Главная » ИНФОЦЕНТР » Новости права » Параллельный импорт судов
29.04.2022

Параллельный импорт судов

В условиях усиливающегося в отношении России санкционного давления, повлекшего уход с товарных рынков значительной по масштабу номенклатуры продукции, Правительство РФ приняло решение разрешить ввоз в страну востребованных оригинальных товаров иностранного производства без согласия правообладателей, открыв тем самым возможности для реализации политики «параллельного импорта», которая позволит обеспечить заполняемость внутреннего рынка и минимизирует дефицит востребованных зарубежных товаров, изготовление которых в России отсутствует. 

В обоснование принятого решения 29.03.2022 Правительством РФ было издано Постановление № 506 «О товарах (группах товаров), в отношении которых не могут  применяться отдельные положения Гражданского кодекса Российской  Федерации о защите исключительных прав на результаты  интеллектуальной деятельности, выраженные в таких товарах, и  средства индивидуализации, которыми такие товары маркированы». Указанное постановление вступило в силу со дня его официального опубликования, 30.03.2022.

В соответствии с указанным Постановлением Правительства РФ, Министерство промышленности и торговли  Российской Федерации по предложениям федеральных органов  исполнительной власти утверждает перечень товаров (групп товаров),  в отношении которых не применяются положения подпункта 6 статьи 1359  и статьи 1487 Гражданского кодекса Российской Федерации  при условии введения указанных товаров (групп товаров) в оборот  за пределами территории Российской Федерации правообладателями  (патентообладателями), а также с их согласия.

С принятием вышеуказанного Постановления Правительства РФ предполагается, что в отношении товаров из перечня, ввозимых в нашу страну в рамках параллельного импорта, будут осуществляться все необходимые таможенные и контрольные процедуры, а продукция будет подлежать гарантийному обслуживанию. 

«Параллельный импорт» — это ввоз товаров, который происходит параллельно поставкам официальных дистрибуторов или дилеров, расположенных в той или иной стране, и уполномоченных изготовителем (или правообладателем) на реализацию производимой ими продукции, при этом такие товары имеют признаки индивидуализации (например, товарный знак), но ввозятся и продаются без разрешения правообладателя этого товарного знака. Такие товары обладают всеми лицензиями, сертификатами качества производителя, и при ввозе декларируются на таможне. Единственное, что отличает такой товар от официально поставляемого – это как раз отсутствие разрешения производителя или правообладателя. Такие товары не включены в ТРОИС (Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности) и подлежали задержанию при их обнаружении в ходе таможенного контроля.

Долгое время вопрос о законности параллельного импорта в России оставался неразрешенным, в судебной и правоприменительной практике административных органов накопились существенные противоречия. Но в феврале 2018 года Конституционный суд фактически узаконил его с принятием Постановления № 8-П от 13.02.2018 "По делу о проверке конституционности положений пункта 4 статьи 1252, статьи 1487 и пунктов 1, 2 и 4 статьи 1515 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "ПАГ" (дело № А21-7328/2014).  

При этом КС РФ указал, что «иногда обладатель товарного знака может вести себя недобросовестно, злоупотреблять правом и ограничивать ввоз своих товаров на рынок другой страны. Суды должны выявлять это и отказывать правообладателям в исках, если их требования создают угрозу для конституционно значимых ценностей». 

Именно эти обстоятельства, ранее изложенные в указанном Постановлении Конституционного Суда РФ, и получили свое реальное и практическое воплощение с введением в отношении России санкций, нарушивших стабильность товарооборота и создавших угрозу товарного дефицита в стране.

С принятием Постановления № 506 от 29.03.2022, проект которого был представлен Минпромторгом РФ, основания ответственности за параллельный импорт нивелируются. При этом позиция Минпромторга РФ в отношении легализации "параллельного импорта" акцентируется на том, что не отменяется необходимость нанесения цифровой маркировки на эти товары. Продукция, ввозимая в страну, должна отвечать всем требованиям к качеству, соответствовать всем нормативам, обладать необходимой разрешительной документацией.

19.04.2022 был подписан Приказ Минпромторга России от 19 апреля 2022 N 1532  «Об утверждении перечня товаров (групп товаров), в отношении которых не применяются положення подпункта б статьи 1359 и статьи 1487 Гражданского кодекса Российской Федерации при условии введения указанных товаров (групп товаров) в оборот за пределами территории Российской Федерации правообладателями (патентообладателями), а также с их согласия».

