Главная » ИНФОЦЕНТР » Новости » Обзор наиболее значимых правовых событий в сфере деятельности морского и внутреннего водного транспорта
14.01.2022

Обзор наиболее значимых правовых событий в сфере деятельности морского и внутреннего водного транспорта

 

Укрепление позиций Российского флага обеспечит рост отрасли

 

I. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

 

1.1. Судоходство (перевозки, иные виды деятельности; навигационные правила)

 

Северный Морской путь (СМП)

Реализация государственных программ по стратегии освоения и развития арктических территорий РФ, естественные природные процессы, происходящие в арктической зоне, а также, произошедший в марте 2021 года казус с судном EVER GIVEN, которое на длительное время заблокировало судоходство в Суэцком канале, тем самым, повлияв на планирование логистических цепочек в глобальном масштабе - во многом определили перспективность СМП как важнейшей артерии международного товарообмена. В этом отношении значение СМП потребовало дополнительного нормативного регулирования.

Федеральным законом от 20.04.2021 N 94-ФЗ в ст.5.1 КТМ РФ был дополнительно введен пункт 6, предусматривающий нормы о долгосрочных договорах возмездного оказания услуг по проводке судна и иных услуг при их оказании исполнителем на систематической основе.

В целях практической реализации положений ст.5.1 КТМ РФ, с ноября 2021 находятся на доработке и утверждении (взамен действующих) проекты новых подзаконных актов, регламентирующих отдельные вопросы судоходства на СМП:

  • Приказ Минтранса России "Об утверждении Правил проводки судов по маршрутам в акватории Северного морского пути" (ID проекта 02/08/10-21/00121696)
  • Приказ Минтранса России "Об утверждении Правил ледокольной проводки судов в акватории Северного морского пути" (ID проекта 02/08/10-21/00121694)
  • Приказ Минтранса России "Об утверждении Правил ледовой лоцманской проводки судов в акватории Северного морского пути" (ID проекта 02/08/10-21/00121695)

 

Буксировка

Подготовлен Минтрансом России Проект Приказа "Об утверждении Правил буксировки", который в настоящее время находится на этапе согласования и оценки (ID проекта 02/08/09-21/00120672).

Разрабатываемые Правила определяют порядок осуществления буксировки судна или иного плавучего объекта на определенное расстояние (морская буксировка) либо для выполнения маневров на акватории порта, в том числе для ввода судна или иного плавучего объекта в порт либо вывода их из порта (портовая буксировка).

 

1.2. Флот (судостроение, эксплуатация и обеспечение; регистрация и классификация)

 

Судостроение 

В соответствии с Федеральным законом от 26.05.2021 N 142-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации" (Текст правового акта в ИПС «Законодательство России» • Официальный интернет-портал правовой информации (pravo.gov.ru)), Правительство РФ получило полномочия определять виды работ, осуществление которых возможно только с использованием судов, построенных в РФ. 

Законопроект был разработан во исполнение поручения Президента РФ об увеличении доли коммерческого флота под российским флагом, которое предполагает поддержку отечественных судостроительных предприятий путем размещения судостроительных заказов на российских верфях, с использованием программ лизинга строительства судов, предоставления субсидий по кредитам и лизинговым платежам, судовой утилизационный гранд.

Законом предусмотрен механизм, предоставляющий Правительству Российской Федерации право определять отдельные виды работ, осуществление которых возможно исключительно с использованием судов, построенных на территории Российской Федерации. К этим видам работ могут относиться только работы, указанные в пунктах 1 и 3 статьи 4 КТМ РФ, такие как: перевозка грузов и пассажиров, разведка и разработка минеральных ресурсов морского дна и его недр, морские перевозки и хранение углеводородов, добытых на территории Российской Федерации или на территории, находящейся под юрисдикцией Российской Федерации, и другие виды работ.

 

Обслуживание флота

14.04.2021 в Государственную Думу РФ был представлен и зарегистрирован  законопроект №  1150608-7 о техническом менеджменте судов.

Как указывается в пояснительной записке к законопроекту, КТМ РФ не предусматривает возможность отдельного технического менеджмента для судов под российским флагом, что приводит к расхождению между нормами КТМ РФ и нормами Международного договора (Конвенция СОЛАС-74) и ставит российских судовладельцев в неравное положение с иностранными судовладельцами.

