Стандартная проформа договора на менеджмент морских судов SHIPMAN 2009 является самой популярной для оформления правоотношений между судовладельцем и менеджером, обеспечивающих техническое и / или коммерческое управление судами. За годы использования проформы в качестве базы для договоров судового менеджмента сложилась определенная практика, выявившая частые спорные вопросы, которые возникают у сторон в процессе ее исполнения.
Наиболее часто споры касаются стандартов оказания услуг судовым менеджером, а также его ответственности, в том числе по требованиям третьих лиц. Исходя из изложенного, споры из договора могут возникать как по внутренним вопросам владельца и менеджера, так и по внешним требованиям от кредиторов судна.
По природе договора SHIPMAN, судовой менеджер, действуя как агент, в рамках своих полномочий осуществляет управление вверенным ему судном. Полномочия менеджера могут распространяться на техническое управление, на вопросы экипажа, а также на коммерческую эксплуатацию судов.
Критерии качества услуг судового менеджера
Спор с судовладельцем может возникнуть в связи с убытками, которые возникли в период менеджмента судна. Это касается как физических убытков от утраты или аварии с судном, так и имущественных, выраженных в ненадлежащем уровне коммерческого менеджмента судна.
Как в указанных случаях определить являлся ли менеджмент судна качественным, или нет? Наилучший способ – это установить критерии качества услуг и навыков менеджера в договоре. Допускается определить случаи, когда исполнение менеджера будет считаться ненадлежащим.
В иных случаях менеджер обязан при осуществлении управления действовать разумно и проявлять надлежащую заботливость (ст. 8 проформы), руководствуясь добросовестной отраслевой практикой, всегда в интересах судовладельца. При разрешении споров и оценке качества управления в арбитраже или в суде может использоваться довольно высокий отраслевой стандарт, в том числе, если менеджер является опытным управленцем, ведущим предпринимательскую деятельность.
Объем полномочий судового менеджера
В отсутствие соглашения об ином, менеджер имеет по проформе SHIPMAN наиболее широкие полномочия в качестве агента судовладельца, действующего от своего имени или от имени собственника судна. Для эффективного управления менеджер имеет право предпринимать действия по своему собственному усмотрению, в интересах судовладельца. По факту это означает, что менеджер должен ставить интересы владельца выше своих собственных.
Дополнительные ограничения, либо специальные разрешения о полномочиях менеджера могут быть прописаны в договоре в качестве прямого письменного условия. Наличие запрета на совершение каких-либо действий, либо, наоборот, санкции на их проведение, послужат в пользу отсутствия споров и простоты буквального толкования / применения норм договора.
Ограничение ответственности судового менеджера
Если иное не предусмотрено в договоре, менеджер несет ответственность перед судовладельцем за ущерб, причиненный исключительно по грубой неосторожности, простой неосторожности или в связи с преднамеренными действиями менеджера, направленными на причинение вреда (ст. 17 проформы).
Дополнительно, если иное не установлено сторонами, менеджер имеет право ограничить свою ответственность размером не более, чем 10 сумм своего ежегодного вознаграждения. Другие цифры могут быть согласованы с судовладельцем в письменной форме. Менеджер теряет право на ограничение ответственности, если ущерб вызван его преднамеренными действиями или бездействиями, а также его неосторожностью.
Ответственность менеджера за действия экипажа
Ответственность менеджера за действия экипажа и ущерб, причиненный ими, специально исключена ст. 17 проформы SHIPMAN. Между тем необходимо отметить, что если ущерб вызван некомпетентностью членов экипажа в отсутствие квалификации, то это будет считаться нарушением менеджером обязательства по подбору надлежащих моряков, в результате чего ответственность будет нести именно менеджер.
Исходя из изложенного, если менеджер несет по договору обязанность по подбору экипажа определенной квалификации, и данная обязанность не соблюдена, что привело, в итоге, к ущербу, ограничение ответственности менеджера по ст. 17 проформы не действует.
