Главная » ИНФОЦЕНТР » Новости права » Налогообложение транзитных перевозок
28.01.2022

Налогообложение транзитных перевозок

Транспортные компании, перевозящие транзитом через Россию иностранные грузы, вправе рассчитывать на возврат НДС за приобретенные в стране сопутствующие товары и услуги. К такому выводу пришел Верховный Суд в декабре 2021 года, рассматривая жалобу АО «Судоходная компания «Волжское пароходство» (далее – Заявитель) к Инспекции ФНС по Нижегородскому району г. Нижний Новгород (дело № А43-25632/2019).

Суть спора: Обществом с ограниченной ответственностью «В.Ф. Танкер», правопреемником которого является Заявитель как налогоплательщик, с иностранной компанией Nevilford Trading LTD (Великобритания) заключены контракты - танкерные рейсовые чартеры, по условиям которых общество обязалось транспортировать грузы из портов погрузки в Туркменистане, Грузии, Греции в порты выгрузки вне российских территориальных вод, находящиеся в Украине, Туркменистане, Греции, Азербайджане. В ходе транспортировки суда, на которых перевозились иностранные грузы, проходили по территории Российской Федерации с заходом в российские порты г. Астрахань и г. Ростов-на-Дону (таможенные посты), а сами грузы на период следования по территории Российской Федерации помещались под режим таможенного транзита. Перевозимые иностранные товары были помещены под таможенную процедуру таможенного транзита в соответствии с главой 32 Таможенного кодекса Таможенного союза.

В отношении стоимости услуг по перевозке, оказанных за 2 квартал 2017 года на основании указанных танкерных рейсовых чартеров, Заявителем была применена ставка НДС 0 процентов и заявлены налоговые вычеты в сумме 38 236 729 рублей в отношении товаров (работ, услуг), приобретенных на территории Российской Федерации для осуществления вышеуказанных перевозок. Заявитель руководствовался подпунктом 4.2 пункта 1 статьи 148 Налогового кодекса РФ, согласно которому местом реализации работ и услуг признается Россия, если они "непосредственно связаны с перевозкой и транспортировкой" помещенных под процедуру таможенного транзита товаров и оказываются российскими организациями или индивидуальными предпринимателями. Для таких случаев действует нулевая ставка по НДС (подпункт 3 пункта 1 статьи 164 НК РФ).

ФНС в возмещении данного вычета отказал. Суды трех инстанций поддержали позицию налогового органа и отказали в удовлетворении требований Заявителя.

Основанием для отказа в применении налоговых вычетов, возмещения налога и вынесения оспариваемых ненормативных правовых актов, послужил вывод налогового органа о том, что в силу положений статьи 148 Налогового кодекса территория Российской Федерации не является местом реализации услуг, оказанных обществом, в связи с чем в их отношении не может быть применена ставка НДС 0 процентов и заявлены налоговые вычеты. Суды трех инстанций, соглашаясь с выводом налогового органа и отказывая в удовлетворении заявленных обществом требований, руководствовались положениями статей 115 и 117 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (далее - КТМ РФ), статей 146 и 148 Налогового кодекса и исходили из того, что спорные операции не имеют экономической привязки к территории Российской Федерации и нейтральны для ее экономического пространства; страной назначения (потребления) услуг по перевозке явилось иностранное государство (Великобритания), в связи с чем спорные услуги не могут считаться оказанными на территории Российской Федерации.

Верховный Суд отменил акты нижестоящих судов и удовлетворил заявление налогоплательщика, признав решение налогового органа незаконным.

В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 3 Налогового кодекса законодательство о налогах и сборах исходит из всеобщности и равенства налогообложения, необходимости взимания налогов в соответствии с их экономическим основанием.

Заход судов в российские порты был обусловлен не только необходимостью прохождения надзорных процедур (в том числе таможенных), но и технологической необходимостью бесперебойного снабжения судов товарами, работами и услугами, необходимыми для их функционирования во время движения по российским водным путям. Основными приобретенными товарами являлись судовое топливо, мазут и судовое масло. В процессе приобретения на территории России товаров, работ и услуг, необходимых для обеспечения деятельности судов, обществом был уплачен «входящий» НДС, выставленный российскими продавцами (исполнителями) и заявлен к вычету при исчислении НДС за 2 квартал 2017 года.

Поскольку заказчиками перевозки (транспортировки) грузов, следующих транзитом, как правило, являются иностранные лица (поставщики или покупатели грузов, экспедиторы или перевозчики, привлекающие российских исполнителей для осуществления отдельных этапов перемещения грузов), для российских исполнителей рассматриваемые услуги (работы) являются экспортируемыми, а переложение бремени фактической уплаты налога на конечного потребителя услуг (работ) - оказывается невозможным.

Данный факт является основанием установления законодателем для данного вида услуг (работ) правила о применении ставки НДС 0 процентов и позволяет налогоплательщику заявлять к вычету суммы НДС, предъявленные его контрагентами при приобретении товаров (работ, услуг), необходимых для осуществления транзитной перевозки (транспортировки). Следовательно, выводы судов о том, что спорные операции не имеют экономической привязки к территории Российской Федерации, нейтральны для ее экономического пространства и не формируют облагаемые НДС операции, являются ошибочными.

Следует отметить, что это весьма редкий случай на практике, когда Суд встает на сторону налогоплательщика. В данном деле Верховный Суд определил искажение толкования подп. 4.2 п. 1 ст. 148 Налогового Кодекса, примененного налоговым органом и нижестоящими судами, которые в свою очередь ограничили распространение данной нормы лишь на сопутствующие услуги, оказываемые перевозчику, например, сопровождение груза, обеспечение безопасного прохождения судна, техническое обслуживание и т.д.

Такое толкование противоречит целевому назначению данных норм, призванных обеспечить налогообложение экспортируемых услуг (работ) в соответствии с принципом страны назначения, создать дополнительные экономические стимулы для организации международного транзита грузов через территорию РФ, в том числе международного транзита пролегающих через Россию водных путей.

Сама норма, закрепленная в подп. 4.2 п. 1 ст. 148 Налогового Кодекса, содержит обобщенный термин - «услуги, непосредственно связанные с транспортировкой и перевозкой товаров», тем самым регулируя вопрос налогообложения как самой перевозки (транспортировки), так и вспомогательных услуг, оказанных российскими налогоплательщиками в пользу иностранных заказчиков.

Пресс-служба Адвокатского бюро Санкт-Петербурга «Инмарин», 2022.