В сложившейся международной практике технический менеджер осуществляет выполнение работ по содержанию судна в мореходном состоянии силами экипажа судна и сторонних сервисных организаций, прохождение докового и текущего ремонта судна, классификацию и освидетельствование судна, мероприятия по обеспечению транспортной безопасности судна и др. Международными общественными институтами судовладельцев разработан типовой договор технического управления судами (Shipman), который широко используется при передаче функций технического управления судовладельцем техническому менеджеру.

Законопроектом предлагается понятие технического менеджмента судов ввести в российское законодательство через КТМ РФ для морских судов и через КВВТ РФ для судов внутреннего водного плавания в отношении всего спектра функций технического менеджмента судов. 

09.12.2021 законопроект предложен к рассмотрению в первом чтении (паспорт законопроекта: №1150608-7 Законопроект: Система обеспечения законодательной деятельности (duma.gov.ru)).

 

Утилизация судов

Президент РФ Владимир Путин подписал закон о ратификации Найробийской международной конвенции 2007 года об удалении затонувших судов. Конвенции применяются к судам, затонувшим в исключительной экономической зоне государства, при этом государство-участник может распространить применение Конвенции на суда, затонувшие в пределах его территории, включая территориальное море (п. 2 ст. 3), что было сделано Российской Федерацией.

Существенным положением Конвенции является безусловная обязанность договаривающихся государств требовать страхования ответственности не только от собственников судов, плавающих под флагом этих государств, но и от всех прочих судов, заходящих в порты или на рейды этих государств (п.1 ст. 12). Таким образом вводится механизм обеспечения подъема затонувших судов их собственниками, а при неосуществлении такого подъема - администрациями морских портов или органами исполнительной власти субъектов РФ, к побережью которых ближе всего расположено затонувшее имущество.

1.3. Порты (инфраструктура, услуги и правила деятельности)

 

Перевалка грузов

14.10.2021 на пленарном заседании Государственной Думы РФ рассмотрен и принят в первом чтении проект Федерального закона N 1193668-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (об осуществлении погрузочно-разгрузочной деятельности с судна на судно; №1193668-7 Законопроект: Система обеспечения законодательной деятельности (duma.gov.ru))", представленный Правительством РФ в июне 2021 г. 

Вопрос о рейдовой перевалке грузов прорабатывался длительное время, его история длится с 2017 г., когда Минтрансом России был представлен первый вариант законопроекта (ID проекта 02/04/12-17/00076567), в последующем доработанный (ID проекта 04/13/12-20/00111974).

Необходимость в принятии указанного законопроекта связана с тем, что по настоящее время действующим законодательством не урегулированы отношения, возникающие при осуществлении грузовых операций с судна на судно грузов во внутренних морских водах, в территориальном море и исключительной экономической зоне Российской Федерации за границами акваторий морских портов. Кроме того, получила широкое распространение практика нерегулируемой погрузочно-разгрузочной деятельности с судна на судно загрязняющих веществ за пределами акваторий морских портов, что создает угрозу аварийных ситуаций, а также загрязнения окружающей среды.

Ко второму чтению предполагается рассмотреть вопрос о введении нового вида портового сбора. Речь идет о рейдовом сборе, который обеспечивал бы покрытие расходов в целях аварийно-спасательной готовности по устранению последствий возможных аварий и негативного воздействия их последствий.

Перечень таких портов и перечень веществ, которые можно будет перегружать, утвердит Правительство РФ (.Минтранс РФ предложил ввести новый портовый сбор - Логистика - TKS.RU).

Вступление в силу указанного Федерального закона предусматривается с 1 марта 2022 года.

Принятие указанного законопроекта является одним из шагов реализации ESG-стратегии в логистике, концепция которой представлена в проекте Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части стимулирования экологически чистых технологии в области торгового мореплавания и судоходства" (подготовлен Минпромторгом России, ID проекта 01/05/03-21/00114322).

