1. Определены Правила плавания во внутренних морских водах Российской Федерации судов под флагами иностранных государств
25.08.2022 на портале https://regulation.gov.ru был размещен проект Правил плавания во внутренних морских водах Российской Федерации судов под флагами иностранных государств, разработанный Минтрансом России и представленный с проектом Постановления РФ «Об утверждении Правил плавания во внутренних морских водах Российской Федерации судов под флагами иностранных государств».
Обеспечение выполнения положений Федерального закона от 31 июля 1998 года № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» в редакции Федерального закона от 28 июня 2022 г. № 194-ФЗ «О внесении изменений в статью 14.2 Федерального закона «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» и Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации» в части установления правил плавания судов под флагами иностранных государств во внутренних морских водах Российской Федерации».
Проектом Правил предполагается урегулировать порядок плавания и пребывания во внутренних морских водах РФ судов под флагами иностранных государств, за исключением случаев захода в порты открытые для захода таких судов.
Так, иностранное судно во время плавания и пребывания во внутренних морских водах РФ должно будет дополнительно к своему флагу нести Государственный флаг России. Также на иностранные суда, их пассажиров и экипаж на это время будет распространяться уголовная, гражданская и административная юрисдикция РФ. Во время плавания и пребывания во внутренних морских водах Российской Федерации иностранные суда должны пользоваться услугами лоцманской, а при необходимости и ледокольной служб.
Проектом Правил определен объем обязанностей судов под флагами иностранных государств при их заходе и пребывании пребывания во внутренних морских водах РФ (п.3), а также, предусмотрены случаи запретов и ограничений на такие заход и пребывание при установлении различных правовых режимов в районах плавания (запретные для плавания и временно опасные для плавания районы), и порядок действий как судов под флагами иностранных государств, так и государственных органов РФ, обеспечивающих соблюдение указанных режимов (п.6 – п.10 проекта Правил). При этом также отдельно оговаривается, что ссылка на незнание правил или границ запретных для плавания или временно опасных для плавания районов не может служить основанием для захода в такие районы и уклонения от ответственности.
Кроме того, п.11 проекта Правил определен перечень чрезвычайных обстоятельств, в силу которых заход иностранного судна во внутренние морские воды РФ будет считаться вынужденным (например: авария или шторм, угрожающий безопасности иностранного судна; ледоход или ледовые условия, угрожающие безопасности иностранного судна; буксировка поврежденного судна; необходимость оказания срочной медицинской помощи и другие чрезвычайные обстоятельства). При этом, исходя из п.11 - п.14 проекта Правил, следует, что вне зависимости от фактического характера обстоятельств, послуживших вынужденному заходу, осуществляется их оценка, в том числе – в части выяснения вопросов технического состояния иностранного судна (п.15 проекта Правил).
Проектом Правил отдельно предусматривается, что в осуществлении права вынужденного захода может быть отказано аварийным иностранным судам с ядерными энергетическими установками или иностранным судам, перевозящим ядерные или другие опасные, или ядовитые по своей природе вещества или материалы, которые могут нанести ущерб Российской Федерации, ее населению, природным ресурсам и окружающей среде, значительно больший, чем ущерб, угрожающий аварийному иностранному судну (п.16 – п.17 проекта Правил).
2. Новые правила в лоцманском обеспечении плавания по СМП
В целях совершенствования правового механизма управления судоходством на Северном морском пути (СМП) разработаны и уточнены правила лоцманского обеспечения.
Так, 19.08.2022 на портале https://regulation.gov.ru был размещен проект «Положения о ледовых лоцманах», разработанный Минтрансом России на основании подпункта 1.1 пункта 2 статьи 5.1 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации. Необходимость в его разработке и утверждении возникла в связи с актуализацией реформирования нормативно-правовой базы, регламентирующей особенности мореплавания в акватории СМП. Цель разработки указанного нормативно-правового акта: закрепить функцию лоцманского обеспечения в акватории СМП за единой государственной лоцманской организацией России, поскольку другого метода контролировать деятельность ледовых лоцманов.
Проект Положения определяет требования, предъявляемые к ледовому лоцману, осуществляющему ледовую лоцманскую проводку судов в акватории Северного морского пути, предусматривает квалификационные требования, которым должны соответствовать лица на получение допуска ледового лоцмана (п.2 проекта Положения). Кроме того, указанным проектом Положения устанавливается процедура проверки квалификационных требований, и допуска (в форме квалификационного испытания, проводимого в порядке п.4 – п.9 проекта Положения).
Проектом Положения предусмотрена специальная норма, согласно которой, удостоверение о праве ледовой лоцманской проводки выдается федеральным государственным бюджетным учреждением «Администрация Северного морского пути» (далее - ФГБУ «Администрация Севморпути») лицу, успешно прошедшему квалификационные испытания.
В проекте приказа Минтранса (на основании которого указанный проект Положения представлен к утверждению) предполагается, что он вступит в силу с 01 03.2023 г. и, будет действовать до 01.03.2029 г.
В дополнение к вышеуказанному проекту Положения, определяющего правовой статус ледовых лоцманов, в целях его практической реализации Минтрансом России был разработан и представлен к утверждению проект приказа «О внесении изменений в Правила ледовой лоцманской проводки судов в акватории Северного морского пути, утвержденные приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 1 февраля 2022 г. № 25».
В соответствии с указанным проектом приказа Минтранса, утрачивают силу п.3 - 14 «Правил ледовой лоцманской проводки судов в акватории Северного морского пути», при этом п.15 указанных Правил предполагается утвердить в следующей редакции: «Прибывший на судно ледовый лоцман обязан предъявить капитану судна удостоверение о праве ледовой лоцманской проводки судов, выданное федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере морского транспорта, или подведомственной ему организацией».
Указанный приказ Минтранса России вступает в силу с 01.03.2023 г. и действует до 01.09.2028 г.
Бречалов Константин Леонидович
Адвокат, партнер
Адвокатское бюро Санкт-Петербурга «Инмарин»,
16.09.2022