судоводителей маломерными средствами (ч.3 ст.22)
Утверждаются специальные положения о государственной регистрации маломерных судов, в том числе – порядок ведения Реестра маломерных судов. Так, в соответствии с ч.4 ст.20 Законопроекта, пользование маломерными судами, подлежащими государственной регистрации, разрешается после их государственной регистрации в реестре маломерных судов и освидетельствования, под которым понимается комплекс мероприятий, проводимых для присвоения маломерному судну категории сложности района плавания, а также установления возможности безопасного плавания маломерного судна в соответствии с присвоенной категорией сложности района плавания (ч.6 ст.25).
Согласно ч.1 ст.21 Законопроекта, государственной регистрации в реестре маломерных судов подлежат маломерные суда массой 200 килограммов и более и с мощностью двигателей (в случае установки) 8 киловатт и более. Положениями ст.21 Законопроекта регламентируются также иные вопросы государственной регистрации маломерных судов и компетенция ГИМС.
Специальными нормами определяются условия на право управления маломерными судами (ст.21 – ст.24), включая процедуры аттестации, допуска к управлению и медицинского освидетельствования.
5. Существенно расширились полномочия ГИМС и получили более детальную регламентацию функций и форм их осуществления при исполнении вышеназванного закона (Глава 4).
В частности, определен предмет федерального государственного надзора за маломерными судами (ч.3 ст.26). Отдельно оговаривается, что из федерального государственного надзора за маломерными судами исключаются маломерные суда, используемые при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области торгового мореплавания и внутреннего водного транспорта на морских и внутренних водных путях Российской Федерации (ч.4 ст.26). В качестве формы осуществления надзора предусматривается патрулирование водных объектов (ч.5 ст.26).
В целях практической реализации ст.26 Законопроекта, предусмотрен широкий диапазон полномочий для должностных лиц ГИМС (ч.6 и ч.7 - 9 ст.26). Для этих же целей в Законопроекте специально предусмотрены основания, порядок и условия применения ГИМС физической силы и специальных средств (ст.27), что является принципиальным изменением в государственной политике по обеспечению безопасности в рассматриваемой сфере правоотношений.
6. Переходные положения
Отдельного внимания заслуживают положения Законопроекта, предусматривающие порядок и условия его адаптации к ранее возникшим правоотношениям.
Так, в соответствии со ст.30 Законопроекта, предусматривается, что маломерные суда, зарегистрированные в Государственном судовом реестре, в течение пяти лет после дня вступления законопроекта в силу при прохождении очередного освидетельствования должны будут пройти процедуру перерегистрации в реестре маломерных судов. Также лица, имеющие дипломы и квалификационные свидетельства, предоставляющие им право управления маломерными судами, полученные в соответствии с КТМ РФ и КВВТ РФ, по истечении срока действия этих дипломов и квалификационных свидетельств, будут обязаны получить в ГИМС удостоверение на право управления маломерным судном.
В соответствии со ст.29 представленного на рассмотрение Законопроекта, Федеральный закон «О безопасности людей на водных объектах» вступает в силу с 1 марта 2024 года. В связи с представлением вышеуказанного Законопроекта, по инициативе МЧС России был также разработан Проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О безопасности людей на водных объектах» (ID проекта: 02/04/02-23/00135564; по настоящее время в Государственную Думу РФ на рассмотрение не направлялся).
Константин Бречалов
Адвокат, партнер
Адвоактское бюро Санкт-Петербурга «Инмарин»