Главная » ИНФОЦЕНТР » Новости права » Все флаги в гости будут к ним?
14.03.2023

Все флаги в гости будут к ним?

Редактор HTML кодаПеренос строк

Кипрский торговый флот входит в число 10 крупнейших флотов в мире и занимает третье место в Европейском союзе, составляя 12% от общего флота 27 государств - членов ЕС. Так, в 2020 году в нем насчитывалось более 1700 океанских судов водоизмещением более 24,5 миллиона тонн. Действующая в Республике Кипр система регистрации судов, разработанная еще во второй половине ХХ века и постоянно совершенствуемая по настоящее время (включая правовое регулирование), а также, применение льготных налоговых режимов в сфере торгового мореплавания, создали значительные преимущества для судовладельцев, благодаря чему это государство стало одним из важнейших мировых центров торгового судоходства.

В 2021 году Департамент торгового судоходства Кипра (Shipping Deputy Ministry to the President of Cyprus; SDM) утвердил стратегическую концепцию развития кипрского судоходства, получившее название “Морские изменения 2030” (SEA Change 2030), которая помимо вопросов экологии, безопасности судовождения, цифровизации процессов, и других аспектов деятельности, относящихся к сфере торгового мореплавания, включала в себя разработку нормативно-правовой и административной базы для инкорпорации судоходных компаний.

В целях реализации национальной стратегии кипрского судоходства был расширен круг субъектов юридических лиц, определенных законодательством Республики Кипр, и в его состав введен новый вид юридического лица под названием “Судоходная компания с ограниченной ответственностью”.

Правовой основой для нового вида юридического лица стал «Закон о судоходной компании с ограниченной ответственностью» (The Shipping Limited Liability Company (S.L.L.C) Law of 2022 (Law 161(Ι)/2022); «SLLC Law»), одобренный и принятый Парламентом Республики Кипр 6 октября 2022 года (далее – «Закон S.L.L.C.»).

Следует отметить, что вышеуказанный Закон был разработан на основе «Закона о компаниях» (The Companies Law, Chapter 113; далее - «Закон о компаниях»), практическая реализация положений которого находятся в орбите Кипрского Регистратора компаний (далее – Регистратор компаний). Тем не менее, «Закон о S.L.L.C.» включает положения, направленные на упрощение различных процедур и аспектов и, таким образом, на то, чтобы сделать создание S.L.L.C более гибким и привлекательным для заинтересованных сторон, по сравнению с обычным LLC.

 

Цели «Закона S.L.L.C»

Основной целью вышеуказанного Закона является повышение конкурентоспособности кипрского флага в международном судоходстве, а также упрощение процедур и режима работы кипрских судоходных компаний, владеющих судами под кипрским флагом, с целью их эксплуатации и управления.

Конечной целью этой новой правовой базы является создание системы «одного окна» для компаний-владельцев судов и их акционеров в рамках компетенции SDM, с тем, чтобы SDM в отношении конкретно S.L.L.C могла заниматься (в дополнение к аспектам морского права, входящим в его функционал) и другими вопросами, которые в настоящее время входят в компетенцию Кипрского Регистратора компаний.

В данном случае, принцип «одного окна» направлен на упрощение процедур и оптимизацию операционных процессов в кипрской судовладельческой отрасли.

Сфера применения «Закона S.L.L.C.»

Вышеуказанный Закон применим исключительно к кипрским компаниям-судовладельцам, которые:

  • сформированы и зарегистрированы в соответствии с «Законом S.L.L.C.», или

  • уже сформированы и зарегистрированы в соответствии с «Законом о компаниях», и передают свои компании-судовладельцы в Реестр S.L.L.C.

Основные положения «Закона S.L.L.C.»

