Главная » ИНФОЦЕНТР » Новости » О важности доведения статуса агента до третьих лиц при совершении сделок в индустрии морского транспорта
15.05.2020

О важности доведения статуса агента до третьих лиц при совершении сделок в индустрии морского транспорта

При реализации сложных проектов в индустрии морского и речного транспорта нормой является совершение сделок с участием агентов, брокеров и иных уполномоченных представителей. Между тем, статус таких лиц в совершаемых сделках имеет существенное значение, так как может напрямую повлиять на правовых связи и объем ответственности лиц, в них участвующих.

При заключении сделок стороны - участники имеют право получить полную информацию о полномочиях и интересах контрагентов. Чрезвычайно редко агенты, привлеченные для заключения сделки, инструктированы принципалами скрывать свой статус перед третьими лицами. В отсутствие такого поручения, агентам и брокерам рекомендуется четко и ясно указывать, как в переговорах, так и в электронной переписке, в чьих интересах и по чьей инструкции они действуют. В ином случае они принимают на себя риск признания их стороной сделки, заключенной в интересах третьего лица, если лицо такую сделку не одобрит.

Отсутствие одобрения сделки принципалом может иметь место по любым основаниям, - как в связи с недобросовестностью, так и в связи с, например, банкротством или ликвидацией. Имеется пример конфиденциального дела, в рамках которого агент осуществил заказ поставки судового оборудования для строящегося флота своего принципала, не уведомив все заинтересованные стороны о том, что он действует в интересах принципала.

Принципал впоследствии объявил о банкротстве, а поставщик обратился за взысканием цены поставки напрямую с агента. Заказ агентом был осуществлен от собственного имени. Суд удовлетворил иск к агенту, указав, что агент не смог однозначно доказать совершение заказа по инструкции и в интересах третьего лица.

Агенты, менеджеры и брокеры, не указывающие свой статус, нередко подписывают договоры с указанием в них и себя, и своих принципалов. В отсутствие четкого определения сторон сделки, они подвергают себя риску выступить соответчиками, либо единственными ответчиками по искам любого рода, вытекающим из таких договоров. В том случае агенту придется затрачивать существенное время и расходы на доказывание того, что он не является стороной договора.

Указанные риски нивелируются простым, но четким заявление своего статуса, как лица, действующего в интересах принципала. Такое заявление должно быть сделано в начале любых переговоров, а так же в договорах, которые подписываются агентом «от имени и по поручению», либо «только как агент».

Менеджерам не рекомендуется включать свои реквизиты в договоры чартера и иные договоры, сторонами которых они не являются, либо делать это исключительно с оговоркой о том, что права и обязанности по договору несет судовладелец. Необходимо так же помнить, что судовладельцем может быть признано любой лицо, эксплуатирующее судно на законных основаниях, а не только собственник. Таким образом, рекомендуется не пренебрегать указанием в договоре на статус сторон, даже если он может показаться очевидным.

Наконец, для подтверждения статуса агента и представителя рекомендуется иметь доверенность, письменную инструкцию или поручение, а так же осуществлять сбор доказательств, подтверждающих действие в чужом, а не в своем интересе. Наличие таких документов существенно облегчит не только досудебное урегулирование любых претензий от третьих лиц, но и судебное разбирательство, если такое будет инициировано.

 

Старший партнер Жданова Виктория Дмитриевна

Адвокатское бюро Санкт-Петербурга «Инмарин», 2020