Главная » ИНФОЦЕНТР » Новости права » О толковании понятия «хорошее внешнее состояние» при морской перевозке грузов
05.02.2021

О толковании понятия «хорошее внешнее состояние» при морской перевозке грузов

Формулировка о том, что груз по коносаменту передается в «хорошем внешнем состоянии» (apparent good order and condition) является стандартной при морских перевозках. Однако кто именно должен определять такое состояние грузов, особенно с учетом, что грузоотправитель знает о содержании контейнеров и тары гораздо больше, чем перевозчик?

Суд дал однозначный ответ в деле Noble Chartering v Priminds Shipping [2021] EWCA Civ 87, где к перевозке с выданном коносаментом применялись нормы английского права. Вне зависимости от того, что грузоотправитель может иметь больше сведений о состоянии груза, ответственность за его принятие с «хорошим внешним состоянием» несет перевозчик.

Суд указал, что «хорошее внешнее состояние» — это то состояние, которое можно установить при поверхностном осмотре. В рассматриваемом деле груз с подмочкой передавался перевозчику так, что при осмотре невозможно было установить порчу как перевозчику, так и отправителю. Теоретическая возможность того, что отправитель знал о подмочке, судом принята не была, - если груз выглядит надлежаще, то презюмировать факт дезинформации со стороны отправителя нельзя.

Предположительно, бремя ответственности может быть перенесено на грузоотправителя по схожим делам в случае, если получится доказать, что отправитель преднамеренно передал испорченный груз, потребовав выставить при этом «чистый» коносамент, но данный вопрос в рассмотренном деле детально не затрагивался.

Исходя из изложенного, перевозчикам рекомендуется уделять особое внимание осмотру грузов, передаваемых им по «чистым» коносаментам, так как именно перевозчик несет ответственность за оценку состояния груза перед его принятием и проставлением отметок в перевозочных документах.

 

Старший партнер Жданова Виктория Дмитриевна

© Адвокатское бюро Санкт-Петербурга «Инмарин», 2021