Поскольку концепция «Закона SLLC» заключалась в том, чтобы сделать регистрацию судоходной компании более простой, гибкой и привлекательной для заинтересованных сторон, новая правовая база характеризуется упрощенными процедурами, специально разработанными для их деятельности:

1) Для достижения принципа «одного окна» Закон устанавливает институт Реестра S.L.L.C. Согласно статье 6 «Закона S.L.L.C.», единственным органом, уполномоченным на регистрацию S.L.L.C., будет SDM (далее – Регистратор S.L.L.C., Регистратор). В силу «Закона S.L.L.C.», Регистратор также является компетентным органом для ведения Реестра S.L.L.C., от их образования до их ликвидации.

Одновременно SDM продолжит предоставлять судовладельцам свои услуги в сфере торгового мореплавания, поскольку SDM остается компетентным органом для такого вида услуг и функций, как временная и постоянная регистрация судна под кипрским флагом, смена владельца судна, исключение судна из-под кипрского флага и т.д.

Таким образом, компании-судовладельцы, их должностные лица и акционеры теперь смогут получать доступ к услугам и информации, касающимся (i) регистрации их компании и (ii) их судов, с одного и того же государственного органа/портала.

2) Учреждение (инкорпорация) нового юридического лица, содержание, подписание и внесение изменений в его меморандум и устав ассоциации, название S.L.L.C.

Для того, чтобы компания рассматривалась и, следовательно, была зарегистрирована в качестве S.L.L.C., она должна владеть и управлять судами, которые временно и в конечном итоге постоянно зарегистрированы под кипрским флагом, и / или судами, которые зарегистрированы параллельно под кипрским флагом (Parallel registration).

Меморандум S.L.L.C. основан на шаблоне, предписанном в уведомлении Регистратора S.L.L.C., и его изменение допускается только при обстоятельствах, указанных в «Законе о компаниях».

3) Уставный капитал S.L.L.C. и соответствующие упрощенные процедуры его уменьшения и увеличения.

Так, «Закон S.L.L.C.» не требует от S.L.L.C. получения судебного постановления об уменьшении своего уставного капитала, что существенно отличается от требования к компаниям с ограниченной ответственностью (LLC) в соответствии с Законом о компаниях.

Меморандум S.L.L.C. может быть изменен только для отражения увеличения или уменьшения уставного капитала S.L.L.C. в соответствии с положениями «Закона S.L.L.C.», при этом для внесения поправки не требуется постановление суда;

4) Вопросы, связанные с управлением S.L.L.C., общими собраниями и финансовой отчетностью, а также с конкретными ограничениями, касающимися должностей секретаря и директора компании.

Так, в соответствии со статьей 79 (1) «Закона S.L.L.C.», секретарь S.L.L.C. должен быть юристом по профессии (требование, которого не существует в соответствии с положениями «Закона о компаниях»).

Процедура ликвидации, назначение управляющих, защита миноритарных акционеров - вопросы, по которым положения «Закона о компаниях» будут применяться аналогично;

5) Продолжение деятельности компаний с ограниченной ответственностью, которые в были зарегистрированы ранее в Реестре компаний как L.L.C.

Судоходные компании, которые были зарегистрированы в Республике Кипр в качестве компаний с ограниченной ответственностью (L.L.C.) в соответствии с «Законом о компаниях», могут продолжать свою деятельность в качестве S.L.L.C. в соответствии с «Законом S.L.L.C.», путем перерегистрации такой компании в качестве S.L.L.C.

Статья 104 «Закона S.L.L.C.» предусматривает требования, которые должны быть выполнены для того, чтобы компания с ограниченной ответственностью (L.L.C.) была зарегистрирована в записях Регистратора в качестве S.L.L.C. В частности, к заявлению Регистратору должны прилагаться следующие документы:

  • специальное решение акционеров, одобряющее регистрацию компании в качестве S.L.L.C.;

  • пересмотренный Меморандум и Устав для достижения соответствия «Закону S.L.L.C.»;

  • корпоративные сертификаты заявителя, включая доказательства любых зарегистрированных платежей;

  • согласие кредиторов заявителя;

  • подтверждение от Регистратора компаний, подтверждающее, что заявитель оплатил все применимые сборы и соблюдает все свои обязательства в соответствии с «Законом о компаниях».

