Главная » ИНФОЦЕНТР » Публикации » Развитие приграничного судоходства между Россией и Финляндией
17.09.2021

Развитие приграничного судоходства между Россией и Финляндией

До пандемии Covid-19 границу между Россией и Финляндией пересекали в среднем более 3 млн россиян в год и более 1,2 млн граждан Финляндии и других государств. При этом приграничное сообщение по морю и внутренним водным путям между РФ и Финляндией обеспечивало ежегодный пассажиропоток около 120 тысяч человек (2,5-3% от всего пассажиропотока). Замещение хотя бы части приграничных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на водный может обеспечить кратный рост объема перевозок в рамка регулярных пассажирских рейсов и круизных маршрутов.

С финской и российской стороны операторами портовой инфраструктуры инициированы и прорабатываются несколько новых перспективных маршрутов, связывающих Ладогу с озером Сайма через Неву, Финский залив и Сайменский канал, Котку с Выборгом и Санкт-Петербургом по морю. По предварительным маркетинговым оценкам (ООО «ИПП», 2021 г.) новые маршруты могут иметь пассажиропоток, превышающий 90 тыс. пассажиров в год. При этом 2/3 потока могут обеспечить российские туристы, что позволит загружать суда российских судоходных компаний и обеспечить им новый емкий рынок сбыта услуг в составе международного турпродукта.

rossiya---finlyandiya.jpg

Учитывая такой потенциал развития перевозок судостроительными компаниями России ведутся концептуальные предпроектные работы по созданию новых пассажирских судов класса река-море для приграничных маршрутов с целью их дальнейшего серийного производства.

Для запуска и реализации указанных судоходных и судостроительных проектов требуется формализации существующих проблем нормативно-правового характера по регулированию судоходства и скоординированных действий в области права и экономики по их разрешению.

В настоящее время взаимоотношения между РФ и Финляндией в данной сфере регулируются «Соглашением между Правительством СССР и Правительством Финляндской Республики о морском судоходстве» (Заключено в г. Москве 03.04.1974). Соглашение вступило в силу 15.02.1975[1]. Указанное Соглашение  предусматривает положения о равных коммерческих условиях в морских перевозках между портами государств, являющихся Договаривающимися Сторонами, а также портами третьих стран.

Вместе с тем, “Соглашением между Правительством СССР и Правительством Финляндской Республики о морском судоходстве" не предусмотрены случаи, при которых было бы возможным плавание судов под флагом Финляндской Республики по внутренним водным путям Российской Федерации (р. Нева, Онежское озеро, Ладожское озеро), включая осуществление каботажа из морского порта во внутренние водные пути. В равной степени, указанным Соглашением не предполагается следование по внутренним водным путям для судов под флагом России.

Таким образом, в части вопроса, связанного с порядком и условиями плавания судов под иностранным флагом по внутренним водным путям (далее также - ВВП РФ) необходимо отметить следующее.

В настоящее время в России абсолютно обоснованно и правомерно действует приоритетно разрешительный порядок следования судов под иностранным по внутренним водным путям РФ.

В уведомительном порядке (информирование капитаном пограничных органов о маршруте и портах захода на ВВП РФ) плавание по ВВП РФ доступно только для спортивных парусных и прогулочных судов  под иностранными флагами в соответствии с “Правилами плавания по внутренним водным путям Российской Федерации спортивных парусных судов и прогулочных судов под флагами иностранных государств", утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.05.2012 № 472; далее - Правила), однако из буквального толкования содержания статьи 3 КВВТ РФ и статьи 7 КТМ РФ следует, что указанные типы судов относятся к некоммерческим.  Принимая во внимание вышеизложенное и учитывая фактические обстоятельства, относящиеся к практическим аспектам данного пункта повестки Совместного заседания, полагаем, что вышеуказанный нормативно-правовой акт не применим к  рассматриваемому вопросу.

Плавание по ВВП РФ для торговых судов (включая суда, осуществляющие круизные перевозки пассажиров) доступно в разрешительном порядке, предусмотренном Постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. N 85 "Об утверждении Положения о получении разрешения на право плавания судов под флагом иностранного государства по внутренним водным путям Российской Федерации".

Основанием для разрешения на право плавания иных видов судов под флагом иностранного государства по внутренним водным путям Российской Федерации является распоряжение Правительства Российской Федерации, изданное по результатам межведомственного согласования, инициированного Минтрансом РФ, на уровне федеральных органов исполнительной власти, в порядке, предусмотренном указанным вышеуказанным Положением (п.6-п.7 Положения).

Согласование осуществляется на основании обращения компетентного органа иностранного государства, направленного в Минтранс России, в срок не менее чем за 60 календарных дней до срока планируемого прохода судна под флагом иностранного государства (п.3-п.4 Положения).

rossiya---finlyandiya-1.jpg

Срок согласования федеральными органами исполнительной власти проектов распоряжений Правительства РФ, подготовленных Минтрансом РФ по указанным обращениям - не более 10 календарных дней со дня их поступления на рассмотрение (п.7 Положения).

При этом, сроки рассмотрения самого обращения, подготовки проекта распоряжения и направления на согласование в иные ведомства, Положением не регламентированы.

Практика применения вышеуказанного Положения крайне ограничена и может быть представлена проектом электроснабжения острова Байонный Валаамского архипелага на Ладожского озере, в рамках которого распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.05.2013 № 871-р право плавания по ВВП РФ было предоставлено судам   TELEPAATTI и  AVALON[2].

В любом случае, инициатором вышеуказанного обращения для получения разрешения на проход судна под флагом Финляндии, должен являться государственный орган Республики Финляндия, в компетенцию которого входит управление в сфере транспорта.

Дополнительно следует отметить, что упрощенный порядок плавания по ВВП судам под иностранным флагом предусмотрен "Соглашением о судоходстве" (заключено в Алма-Аты 01.02.2019). Указанное Соглашение было заключено в целях реализации Протокола о скоординированной (согласованной) транспортной политике (приложение N 24 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года), и регулирует порядок плавания судов по внутренним водным путям государств-членов Союза.

rossiya---finlyandiya-3.jpg

Согласно п.16 Протокола, суда под флагом государства-члена имеют право осуществлять перевозку грузов, пассажиров и их багажа, буксировку между государством флага судна и другим государством-членом на смежных внутренних водных путях, транзитный проход по внутренним водным путям другого государства-члена, за исключением перевозки и буксировки между портами и перевозок в (из) портов другого государства-члена и третьими странами, в соответствии с международным договором государств-членов о судоходстве, заключенном государствами-членами для исполнения настоящего Протокола.

По настоящее время вышеупомянутые “Соглашение о судоходстве” в силу не вступило, однако его наличие может быть принято во внимание в качестве модельного аналога для развития приграничного сотрудничества между Российской Федерацией и Финляндской Республикой, при этом  принципиальным условием такого развития должен оставаться принцип взаимности  - обеспечения равного доступа судов приграничных государств к внутренним водным путям друг друга.



[1] Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XXXI.- М., 1977. С. 480 - 484.

[2] https://rubezh-rs.ru/#objects