Главная » ИНФОЦЕНТР » Новости » О последствиях для морских кредитных и лизинговых сделок в связи с эффектами пандемии
17.04.2020

О последствиях для морских кредитных и лизинговых сделок в связи с эффектами пандемии

В результате распространения коронавируса COVID-19, все части индустрии морского и речного транспорта подвержены рискам, сопряженным с вынужденными нарушениями действующих соглашений. Финансовый сектор, а именно кредиты и лизинг, не является исключением. Заемщики и лизингополучатели оценивают возможности по возврату денежных средств в ограниченных условиях эксплуатации судов. Финансовые учреждения и лизингодатели определяют риски и порядок действий на случай нарушения договоров контрагентами.

Необходимо отметить, что существенное значение при разрешении спора или при оценке риска имеют положения кредитного / лизингового договора, однако природа сделок по финансированию флота содержит и стандартные механизмы. Их обзор может быть произведен, исходя из общих норм и подходов.

Большинство договоров финансирования содержат строгие условия, нарушения которых стороной, получившей финансирование, будет считаться существенным, признанным и, как результат, станет рассматриваться как дефолт с ее стороны. В зависимости от условий договора, у кредитора незамедлительно, либо по истечению срока на устранение нарушение, возникает право требовать досрочного исполнения денежного обязательства по договора, либо обращения взыскания на обеспечение по нему.

Нередко одним из условий предоставление финансирования является подержание оборота компании – заемщика на определенном уровне, включая заключение и исполнение различных договоров в контролируемом объеме. Пандемия вносит коррективы в работу многих контрагентов, в результате чего объем коммерческих операций и деловых обращений у заемщика может снизиться. Рекомендуется прогнозировать и уточнять намерения контрагентов, с которыми имеются заключенные договоры, чтобы не оказаться в ситуации, когда договоры с ними прекращаются, что может привести к формальному нарушение кредитного / лизингового договора. Необходимо отметить, что оценка количества заключенных договоров проводится раз в установленных отчетный период, так что у лизингополучателя / заемщика есть шанс поправить ситуацию и избежать нарушения до окончания срока подачи отчета.

Дополнительным риском формального нарушения договора может стать изменение позиции заемщика / лизингополучателя в финансовом, корпоративном рейтинге, либо же любое изменение позиции его страховщика. Если стороны привлекла для страхования судна компанию, рискующую понизиться в требуемом рейтинге, рекомендуется провести предупредительные действия по смене полиса и получению его в другой организации.

Отдельного рассмотрения требует вопрос потенциального снижения стоимости судна, как предмета залога или финансовой аренды. Такое снижение может иметь место в связи с существующей рыночной ситуацией. Как правило, снижение такой стоимости является нарушением только если оно вызвано действиями заемщика / лизингодателя / залогодателя, но все зависит от условий договора финансирования.

Нарушения договоров могут последовать и не в связи с финансовым положением сторон. В связи с ограничениями на передвижение, а также отсутствие возможности проводить работу очно, судовладельцы могут лишиться возможности в срок провести сюрвей судна (предмета лизинга) на соответствия классификационным правилам. Принимая во внимание, что поддержание класса судна нередко является обязанностью по финансовому договору, заемщикам рекомендуется заранее согласовать и спланировать осмотры судов во избежание просрочки. Более того, классификационные общества активно содействуют судовладельцам в том, чтобы просрочка осмотров не явилась причиной приостановки класса судна и, как результат, нарушением. Классификационные общества выпускают разъяснения, письма и предоставляют отсрочки для проведения осмотров по заявкам владельцев.

Несмотря на то, что многие правительства выдвигают предложения о предоставлении заемщикам, включая участников индустрии морского и речного транспорта, «кредитных каникул», в настоящий момент условия такого предоставления остаются на усмотрение займодателей. Рассчитывать на безусловную выгодность и доступность такой опции не стоит, однако рекомендуется провести консультации с финансовым учреждением на предмет получения указанных льгот.

В случае отсутствия работы для судна, судовладелец может рассмотреть консервацию, либо прекращение эксплуатации с помещением судна на хранения для уменьшения расходов на его содержание. Между тем, принятие таких шагов возможно исключительно при отсутствии запрета на прекращение эксплуатации судна в договоре финансирования, и после консультаций с кредитором, во избежание прямого нарушения договора. Существенное значение имеет так же планирование консервации – вывод судна из работы может привести и к нарушению других норм договора: обязательство по ведению определенной деятельности, например. Консервация судна никак не влияет на обязательства владельца по кредитному / лизинговому договору.

Указанные общие рекомендации актуальны для договоров финансирования, заключенных до возникновения пандемии и ее негативных эффектов на индустрию морского и речного транспорта. При отсутствии прямых исключений в договорах, у заемщиков имеется больше шансов предупредить нарушение, чем избежать его. В указанных случаях рекомендовано начинать мотивированные переговоры с кредиторами на предмет изменения расписания выплат, предоставления дополнительных гарантий или иных способов исполнить обязательство по возврату денежных средств.

Для тех заемщиков / лизингополучателей, которые только готовятся заключить договоры финансирования, рекомендуется добиваться внесения изменений в условия сделок, которые будут отражать реальные риски, сопряженные с распространением заболевания, а также предоставлять сторонам договорную возможность управлять последствиями работы в условиях таких рисков.

 

Старший партнер Жданова Виктория Дмитриевна

 Адвокатское бюро Санкт-Петербурга «Инмарин», 2020