Регистратор, убедившись, что заявитель соответствует требованиям «Закона S.L.L.C.», удостоверяет, что заявитель временно зарегистрирован как продолжающий работать в S.L.L.C., и выдает “Временное свидетельство о продолжении деятельности” (Provisional Certificate of Continuity ст.105 Закона). С даты выдачи указанного Свидетельства заявитель считается S.L.L.C., зарегистрированным в соответствии с «Законом S.L.L.C.», и обладает всеми полномочиями и обязательствами, предоставляемыми в соответствии с указанным Законом.

Заявитель должен в течение 6 месяцев с даты выдачи Provisional Certificate of Continuity представить Регистратору S.L.L.C. доказательства от Регистратора компаний, подтверждающие, что заявитель полностью выполнил все свои обязательства в соответствии с «Законом о компаниях», и что он был исключен из записей Регистратора компаний. После представления вышеупомянутых доказательств Регистратор S.L.L.C. выдает Свидетельство о продолжении деятельности (Certificate of Continuity), подтверждающее, что заявитель продолжает свою деятельность в качестве S.L.L.C.(статья 108 Закона).

6) Для того, чтобы быть более гибким и привлекательным, «Закон S.L.L.C.» направлен на упорядочение и упрощение деятельности данного типа юридического лица, особенно с введением элементов оцифровки (статьи 29 -31 Закона), например:

  • использование электронных подписей в отношении документов, представленных или выданных Регистратором S.L.L.C.,

  • преобразование и хранение документов в Реестре S.L.L.C. в электронном виде, заверенные копии документов в электронном виде.

PART VA — «Parallel registration of ships» // The Merchant shipping (Registration of ships, sales and mortgages) Laws of 1963 to 2005 (Law No. 45 of 1963)

 

 

Закон о судоходной компании с ограниченной ответственностью (S.L.L.C.) от 2022 года (Закон 161(I)/2022) был опубликован в Официальном вестнике Республики Кипр № 4916, Дополнение I(I), от 27 октября 2022 года.

«Закон S.L.L.C.» еще не вступил в силу. Он вступит в силу в дату, которая будет определена после решения Совета министров, опубликованного в Официальном вестнике Республики, как только будет подготовлено необходимое подзаконное законодательство и создана соответствующая административная инфраструктура. Так, в декабре 2022 года Заместитель Министра судоходства Кипра выпустил циркуляр, касающийся «Закона S.L.L.C.». Он адресован всем зарегистрированным судовладельцам, зарегистрированным бербоут-фрахтователям, менеджерам судов, плавающих под кипрским флагом.

В рассматриваемом случае является очевидным, что с принятием «Закона SLLC», Кипр, как крупнейший мировой центр международного судоходства, выполнил масштабный комплекс мероприятий, не только создав правовую базу, отвечающую современным потребностям и состоянию отрасли, но и обеспечил системный подход в реализации положений законодательства, регулирующего сферу как морского, так и корпоративного права, сориентировав их действие на достижение определенных практических целей и задач (включая внедрение современных информационных технологий и унификации процессов).

Представляется, что такой подход во многом позволит создать условия для повышения конкурентоспособности кипрского флага в международном судоходстве и оптимизации процессов и операционной политики кипрских судоходных компаний, владеющих кипрскими судами, что в свою очередь, может быть рассмотрено как положительный опыт для разработки и правоприменения в России.

 

 

Другие источники:

  1. https://papakyriacoulaw.com/the-shipping-limited-liability-company-law-of-2022-sllc

  2. https://www.legal500.com/guides/hot-topic/cyprus-steams-ahead-with-green-digital-shipping-vision

  3. https://www.chambersandco.com/limited-liability-shipping-company-llsc-law-of-2022

  4. https://mouktaroudes.com/ru/the-shipping-limited-liability-company-s-l-l-c-law-of-2022

 

 

Бречалов Константин Леонидович,

Адвокат, партнер

Адвокатское бюро Санкт-Петербурга «Инмарин»