Кроме того, в целях законодательного регулирования ответственности за нарушения положений, предусматриваемых проектом Федерального закона N 1193668-7, Государственной Думой также был рассмотрен законопроект № 1246341-7  “О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях”, разработанный в целях установления административной ответственности за нарушение правил осуществления погрузочно-разгрузочных операций с судна на судно в отношении загрязняющих веществ во внутренних морских водах и территориальном море Российской Федерации, а также в исключительной экономической зоне Российской Федерации (представлен Правительством РФ 07.09.2021). Ранее проект указанных изменений в КоАП РФ был подготовлен Минтрансом России (ID проекта 02/04/12-17/00076538). 

Проектом указанного Федерального закона предусматривается дополнение Главы 11 КоАП РФ статьей 11.11.1. “Нарушение правил осуществления погрузочно-разгрузочных операций с судна на судно в отношении загрязняющих веществ во внутренних морских водах, в территориальном море и в исключительной экономической зоне Российской Федерации”. Обращает на себя внимание размер санкций за совершение административных правонарушений, предусмотренных данной статьей, при этом максимальный размер административного штрафа, предусмотренный частью первой, установлен в размере 10 миллионов рублей (для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц).   

Рассмотрение законопроекта состоялось в первом чтении в ноябре 2021 г., 15.12.2021 он был принят в первом чтении с установлением срока поправок до 13.01.2022 (№1246341-7 Законопроект :: Система обеспечения законодательной деятельности (duma.gov.ru)) , 

 

1.4. Административное регулирование (лицензирование; пограничные и таможенные правила; налогообложение)

 

Лицензирование

В 2021 г. претерпели существенные изменения правила института лицензирования, в том числе, в сфере морского и водного транспорта, и иных сфер деятельности, связанных с ними. 

Федеральный закон от 11.06.2021 г. № 170-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (вступает в силу с 01.07.2021 г., за исключением отдельных норм, для которых предусмотрены иные сроки) вносит изменения в порядок лицензирования, включая проведение оценки соответствия лицензионным требованиям и лицензионного контроля (по видам деятельности), которые предусматриваются в соответствующих положениях о лицензировании, утверждаемых Правительством РФ (ст.97 Федерального закона от 11.06.2021 г. № 170-ФЗ). Подпунктом “в” п.8 ст.97 Федерального закона № 170-ФЗ от 11.06.2021 в качестве субъектов лицензирования предусмотрены также иностранные юридические лица. 

Значительная часть изменений в Закон о лицензировании № 99-ФЗ вступает в силу с 01.03.2022 (ч.4 ст.138 Фед.закона № 170-ФЗ).

В целях ведомственного нормативного регулирования, и практической реализации указанных изменений, были разработаны и утверждены новые положения о лицензировании отдельных видов деятельности на морском и внутреннем водном транспорте.  

Так, ранее действовавшее Положение о лицензировании деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом пассажиров (утверждено Постановлением Правительства РФ от 04.12.2020 № 2027), утратило силу, и прекратило свое действие с 01.07.2021.

Взамен вышеуказанного нормативного документа Постановлением Правительства РФ от 30.11.2021 № 2111 было утверждено “Положение о лицензировании деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом пассажиров”. Этим же Постановлением Правительства РФ было также утверждено “Положение о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах" (Постановление Правительства Российской Федерации от 30.11.2021 № 2111 ∙ Официальное опубликование правовых актов ∙ Официальный интернет-портал правовой информации (pravo.gov.ru))

Вышеуказанное Постановление вступает в силу с 01.03.2022 г. и действует до 01.03.2028 г.

Кроме того, Постановлением Правительства РФ от 21.07.2021 № 1243 были утверждены:

"Положение о лицензировании деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом опасных грузов" и "Положение о лицензировании деятельности по осуществлению буксировок морским транспортом (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)" Постановление Правительства Российской Федерации от 21.07.2021 № 1243 ∙ Официальное опубликование правовых актов ∙ Официальный интернет-портал правовой информации (pravo.gov.ru)

Вышеуказанное Постановление вступает в силу с 01.03.2022 г. и действует до 01.03.2028 г.

 

Регулирование трансграничного судоходства

С 27 апреля 2021 изменились условия прохождения процедур пограничного и таможенного контроля для российских ледоколов, осуществляющих торговое мореплавание. 

