Главная » ИНФОЦЕНТР » Новости права » Возмещение убытков по утрате груза
19.11.2021

Возмещение убытков по утрате груза

В настоящей статье приводится обзор дела № А05-3827/2021, по содержанию  постановления Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2021 года.

Стороны дела:

ПАО СК «Росгосстрах» и АО «Северное речное пароходство»

Предмет спора:

Взыскание 17 455 698 руб. страхового возмещения в порядке суброгации, выплаченного в результате утраты свай, перевозимых на люковой крышке трюма № 2 теплохода «Арктика-1», при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, акционерного общества «Межрегионтрубопроводстрой» (далее – АО «МРТС»), страхового публичного акционерного общества «Ингосстрах».  

Суть дела:

Между ПАО СК «Росгосстрах» и АО «МРТС» заключен договор страхования, в соответствии с которым истец обязался за обусловленную плату при наступлении событий (страховых случаев), предусмотренных договором страхования, возместить Страхователю либо назначенному им лицу (Выгодоприобретателю) причиненные вследствие этих событий убытки в застрахованном грузе (выплатить страховое возмещение) в пределах. установленных договором страхования сумм. Объектом страхования являются грузы: свайная продукция – новые грузы, строительная техника.

В период действия договора при перевозке свайной продукции на теплоходе «Арктика - 1», в результате резкого ухудшения погодных условий в районе Баренцева моря произошло опрокидывание восьми свай-оболочек за борт судна и их утрата. Перевозку утраченного груза осуществляло АО «Северное речное пароходство» на основании договора морской перевозки грузов.

Истец признал вышеуказанное событие страховым случаем по договору страхования и выплатил страхователю страховое возмещение в размере 17 455 698,28 руб. и впоследствии обратился к перевозчику с претензией как лицу, виновному, по его мнению, в причинении ущерба в порядке суброгации на основании п. 6.2.1, 6.2.2 договора перевозки, п. 1. ст. 166 КТМ РФ. Суды первой и апелляционной инстанции признали требования необоснованными и отказали в удовлетворении иска.

Правовая оценка:

В соответствии с п. 1 пп. 2 ст. 166 Кодекса Торгового Мореплавания РФ перевозчик не несет ответственность за утрату груза, если докажет, что утрата произошла вследствие опасностей или случайностей на море и в других судоходных водах. Договором морской перевозки грузов было предусмотрено право перевозчика на внесение в коносамент оговорки о палубном грузе. Коносамент, оформленный в отношении утраченного впоследствии груза, также содержал оговорку о палубном грузе, согласно которой палубный груз был погружен на палубу судна на риск и ответственность грузоотправителя.

 

Оговорка о палубном грузе предусматривает возложение рисков, связанных с перевозкой груза на палубе, на грузоотправителя. Соответственно, требование, направленное на возложение ответственности за палубный груз на перевозчика, является необоснованным и противоречит условиям договорного обязательства между перевозчиком и грузоотправителем.

Таким образом, при наличии оговорки в Коносаменте «палубный груз на рисках и ответственности фрахтователя/отправителя», а также учитывая, что фактической причиной утраты груза явился внезапный удар волны, по силе превышающей прогнозируемые погодные условия, суды указали на отсутствие правовых оснований для возложения ответственности на перевозчика.

Похожее дело (№ А40-46182/17) о взыскании убытков в размере 86 700 000 рублей было также рассмотрено 9ААС в 2019 году. Сторонами по делу выступали вновь АО «МРТС» и АО «Беломортранс».  Иск был подан после того, как с судна "Валерий Васильев" сорвалось и утонуло 42 сваи и 6 шпунтов, повреждено 13 свайных элементов. Суд решил, что вины перевозчика не было. Сюрвейер НМКС выяснил, что подготовленный ЗАО "Морское грузовое бюро" проект крепления груза выполнен "с грубыми нарушениями правил", без расчета ветровой нагрузки, а количество тросов, которые требовалось использовать, "в несколько раз превышает указания МГБ".

Пресс-служба Адвокатского бюро Санкт-Петербурга «Инмарин», 2021.