Главная » ИНФОЦЕНТР » Новости права » Об оценке правомерности начисления демереджа в связи с задержками в порту по причине принятия карантинных мер
24.07.2020

Об оценке правомерности начисления демереджа в связи с задержками в порту по причине принятия карантинных мер

Ограничительные меры, принятые портовыми администрациями в связи с пандемией, остаются в силе во многих морских портах. В связи с их принятием суда, находящиеся в чартерах, на постоянной основе могут сталкиваться с задержками в проведении грузовых работ. Нередки случаи, когда судовладелец, чье судно должно погрузить или выгрузить груз, а вместо этого стоит на карантине, предъявляет требования к фрахтователю о начислении демереджа за период простоя. Такие претензии нередко должны быть разрешены по нормам английского права.

Правомерность такой претензии будет определяться условиями договора чартера, в котором должны содержаться положения о том, как рассчитывается сталийное время, в каком количестве сталийное время доступно фрахтователю, а также какие периоды из его расчета исключаются. Аналогичный подход используется при определении в договоре демереджа. Необходимо помнить, что положения о расчете сталийного времени и об исключениях из него не применяются к демереджу, если только иное не согласовано сторонами.

В зависимости от конструкции чартера возможно будет определить имеются ли основания для исключения из периодов сталийного времени, либо демереджа, каких-либо периодов. Наилучший вариант – это наличие в договоре четкого указания на то, что время ожидания судна в порту в связи с принятием карантинных мер не входит ни в сталийное время, ни в время на демередже.

Между тем, не все договоры могут похвастаться такой детализацией, и большинство либо вовсе не содержит описание событий, прерывающих течение сталии / демереджа, либо имеют общие оговорки без спецификации. При отсутствии оговорок вообще, прав на прерывание сталии / демереджа у фрахтователя нет, за исключением тех случаев, когда она прерывается действиями судовладельца.

Толкование общие оговорок производится по общим правилам интерпретации контрактов – в соответствии с буквальным значением слов, а также по принципу «ejusdem generis» - правило «того же рода». По указанному правилу в случае, если в договоре имеется перечисление некоторых понятий, а за ними следует общая норма «а также любое другое обстоятельство», то это обстоятельство должно быть такого же рода, что и ранее перечисленные понятия. Исходя из принципа, оговорка «любое другое обязательство» не является безграничной, не включает в себя все и любые другие возможные исключения любого рода.

Таким образом, при наличии в договоре чартера исключения, прерывающего течение сталийного времени «по причине забастовок, гражданских волнений, а также любых других обстоятельств, находящихся за пределами контроля фрахтователя», указанные любые другие обстоятельства должны быть того же рода, что и забастовка. Исходя из изложенного, при наличии такой оговорки простои в связи с пандемией и карантином не могут быть подведены под действие данной оговорки и, значит, сталийное время не прерывается, пока судно ожидает разрешения на начало грузовых операций.

Для отказа от применения правила ejusdem generis допускается более четко перечислять основания для прерывания сталийного времени, либо добавлять в оговорку указание на то, что сталийное время прерывается по причине действия «любых других обстоятельств любого рода и вида». В этом случае допускается применить более широкое толкование оговорки в пользу включения в нее не связанных с ранее перечисленными исключениями обстоятельства.

Наконец, даже при наличии оговорок широкого толкования, фрахтователям рекомендуется помнить, что у них имеется обязанность уменьшать собственные убытки, в том числе воздерживаться от направления судна в порт, где оно может столкнуться с задержками.

Правильное взаимное понимание фрахтователем и судовладельцем содержания договоров чартера помогает избегать споров и судебных расходов, так как споры могут быть разрешены в досудебном порядке.

 

Старший партнер Жданова Виктория Дмитриевна

© Адвокатское бюро Санкт-Петербурга «Инмарин», 2020