Изменения внесены в принятое ранее Постановление Правительства РФ от 28.03.2019 N 341 "Об особенностях пересечения российскими и иностранными судами государственной границы Российской Федерации на море", которым предусматривались случаи, когда корабли могут пересекать границу без пограничных и таможенных проверок.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 15.04.2021 N 600 "О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 28 марта 2019 г. N 341" (Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2021 № 600 ∙ Официальное опубликование правовых актов ∙ Официальный интернет-портал правовой информации (pravo.gov.ru)), подпункт "а" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 28 марта 2019 г. N 341 был дополнен отдельным абзацем, в соответствии с которым, убытие российских ледоколов из российских портов, расположенных в Арктической зоне Российской Федерации, в целях торгового мореплавания в Северном Ледовитом океане и входящих в него морях с последующим прибытием в российские порты, расположенные в Арктической зоне Российской Федерации, дает возможность неоднократно пересекать государственную границу Российской Федерации на море без прохождения пограничного, таможенного (в части совершения таможенных операций, связанных с прибытием (убытием) судов) и иных видов контроля.

 

II. СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

 

2.1. Правовые позиции высших судов

В июне 2021 г. Пленум Верховного Суда РФ внес существенную определенность по практическим вопросам применения института досудебного урегулирования споров. Разъяснения, изложенные в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 N 18 "О некоторых вопросах досудебного урегулирования споров, рассматриваемых в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства", носят фундаментальный характер, отражая в комплексе широкий диапазон практических вопросов, возникающих в правоприменительной деятельности, связанной с досудебным урегулированием споров, поскольку раскрывают как общие так и отдельные, специфические процессуальные аспекты. Коснулись они и транспортной сферы, включая деятельность морского и внутреннего водного транспорта, экспедиторов и стивидоров (п.3 Постановления Пленума ВС РФ).

2.2. Дела года

Заслуживают внимания следующие судебные дела, которые раскрыли отдельные вопросы установления и правовой квалификации обстоятельств, с которыми связано возникновение спора, а также, доказывания и выработки подходов к разрешению дел, относящихся к категории транспортных споров.

 

Дело N А21-4281/2018

Предмет спора: о возмещении ущерба, причиненного Каспийскому морю как объекту охраны окружающей среды.

Обстоятельства: В ходе осмотра акватории Каспийского моря выявлено севшее на мель судно (баржа), переданное во фрахт обществу, при этом произведенный отбор проб воды рядом с баржей показал превышение концентрации железа в воде.

Определением Верховного Суда РФ от 29.04.2021 N 307-ЭС21-1344 дело было передано для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ, так как заслуживал внимания довод заявителя о том, что за один день нахождения баржи в море (с момента ее утери и до расторжения Договора) судами взыскана вся сумма убытков только с фрахтователя. Однако после посадки на мель баржи ей продолжал распоряжаться собственник, принимая решение об исключении баржи из Государственного судового реестра и оставляя баржу на мели.

Определением Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 03.06.2021 N 307-ЭС21-1344 дело было направлено на новое рассмотрение, поскольку судами неверно установлен механизм причинения вреда водному объекту после прекращения правоотношений по фрахту, не дана оценка обстоятельствам удаленности места взятия отбора проб от места посадки судна на мель, не установлено, производилась ли выплата страхового возмещения собственнику баржи.

 

Дело N А40-328885/2019

Предмет спора: О признании незаконным одностороннего отказа от исполнения договора возмездного оказания услуг 

Обстоятельства: Обществом "ОТЭКО-Портсервис" предъявлен иск к компании "КАПРОБЕН" ХАНДЕЛЬС АГ" (KAPROBEN HANDELS AG (Швейцария) о признании незаконным одностороннего отказа от исполнения договора по перевалке грузов, заключенного на условиях “take or pay”. Истец ссылается на то, что договором и действующим законодательством не предусмотрен односторонний отказ от исполнения договора.

Определением Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 20.08.2021 N 305-ЭС21-10216 в удовлетворении требования отказано, поскольку Ответчик правомерно реализовал право на немотивированный односторонний отказ от исполнения договора, предоставленное ему гражданским законодательством, действуя добросовестно и разумно, в пределах, установленных законом. Более того, ни закон, ни договор не могут понудить заказчика по договору вопреки его воле получать услуги, оказываемые исполнителем.

 

Дело N  А33-6077/2021

Предмет спора: о взыскании убытков

Обстоятельства: ООО "Нева-Транспорт-Трейдинг" обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к АО "Хатангский морской торговый порт" о взыскании 5 563 029 031,23 руб. убытков.

