Главная » ИНФОЦЕНТР » Новости права » О рисках экспедитора при выдаче сквозных экспедиторских коносаментов
03.09.2020

О рисках экспедитора при выдаче сквозных экспедиторских коносаментов

Австралийское дело Australia Capital Financial Management Pty Ltd v Freight Solutions (Vic) Pty Limited [2017] NSWDC 279, которое может использоваться в качестве поучительного прецедента, раскрывает проблематику популярной в последние годы практики выдачи экспедиторами house bills of lading, то есть сквозных коносаментов от своего имени.

Экспедиторские коносаменты порождают целый ряд дополнительных обязанностей экспедитора в отношении груза и лиц, получивших такие коносаменты. Таким образом, при получении от клиента запроса на выдачу сквозного коносамента, экспедитору рекомендуется убедиться, что такая выдача обоснована, а документы будут использоваться в законных целях. В противном случае экспедитор может быть привлечен к ответственности за возмещение убытков, причиненных выдачей такого документа.

В рассмотренном деле, экспедитор заключил договор с клиентом на организацию перевозки шкур животных. Клиент, в свою очередь, заключил договор с кредитором на финансирование поставки. Финансирование гарантировалось представлением кредитору оригинальных коносаментов, которые удерживались им до момента возврата заемных средств клиентом.

Экспедитор по требованию клиента выдал 11 сквозных коносаментов, а также три оригинальных коносамента от перевозчика – морской линии. Кредитор получил только сквозные коносаменты, тогда как оригинальные коносаменты перевозчика были переданы грузополучателям клиентом в порту назначения.

Клиент не смог возвратить займ и кредитор потребовал, на основании сквозных коносаментов, передать ему груз, указанный в них. Между тем, груз уже был выдан перевозчиком грузополучателям в порту в связи с предъявлением оригиналов коносаментов перевозчика. Указанные коносаменты клиент передал получателям тайно.

Суд признал, что экспедитор несет ответственность за сохранность и выдачу груза по выданным им сквозным коносаментам, в том числе потому что он выдал их, не проверив для каких целей клиент будет использовать их в дальнейшем. Более того, действия экспедитора, выдавшего и сквозные, и перевозочные коносаменты, были признаны судом недобросовестными, - он должен был предусмотреть риск того, что груз будет выдан по коносаментам перевозчика.

Экспедиторам рекомендуется воздерживаться от выдачи сквозных коносаментов, так как с выдачей увеличивается риск привлечения экспедитора к ответственности по любым основаниям, связанным с грузом и данным документом. В случае, если выдача экспедиторского коносамента согласована сторонами, экспедитор должен убедиться, что груз находится под его контролем. В противном случае экспедитор будет нести риски, связанные с грузом, обращение с которым ему недоступно.

Не допускается выдача сквозных коносаментов при свободном обращении коносаментов перевозчика, так как такие документы являются товарораспорядительными, и имеют для перевозчика преобладающую силу. Экспедитор рискует лишиться груза, в отношении которого поручился по экспедиторскому коносаменту, если до момента его выдачи коносаменты перевозчика не находятся в его распоряжении.

 

Старший партнер Жданова Виктория Дмитриевна

 Адвокатское бюро Санкт-Петербурга «Инмарин», 2020