Ответственность перед третьими лицами
Во избежание претензий со стороны поставщиков, либо иных третьих лиц, менеджеру рекомендуется четко анонсировать и подтвердить свой статус, как агента судовладельца. В договоре допускается дополнительно указать кто принимает ответственность по следкам, заключенным менеджером судна, а также в каких случаях. Такое уточнение послужит основанием для возражения на любые претензии третьих лиц.
Дополнительно допускается выставление всеми лицами счетов в адрес судовладельца, а также указание в заключаемых договорах на то, что менеджер действует в качестве агента определенного лица (собственника).
В спорах с участием менеджера ему рекомендуется не занимать позицию, противоречащую позиции судовладельца, так как для него по SHIPMAN все еще действует принцип приоритетности интересов владельца над своими. Представление несогласованных сведений и документов, выступление на стороне кредитора судовладельца могут в определенных случаях быть квалицированы, как нарушение договора менеджмента судна и, как результат, давать базу для взыскания владельцем убытков.
Ответственность за финансовые операции с судном
Для судового менеджмента всегда требуются средства, и ст. 13 проформы предусматривает базовое регулирование денежных вопросов и финансирования работы судна. Далеко не всегда, даже если стороны согласовали годовой бюджет на эксплуатацию единицы флота, менеджеру удается в него вписаться.
Сторонам рекомендуется не только здраво оценивать реальные расходы, связанные с эксплуатацией судна, но и, во избежание споров, предусматривать зазор по суммам, которые могут быть использованы сверх бюджета, но только в строго определенных в договорах случаях. Любые расходы должны производиться менеджером разумно, по доступным и не завышенным ценам, а дополнительные траты могут производиться с санкции владельца.
Одновременно с этим, у менеджера также могут быть сомнения по поводу платежеспособности владельца и его возможности покрыть расходы, понесенные в связи с управлением судном в течение года. Для уменьшения рисков менеджера, стороны могут договориться об открытии специального счета с суммой минимального остатка на нем, доступ к которому менеджер получит для оплаты расходов судна. Договором может быть предусмотрено, что отсутствие на счете минимального остатка является нарушением со стороны владельца, которое дает менеджеру право расторгнуть договор в одностороннем порядке, возвратить судно и взыскать убытки в виде неоплаченного вознаграждения.
Расторжение договора
Любой договор, включая SHIPMAN, может быть расторгнут по основаниям и правилам, предусмотренным применимым правом, а также по взаимному соглашению сторон. Последний вид расторжения – наиболее рекомендуемый во всех случаях, так как нивелируется риск признания расторжения незаконным и, как результат, требование компенсации в связи с таким нарушением.
Проформа в боксе 18 предусматривает минимальный период действия договора, до истечения которого он не может быть расторгнут, а также право в одностороннем порядке прекратить договор без нарушения любой стороны, путем выдачи уведомления о расторжении за 2 месяца до прекращения.
Статья 22 проформы предусматривает право одностороннего расторжения в связи с нарушением стороной обязательств, однако такое расторжение должно быть совершено строго в порядке и в сроки, и с уведомлением, установленным договором. В ином случае расторгающая сторона сама будет считаться нарушителем соглашения.
Применимое право и юрисдикция
Существенное значение при работе по SHIPMAN имеет то право, по которому будут разрешаться споры, и тот суд, в котором эти споры могут быть рассмотрены при необходимости.
По умолчанию проформа предлагает использовать английское право и арбитраж, однако необходимо напомнить, что такой правопорядок и юрисдикция являются чрезвычайно затратными во всех отношениях, сроки производства (а с ними и расходы) нередко нельзя предсказать и контролировать, а исполнить английское решение в России, часто, невозможно.
Основываясь на вышеизложенном, сторонам рекомендуется реалистично оценить потенциальные суммы требований по спорам, а также принять во внимание свои собственные юрисдикции регистрации. Применение российского права, в том числе с обращением в третейский суд, например, в Морскую Арбитражную Комиссию, может быть выгодным вариантом для эффективной работы по договору.
Старший партнер Жданова Виктория Дмитриевна
© Адвокатское бюро Санкт-Петербурга «Инмарин», 2020