Главная » ИНФОЦЕНТР » Новости права » РС закрыли выход в море
19.11.2022

РС закрыли выход в море

6 октября 2022 года было опубликовано решение Совета Евросоюза № 2022/1904 и № 2022/1909, которым установлены новые санкции в отношении России (так называемый «Восьмой пакет»). Указанный документ о введении новых санкций вступил в силу на следующий день после его опубликования, за исключением ряда отдельных положений, имеющих свои сроки действия.

В состав новых запретов и ограничений попала также деятельность Российского морского регистра судоходства (РС, Регистр). Указанные запреты предусматриваются, в частности, подпунктами 16 и 17 вводной части Решения № 2022/1904, а также, пунктом 10 вводной части Решения № 2022/1909, и статьей 1 (включая подпункты 1аа и 1 ab, а также, частью В приложения X).

Эти необоснованные по своему правовому характеру и политически мотивированные запреты и ограничения, введенные против Российского морского регистра судоходства, касаются следующих направлений его деятельности:

1. Установлен запрет на посещение портов и шлюзов на территории ЕС любыми судами, сертифицированными РС, независимо от флага. Запрет вступает в силу с 08.04.2023.

Исключение составляют суда, покидающие территорию ЕС, а также суда, ищущие убежища и терпящие бедствие. Кроме того, предусмотрена возможность получения от компетентных органов ЕС разрешения (authorisation) судну зайти в порт или шлюз на таких условиях, которые они [компетентные органы] сочтут подходящими, после определения того, что заход необходим для доставки определенных грузов.

2. Установлен запрет на взаимодействие лиц ЕС с РС. Регистр включен в Приложение XIX Регламента ЕС 833/2014: лицам ЕС с 07.10.2022 запрещено прямо или косвенно вступать в какие-либо сделки с РС. При этом запрет не распространяется на исполнение до 08.01.2023 контрактов, заключенных до 07.10.2022, включая получение Регистром платежей.

Также действуют исключения, которые, возможно, позволят Регистру после 8 января 2023 года продолжить оказание услуг по заявкам европейских лиц в отношении классификации и освидетельствования судов, материалов, изделий и оборудования для них, если использование этих судов, материалов, изделий и оборудования необходимо для доставки определенных грузов и выполнения некоторых операций.

3. Отозвано признание РС со стороны ЕС. В контексте указанного в п.2 запрета, с 07.10.2022 отозвано признание РС со стороны ЕС в соответствии с Регламентом ЕС 391/2009.

При этом о признании Регистра со стороны морских администраций конкретных стран – членов ЕС в документах ЕС не говорится, что не позволяет однозначно оценивать перспективы сотрудничества РС с данными морскими администрациями и возможные сроки прекращения действия соглашений с ними.

По мнению Регистра, выданные РС до 07.10.2022 судовые документы на эти суда остаются действующими. Ограничения, введенные ЕС, распространяются только на взаимоотношения Регистра с гражданами и юридическими лицами стран Евросоюза и не касаются других контрагентов Регистра. В настоящее время все обязательства перед клиентами РС выполняются в обычном режиме.

Следует отметить, что еще в марте 2022 Международная ассоциация классификационных обществ (МАКО) проголосовала за исключение РС из списка участников. Однако РС до последнего времени оставался организацией, признаваемой Евросоюзом, а это означало, что она поддерживала отношения с другими классификационными обществами, включая такие, как французское Bureau Veritas Marine & Offshore, итальянское RINA Services, с целью обеспечения эквивалентности их правил и процедур.

Так, например, еще в ноябре 2018 при участии Минтранса России было заключено «Соглашение о наделении классификационного общества «Бюро Веритас Марин энд Оффшор – Международный регистр классификации судов и оффшорных установок» полномочиями на классификацию и освидетельствование судов, плавающих под государственным флагом Российской Федерации и подлежащих государственной регистрации в Российском международном реестре судов». Аналогичное соглашение было также заключено с RINA в 2020 году. К тому же у РС имеются подразделения во многих странах Евросоюза (Австрия, Бельгия, Германия, Греция, Испания, Нидерланды, Польша, Финляндия, Эстония). Теперь, как следует из вышеуказанного Решения Совета ЕС от 06.10.2022, признание РМРС отзывается.

РС является федеральным автономным учреждением, подведомственным Минтрансу России. По состоянию на конец сентября 2022 в РС были зарегистрированы или проходили освидетельствование несколько десятков судов, имеющих иностранную принадлежность. В силу сложившихся обстоятельств, обусловленных введением нового пакета санкций, теперь эти суда должны прекратить коммерческие отношения с РС - скорее всего, в течение переходного периода. Те же суда, которые не являются российскими, и, которые продолжит сертифицировать РС, после 8 апреля 2023 года не смогут заходить в европейские порты и шлюзы.

Многие иностранные суда, скорее всего, будут выводиться из РС, после чего, вероятно, придется рассматривать возможность формирования альтернативной схемы работы, поскольку в конечном итоге сложившаяся ситуация демонстрирует прекращение всех возможностей для какого-то совместного признания работающих на международных маршрутах судов. Что же касается подразделений РМРС в Европе, то их скорее всего придется закрыть.

Как следует из пресс-релиза РС от 21.10.2022, после опубликования Советом Евросоюза «8-го пакета санкций» Регистром было организовано получение юридического заключения от бельгийской компании Curtis, Mallet-Prevost, Colt & Mosle LLP о применении «8-го пакета санкций» к деятельности РС и к судам с классом РС. На основании данного заключения Регистром для клиентов РС были подготовлены разъяснения, которые размещены на официальном сайте РС.