Главная » ИНФОЦЕНТР » Новости права » О готовности судна к грузовым операциям в период пандемии
03.07.2020

О готовности судна к грузовым операциям в период пандемии

При осуществлении коммерческого судоходства, а также перевозок в период пандемии, риск задержек по прибытию судов в порты более, чем реален. Грузовые операции по чартеру совершаются в период течения сталийного времени. В интересах судовладельца – наиболее рано объявить о готовности судна к погрузке, запустив течение сталии по договору. Одновременно с этим, сталийное время не начинает течь в случае, если судно не полностью готово к грузовым операциям. Что есть готовность в период пандемии?

Полностью готовое судно – это судно, получившее «свободную практику», то есть допущенное в порт, в том числе, по его санитарному состоянию. Общее правило устанавливает, что нотис о готовности судна может быть подан судовладельцем либо при наличии «свободной практики», либо до ее получения, но только в случае, если для получения требуется лишь выполнение общих формальностей.

Исходя из изложенного, если эпидемиологическая и санитарная обстановка на судне находится в пределах нормы, а также отсутствуют разумные основания полагать, что судно не получит «свободную практику», судовладелец может законно подавать нотис, не опасаясь, что судно будет признано неготовым к погрузке. Однако ситуация будет иной, если на борту имеются заболевшие пассажиры или члены экипажа: судно не может в этой ситуации считаться во всех отношениях готовых к совершению грузовых операций до получения «свободной практики» (The Delian Export [1972] 1 QB 103).

Дополнительно, необходимо обратить внимание, что для судов, следующих из регионов и портов заражения, «свободная практика» может быть признана существенным условием для оценки готовности судна. Судовладельцам не рекомендуется пренебрегать получением «свободной практики» во избежание споров о неготовности судна к погрузке по формальным основаниям. В случае, если судно признается неготовым, нотис владельца аннулируется, а течение сталийного времени по чартеру не начинается.

Рекомендация действует даже в случае, если чартер прямо предусматривает право подать нотис «со свободной практикой или без нее», так как к таким оговоркам также будет применяться принцип, установленный в The “Delian Export” [1972] 1 QB 103. Таким образом, письменное условие договора освобождает судовладельца от обязанности получить «свободную практику» только в случае, если судну она и так была бы выдана без препятствий (Решение лондонского арбитража 11/00 (2000) 545 LMLN 3).

Следующим препятствием к указанию судна, как готового во всех отношениях, будет помещение его на карантин, если грузовые операции не могут проводиться без препятствий (The Austin Friars (1894) 10 TLR 633). В случае, если судовладелец понимает, что судну предстоит карантин, подача нотиса о готовности им бесполезна. Допускается, что стороны согласуют принятие фрахтователем рисков в связи с нахождением судна в карантине, однако в отсутствие доказательств, такое разделение не подразумевается.

Основываясь на вышеизложенном, судовладельцам необходимо четко оценивать риски, связанные с работой и состоянием судна в период пандемии. Именно на судовладельце лежит обязанность спланировать и организовать готовность судна к погрузке по условиям чартера.

Старший партнер Жданова Виктория Дмитриевна

© Адвокатское бюро Санкт-Петербурга «Инмарин», 2020