27.12.2017 судно «Никифор Бегичев» вышло из Усть-Луга в порт Синган (Китай) с грузом (ракеты С-400), отправителем которого являлось АО «Рособоронэкспорт», и оно же являлось фрахтователем по договору морской перевозки груза. Груз был застрахован ООО СК “Независимая страховая группа”. Оператором судна был Хатангский морской торговый порт, но на период выполнения перевозки судно было зафрахтовано сторонней организацией. 

Во время плавания судно попало в шторм, в результате чего груз был смещен и поврежден. Судно вернулось в порт назначения, где были зафиксированы повреждения и оформлены необходимые документы.

Истец считает, что Ответчик как судовладелец, должен отвечать за причинение ущерба, который понесло ООО «Нева-Транспорт-Трейдинг». Это сумма, которую в качестве страхового возмещения с ООО «Нева-Транспорт-Трейдинг» взыскала Страховая компания (дело № А40-318943/2018). В свою очередь, ООО «Нева-Транспорт-Трейдинг» было подрядчиком АО «Рособоронэкспорт», который должен был выполнить работы по перевалке, погрузке и подготовке груза к перевозке. Судом по делу А40-318943/2018 было установлено, что груз сместился по вине ООО «Нева-Транспорт-Трейдинг».

ООО «Нева-Транспорт-Трейдинг» попыталась взыскать сумму с Порта, однако, исследовав обстоятельства дела, принимая также во внимание обстоятельства, установленные по делу № А40-318943/2018 (А40-318943/2018 (arbitr.ru)), суд первой инстанции пришел к выводу, что Истцом не доказана деликтная ответственность Ответчика, и отказал в удовлетворении иска.

Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 26.10.2021 решение Арбитражного суда Красноярского края от 05.07.2021 было оставлено в силе.

При этом ранее, в январе 2021 в Арбитражный суд Красноярского края поступили два иска к АО «Хатангский морской торговый порт», связанных с вышеизложенными обстоятельствами. 

В рамках дела № А33-226/2021 ООО СК «Независимая страховая группа» требовало от Порта 5 619 275 779, 67 рублей (А33-226/2021 (arbitr.ru)).  Решением Арбитражного суда Красноярского края от 05.07.2021 в удовлетворении иска было отказано, Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 14.10.2021 решение суда первой инстанции было оставлено без изменения. 

Исковые требования ООО «Нева-Транспорт-Трейдинг» по делу № А33-229/2021 составили 5 563 029 031,23 руб., однако исковое заявление было оставлено без движения, а затем возвращено.

Рассмотрение дел № А40-318943/2018 и № А33-226/2021 проходило в закрытом режиме, и их подробности недоступны

 

Дело N А43-2002/2021

Предмет спора: о признании незаконными актов по расследованию Транспортного происшествия.

Обстоятельства: AО «Волга-Флот» обратилось в суд с заявлением об отмене актов по транспортному происшествию, изданных Волжским УГМРН Ространснадзора в связи с ударом ББС  «ОТ 2420» о танкер «Балт Флот 11» по мотивам неполноты проведенного расследования и необоснованного исключения из состава участников судоводителей танкера.

Решением арбитражного суда Нижегородской области требования удовлетворены, суд констатировал неполное и противоречивое исследования обстоятельств аварии уполномоченным органом, а также признаки неправомерного исключения судоводителей танкера из состава участников, обязав Ространснадзор провести повторное расследование и устранить нарушения.

Решением арбитражного суда апелляционной инстанции решение суда первой инстанции отменено со ссылкой на несоблюдение заявителем требований главы 26 АПК РФ, недоказанностью наличия нарушений законодательства при проведении расследования, а главное наличия негативных имущественных последствий для заявителя в связи с принятыми актами расследования происшествия.

Принятое судом апелляционной инстанции абсолютно обосновано отмечает, что расследование транспортных происшествий не имеет своей целью распределение вины или установление юридической ответственности участников, поскольку это является предметом административного, гражданского или уголовного производства. Такие же доводы приводились и при рассмотрении аналогичного дела А56-102256/2018 Верховным Судом Российской Федерации, обзор которого проводился порталом Право.ру.