Вышеуказанный ведомственный нормативно-правовой акт представляет существенное значение и для транспортной отрасли России, в частности – в сферах как торгового мореплавания, так и внутренних водных коммуникаций. Кроме того, важное значение имеет указанный нормативный документ и  для рыболовной отрасли. Представляет интерес также указанные в Перечне товарные позиции по видам судов, использующихся частными лицами для спорта и отдыха. В число товаров, включенных в указанный Перечень, входят также и отдельные виды судов различного назначения (позиция 89 Перечня – суда, лодки и плавучие конструкции), с указанием следующих товарных позиций ТН ВЭД ЕАЭС:

8901

В данную товарную позицию включаются все плавучие средства для перевозки пассажиров или грузов. В нее включаются, в частности:

(1) Круизные и экскурсионные суда.

(2) Паромы всех видов, включая железнодорожные паромы, автомобильные паромы и небольшие речные паромы.

(3) Танкеры (бензин, метан, вино и т.д.).

(4) Суда рефрижераторные для перевозки мяса, фруктов и т.д.

(5) Грузовые суда всех видов (кроме танкеров и рефрижераторных судов), независимо от того, специализированы они для перевозки определенных грузов или нет. Сюда включаются рудовозы и прочие сухогрузы (для перевозки, например, зерна, угля), контейнеровозы, ролкеры и лихтеровозы.

(6) Баржи различных типов, лихтеры и понтоны - гладкопалубные суда, используемые для перевозки грузов и иногда пассажиров.

(7) Плавучие средства типа глиссеров, на подводных крыльях и на воздушной подушке

8902 00

Суда рыболовные; плавучие базы и прочие суда для переработки и консервирования рыбных продуктов

В частности, в данную товарную позицию включаются все типы рыболовных судов, предназначенных для промышленного морского рыболовства или рыболовства во внутренних водах; включаются траулеры и тунцеловы. В данную товарную позицию также включаются плавучие базы (для консервирования рыбы и т.д.).

8903

Яхты и прочие плавучие средства для отдыха или спорта; гребные лодки и каноэ. В данную товарную позицию включаются все плавучие средства для отдыха или спорта и все гребные лодки и каноэ. В частности, в данную товарную позицию включаются яхты, суда с водометными движителями и прочие парусные суда и моторные лодки.

8904 00

В данную товарную позицию включаются буксиры и суда-толкачи. В данную товарную позицию также включаются "буксиры-толкачи", предназначенные для использования как в качестве толкачей, так и в качестве буксиров.

8905

В данную товарную позицию включаются: плавучие маяки, пожарные суда, земснаряды, плавучие краны и прочие плавучие средства, для которых судоходные качества являются второстепенными по сравнению с их основной функцией; доки плавучие; плавучие или работающие под водой буровые или эксплуатационные платформы

8906

Суда прочие, включая военные корабли и спасательные суда, кроме гребных лодок. В частности, в данную позицию включаются:

  1. Военные корабли всех видов

  2. Суда, обладающие некоторыми признаками военных кораблей, но которые используются государственными органами (полиция, таможня и др.)

  3. Спасательные суда, размещаемые на борту судов, равно как и суда, размещаемые в определенных местах вдоль берега для оказания помощи судам, терпящим бедствие

  4. Научно-исследовательские суда; суда-лаборатории; плавучие метеорологические станции.

  5. Суда для перевозки и установки буев; суда для прокладки подводных кабелей, например, для телесвязи.

  6. Лоцманские катера.

  7. Ледоколы.

  8. Санитарные суда.

  9. Саморазгружающиеся баржи для вывоза донного грунта и т.д.

8907

Плавучие конструкции прочие (например, плоты, плавучие баки, кессоны, дебаркадеры, буи и бакены)

 

Примечательным для вышеприведенной позиции Перечня является то, что в отличие от многих других товарных позиций Перечня, в ней не предусматриваются какие-либо конкретные производители или правообладатели, а номенклатура товаров, указанных в ней, охватывается только классификационными кодами ТН ВЭД ЕАЭС. Это придает универсальный характер для возможности ее практического применения, поскольку в случае ввоза любого из видов товара, включенных в позицию 89 перечня, российский импортер не будет связан какими-либо ограничениями в части, касающейся взаимоотношений с каким-либо производителем или правообладателем товарного знака, которым индивидуализировано судно, приобретенное и ввозимое в РФ.